ГДЗ по обществознанию 6 класс учебник Котова, Лискова §13. Богатство духовной культуры









ВСПОМНИТЕ:

Что такое потребности?

Потребность - нужда человека в чем-либо, что необходимо для его существования.

Какие потребности называют духовными?

Духовные потребности – стремление к познанию внутреннего мира через самосовершенствование. В поиске гармонии личность приобщается к науке, искусству, философии, религии.

Как духовные потребности связаны с культурой человека и общества?

Развитие духовной культуры непосредственно связано с формированием, расширением спектра идеальных потребностей человека, деятельностью отдельных индивидов и общества в целом, направленной на удовлетворение этих потребностей.
На социально-психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей, норм, призванных ориентировать человека в окружающем его мире

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯОБЩЕСТВА

Расскажите о культуре своего народа.

«ПОМОЩНИК»:

Назовите несколько праздников своего народа.

1-6 и 8 января - новогодние каникулы;

7 января - православное Рождество;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

Изучите и опишите национальные костюмы своего народа.

Сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

Русские женщины, даже простые крестьянки, были редкими модницами. В их объемных сундуках хранилось множество самых разных нарядов. Особенно они любили головные уборы — простые, на каждый день, и праздничные, вышитые бисером, украшенные самоцветами. На национальный костюм, его покрой и орнамент влияли такие факторы, как географическое положение, климат, основные занятия в этом регионе.

Обычное название для верхней одежды — свитка или свита. Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой.

Какие национальные танцы вы знаете?

Хоровод. Танец с языческими корнями. ...

Тройка. Народный танец, который безошибочно можно узнать, пересчитав танцоров. ...

Калинка. Танец, исполняемый под песню, что лишь слывет народной. ...

Барыня. ...

Камаринская. ...

Казачок. ...

Присядка. ...

Кадриль.

Назовите нескольких героев национальных легенд, былин, сказок и т.п. Какие примечательные события с ними связаны?

Илья Муромец (русский богатырь)

Добрыня Никитич (русский богатырь)

Алёша Попович (русский богатырь)

Садко (новгородский богатырь)

Святогор (богатырь-великан)

Микула Селянинович (пахарь-богатырь)

Вольга Святославич (русский богатырь)

Никита Кожемяка (киевский богатырь)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

Что такое культура?

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

С деятельностью каких организаций связана духовная культура?

Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру.

Особое место в системе духовной культуры занимает религия.

компоненты художественного творчества

(религиозная живопись, ваяние и зодчество, литература,

публицистика, музыка и пр. );

компоненты просветительской деятельности (религиозные учебные

заведения, библиотеки, издательства и т. д. );

философская и политическая мысль (религиозная философия,

религиозные политические системы и партии);

мораль (религиозно-нравственные правила и поучения).

Что включает в себя духовная культура?

Мораль, религию, образование, науку, искусство, право, философию, язык. Иными словами, любое проявление духовной сферы.

Перечислите, какие виды духовной культуры выделяют учёные.

-- Миф – исторически первая форма культуры. Это бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия (природы или общества), обожествление природы.

-- Религия – (связь) обожествление духа с его свободой и творчеством. Божественное помещается по ту сторону природы и понимается как сверхъестественный абсолют. Развитая религия освобождает человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.

-- Нравственность – внутренняя саморегуляция зрелой личности в сфере свободы. Это реализация духовной свободы человека, она основана на утверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразности природы и общества. Первые нравственные регулятивы – долг, стыд и честь. Затем – совесть.

-- Искусство – выражение потребности человека в образно-символическом выражении и переживании значимых моментов своей жизни. Создает «вторую реальность» – мир жизненных переживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами. Философия – теоретическое мировоззрение, теоретическая душа культуры. Выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру. Многообразие культур и возможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят к многообразию спорящих между собой философских учений.

-- Наука – рациональная реконструкция мира на основе постижения его существенных закономерностей. Неразрывно связана с философией, которая выступает как всеобщая методология научного познания и позволяет осмыслить место и роль науки в культуре и человеческой жизни.

Культура развивается в противоречивом единстве с цивилизацией как способом материального благоустройства жизни.

В чём значение духовной культуры в жизни человека и общества

Роль духовной культуры заключается в том, что духовная культура является средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.

Соответственно, духовная культура имеет огромное значение, ведь она делает человека личностью, помогает ему стать членом общества, социализироваться, освоить знания и язык, и так далее.

Подведём итоги

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Может ли человек жить, не вступая в общественные отношения?

Да, конечно. Человек может жить отдельно от общества.

Пример тому: дети-маугли. Они вырастают в стаях, не имеют никакого представления об общественных отношениях, членораздельной речи или прямой походке. Тем не менее они люди.

Единственное - человек вне общества не станет личностью.

Почему экономическая деятельность любого человека, направленная на решение его собственных проблем, зачастую обеспечивает процветание всего общества?

Потому что зачастую при решение собственных экономических проблем, он отдает свои деньги другим людям, тем самым улучшая общество, это происходит с практически каждым человеком в обществе. Например: Человеку надо платить за ЖКХ, он её платит и тем самым деньги получает государство, которое строит дороги и т.д.

Почему в современном обществе увеличивается разнообразие социальных групп?

Со временем люди открывают новые границы в различных категориях, что приводит к появлению новых увлечений, вот почему увеличивается число социальных групп.

Как государство защищает права и интересы граждан?

Какого человека можно назвать некультурным?

Если полагать, что культурный человек - это тот, кто соблюдает принятые в обществе нормы и правила, то некультурный эти правила нарушает. При этом неважно, что это за правила - правила поведения, хорошего тона, этикета, моральные устои общества, совместного сосуществования. Культурный человек должен соблюдать их все. А некультурный не обязательно должен нарушать все, достаточно нарушать что-то одно. Например воспитанный и образованный аристократ может на самом деле быть крайне некультурным человеком если полагает, что он лучше других, если кого-то третирует и унижает. Ведь такое поведение свидетельствует о бедности его духовного мира, а человек бедный духовно не может считаться культурным.

Смотрите также: