ГДЗ Литература 7 класс Бунеев часть 1 страница 86









1. На какой исторический период развития России приходится детство М. Горького? Что тебе известно о 70–80-х годах XIX века?

Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Улица по воскресеньям нередко оглашалась радостными криками мальчишек: «У Каширских опять дерутся!» . Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство» (1914г.) . учился он всего два года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности (дед к тому времени разорился) оставить учёбу и пойти «в люди» : на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

 

Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоём все, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

 

В Казани, куда он отправился летом 1884 года, надеясь поступить в университет, тоже пришлось перебиваться случайными заработками, а самообразование продолжилось в народнических и марксистских кружках. «Физически я родился в Нижнем Новгороде. Но духовно – в Казани. Казань – любимейший из моих «университетов» , говорил писатель впоследствии.

 

Юношей с сильным и строптивым характером всё больше завладевала тяга к коренному переустройству мира, несовершенство которого он с детства познал в прямом смысле слова на собственной шкуре. Познакомиться с иными, не разрушительными путями преодоления этого не совершенства мешали и отсутствие систематического образования, и сама атмосфера времени: общество всё больше охватывали революционные настроения.

 

В конце 80-х – начале 90-х годов. Горький странствует по просторам России: Моздокской степи, Поволжью, Донским степям, Украине, Крыму, Кавказу. Он уже сам занимается агитацией среди рабочих, попадает под негласное наблюдение полиции, становится «неблагонадежным» . В эти же годы он начинает печататься под псевдонимом Максим Горький.

 

В 1900 году Горький познакомится с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «… он мне понравился. Настоящий человек из народа» . И писателям, и читателям понравилось, что в литературу вошёл новый человек - не из «верхних» , образованных, слоёв, а «снизу» , из народа. К народу – в первую очередь крестьянству – давно было привлечено внимание русского общества. А тут народ как бы в лице Горького вошёл в гостиные богатых домов, да ещё держа в руке собственные необычные произведения. Разумеется, его встретили с восторженным интересом.

2. Какой была атмосфера в доме деда? Почему она так отличается от атмосферы дома, описанной у Герцена и Толстого? Как ты думаешь, чем можно объяснить жестокость в отношениях людей, которую Алексей наблюдал в детстве?

В доме деда была напряженная атмосфера. Алексей наблюдал за людьми, живущими в доме, а все эти люди были воспитаны дедом то есть были воспитаны жестокостью, поэтому в дальнейшем она так себя и вели.

3. Кто оказал влияние на развитие личности, становление характера Алёши?

Влияние на формирование характера мальчика повлияла его бабушка. Бабушка – самый добрый человек среди Кашириных. Ее отличает бескорыстная любовь к миру, жалость к людям, чуткость к чужой обиде и боли Бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком.

4. Охарактеризуй деда и бабушку Алексея. В чём неоднозначность их характеров? Как раскрываются характеры деда и бабушки в их рассказах? портретах?

Дед Алеши Пешкова был низкого роста, щуплый, но это не мешало ему быть главным в доме. Слушались его и подчинялись ему все сыновья. В начале повести дед представляется нам очень грубым, жестоким человеком. За любую провинность, даже самую незначительную, он наказывает внуков поркой. Порет долго и сильно. После того как Алеша впервые подвергся этому наказанию, он долго не мог встать с кровати. Но именно этот случай с Алешиной болезнью позволяет нам увидеть в старшем Каширине другого человека — доброго, сильного, много выстра­давшего и трудолюбивого. Дед потому не терпит любо­го непослушания, что слишком жестоко обходилась с ним жизнь. Нажитое досталось ему тяжелым, непо­сильным трудом — изнурительной работой бурлака. Поэтому любое посягательство на его собственность приводило деда в ярость. Однако как ценил этот человек в людях любое про­явление таланта! Очень благосклонен он был к прием­ному сыну Ивану, у которого, по его словам, были зо­лотые руки. Подметив Алешину сообразительность, дед учит его буквам и несказанно радуется, видя успе­хи мальчика. В отличие от сурового деда, бабушка Каширина сразу располагает к себе всех, как, впрочем, и Алешу. Была «вся она — темная, но светилась изнутри — че­рез глаза — неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь» . Всегда ласковая и приветливая, бабушка Каширина могла быть и сильной. Она не бросилась в панику во время пожара, а твердым голосом отдавала распоряже­ния всем домочадцам и соседям. Она корила Алешину мать за то, что та не увела сына из-под дедовых розог. Благодаря своей бабушке Алеша Пешков познако­мился с русским фольклором. Эта женщина могла рас­сказывать сказки, былины, легенды бесконечно. Она бы­ла мастерицей русского танца. Алеша говорит, что «до нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное круже­во и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, на­сытив крепкой силой для трудной жизни» .

5. Почему после жестокого наказания у Алексея «явилось беспокойное внимание к людям», «...точно мне содрали кожу сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой»?

"Сыты голодного не разумеет"-гласит народная мудрость! Если ты всегда сыт и доволен жизнью, то никогда не поймешь голодного и несчастного человека! Не поймешь потому,  что ни разу не был в его шкуре!

Если переиначить эту пословицу, смысл будет такой же, как в этом вопросе. Алексей-человек, который испытал на себе насилие, жестокое обращение и это сделало его чутким к чужой боли.

6. Что ещё произошло с Алексеем после того, как его высек дед? Есть ли такие же по значимости сцены в «Былом и думах» Герцена, в «Детстве» Л. Толстого?

Дед засёк меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон. Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой.

7. Какие сцены в повести говорят о том, что Алёша встречался в детстве не только с жестокостью, но и с добротой?

Прочитав повесть Горького "Детство" видно, что Алеша не всегда сталкивался только со злом, но сталкивался и с добром и хорошим отношением. Например, он был очень близок с бабушкой, и всякий раз, когда они оставались вместе, она рассказывала ему интересные сказки и разговаривала с Алёшей ласково.

Даже дед, после того, как выпорол Алёшу, пришел и попросил прощения, а потом долго разговаривал с ним о своей нелегкой судьбе и что ему пришлось пережить.

С цыганком Иваном Алеша был дружен, и Иван также относился к нему дружелюбно.

8. Первое название повести М. Горького – «Бабушка». Почему писатель изменил название?

В процессе работы М.Горький предполагал изменить первоначальное заглавие повести. Об этом он писал одному из редакторов «Русского слова»: «Посылаю IV главу очерков; их следовало озаглавить «Бабушка», а не «Детство». Не согласитесь ли вы изменить заголовок?» (Архив А.М.Горького). 26 сентября 1913 года в письме И.П.Ладыжникову М.Горький также писал о том, что «Детство» следовало озаглавить «Бабушка» (Архив А.М.Горького).

Но уже в следующем письме в редакцию «Русского слова» М.Горький отказался от этого названия. «Подумав, нахожу, — писал он, — что напрасно обеспокоил Вас и что заголовок не следует изменять. Так и оставим «Детство» (Архив А.М.Горького). «Детство» — первая часть автобиографической трилогии, может именно из-за этого автор решил не менять название, плюс, это автобиография, и главное лицо - Алеша Пешков, а не бабушка

 (ТР) 9. Напиши сочинение-миниатюру «Самый близкий мне человек».

Самый близкий мне человек – это мама. Кто как не она тебя поймет, придет на помощь в трудную минуту, и никогда не предаст. С мамой у меня очень теплые отношения. Она моя самая близкая и верная подруга. С ней мы делимся секретами, ходим оп магазинам, и просто проводим время. К маме я всегда могу подойти с любым вопросом, и знаю, что она мне поможет. Не понимаю, как некоторые не находят «общий язык» с мамой. Ведь, это самый близкий, и родной человек, который знает своего ребенка на 9 месяцев больше чем все остальные.

Смотрите также: