ГДЗ Литература 7 класс Бунеев часть 1 страница 116









1. Почему Володя стал кормить собаку, а не людей?

Потому что собака была самым несчастным существом, которое он как раз и искал. Людей хоть кто-то мог покормить (как там говориться нашелся бы такой же дурачок который тоже подкармливал бы куркулей), а покормить собаку никто даже и не думал, ведь это же животное, что его кормить то.

(П) 2. Вспомни рассказ «Любовь к жизни» Дж. Лондона. Какими показаны в нём и в рассказе В.Ф. Тендрякова люди, страдающие от голода?

Один из них показан очень сильным, уверенным человеком. Он не хотел сдаваться, а хотел жить. Второй был намного слабее. Он сдался и даже не желал бороться за существование в этом мире.

3. Почему рассказ начинается со страшного описания ссыльных? Знаешь ли ты, кто такие раскулаченные, лишенцы?

Чтобы с первых строк объяснить читателю, насколько жестокими были порядки в описываемое время. И подчеркнуть, что всё это далеко НЕ СКАЗКА, а случилось в действительности, на глазах у всей страны.

 

4. Как ты думаешь, какой нравственный урок получили дети, наблюдавшие за куркулями?

"Куркуль" в переводе с украинского на русский означает "кулак", то есть в давние времена кулаков в Украине называли куркулями. Куркули или кулаки были зажиточными крестьянами, у них было сколочено немалое имущество благодаря тому, что они перепродавали зерно или скот в тридорога беднякам. В следствие чего началось раскулачивание. У кулаков изымали все имущество и наказывали. Я думаю, что дети, наблюдавшие за куркулями получили хороший нравственный урок. Они поняли, что нужно быть честными, порядочными, не обманывать людей в целях получения выгоды.

5. Почему начальник станции «не отвечал, проходил мимо, не поднимал головы»? Как можно объяснить его самоубийство?

Начальник боялся поднимать глаза от жалости к обречённым на голодную смерть людям. Он не мог им помочь, не мог накормить их, и оторвать от себя и своей семьи последнее. Голод был по всей стране, нечем кормить детей и себя, куркули и вовсе были обречены. Они были врагами народа, их презирали и не жалели. Начальник покончил с жизнью, так как не мог больше смотреть на страдание и медленную голодную смерть народа, особенно куркулей, ему было совестно перед ними, что он жив и сыт.

6. Почему Володю больше, чем смерть, потряс эпизод с разлитым молоком?

«… Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.

Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.

Первое потрясение, куда более сильное, чем от куркульской смерти, я испытал от тихого уличного случая.

Женщина в опрятном и поношенном пальто с бархатным воротничком и столь же опрятным и поношенным лицом на моих глазах поскользнулась и разбила стеклянную банку с молоком, которое купила у перрона на станции. Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки на дороге, плакала и ела, плакала и ела , аккуратно, без жадности, воспитанно.

 

А я стоял в стороне и – нет, не ревел вместе с ней – боялся, надо мной засмеются прохожие.»

 

(Страшные картины голодных страданий не свели Володю с ума, так как гораздо больше его потрясла картина, когда прилично одетая женщина черпает «обгрызенной деревянной ложкой молоко из грязного конского следа, опустившись перед нм как перед могилой дочери. Она не ссыльная и не «лишенка», но она также беззащитна перед голодными страданиями несоответствие внешнего вида этой женщины тому, что она делала, потрясли детское сердце.)

Обмозолиться - Окрепнуть в нужде, в бедах.

7. Почему одноклассники без благодарности отнеслись к попытке Володи накормить их?

Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”. Володя понял отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки.

8. Почему Володя прогнал от дома голодных людей?

Мальчику с детства объясняли, что голодующие ссыльные- якобы враги народа, которые заслуживают смерти. Володе конечно было всех их жаль, но он считал, что они смогут выжить. По этому он кормил собаку.

9. Почему отец не сказал Володе ни слова в упрёк? Что чувствовал отец?

 

10. Как ты понимаешь смысл фразы: «Не облезлого пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть»?

Совесть - то, что делает каждого из нас человеком с высокой духовностью. Делать по совести означает поступать добросовестно, честно по отношению к себе и другим людям. Смысл этой фразы состоит в том, что автор кормил "облезлого пса" не потому, что испытывал высокий душевный порыв, жалость и заботу о существе, а лишь чтобы облегчить себе состояние души, заглушить угрызения совести. Это нельзя считать истинно позитивным поступком. Человек не может откреститься от своей совести, совершая благородные поступки, которые не связаны с его реальной проблемой. Я уверен(а) в том, что если каждый человек будет поступать в связи со своей совестью, то это сделает его ответственным человеком.

11. Должен ли человек, сделавший доброе дело, ждать благодарности или ответного доброго поступка?

Я считаю, что человек, сделавший доброе дело не должен ждать благодарности или ответного доброго поступка потому, что добрые поступки совершаются не ради взаимовыгоды, а ради желания помочь человеку или поддержать его. Если же человек воспитан, то он обязательно отблагодарит и в нужный момент совершит такой-же добрый поступок. Но и не стоит обижаться на человека если вы не услышали в ответ на свой поступок никаких слов благодарности потому, что не все люди научились ценить такие поступки. А каждый добрый, совершенный вами поступок, сделает вас еще лучше.

12. Как ты думаешь, для чего автор поместил в конце рассказа «Документальную реплику»?

13. О чём этот рассказ? Сформулируй его тему. Можно ли его назвать автобиографическим?

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.

Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.

 

14. Какие страницы этого рассказа тебя особенно потрясли? Подготовь выразительное чтение эпизодов.

 

15. Какие события, по-твоему, особенно остро переживает автор? Как это отразилось в языке повествования?

 

16. Знаешь ли ты другие произведения, вызывающие потрясения своей безжалостной правдой? Нужны ли в литературе такие страшные произведения?

"Маленький принц" "Маленький горбань" "Фелька-хулиган"

Считаю что да, ибо только так можно подготовить ребенка к несправедливости этом мире!

17. В какой мере каждый из нас отвечает за происходящее во круг?

Человек ответственен за все, что происходит в сфере его влияния на окружающий мир.

Смотрите также: