ГДЗ Литература 7 класс Бунеев часть 1 страница 147









1. Как бы ты сформулировал главную мысль повести «Слепой музыкант»?

Главная мысль произведения-это поиски каждого человека смысла в жизни, найти своё место, предназначение, через душевное становление личности. Научиться любить жизнь, радоваться каждому дню, чувствовать страдания других, видеть сердцем, прозреть духовно и обрести свободу и счастье.

 

2. Как познавал мир Пётр? Чем это познание отличалось от познания зрячего человека?

Короленко очень красочно описывает природу, сельскую жизнь, монастыри, людей, дороги, как судьбы разных людей. Не случайно рисуются пейзажи жизни, автор даёт почувствовать красоту жизни, которой лишён незрячий человек. Пётр познаёт мир через звуки природы, на ощупь он только определяет размеры и из чего состоит окружающий мир. Попав первый раз на природу, маленький Петрусь падает в обморок, от обилия неизвестных звуков, моря новых ощущений. Пейзажность произведения помогает читателю понять чувства главного героя, его ощущения. Описание погоды-это состояние главного героя, свет солнца-это надежды Петра обрести смысл в жизни. Темнота-это душа мальчика, а не только ночь в произведении. Пейзаж создан автором, не как фон произведения, а как психологическая характеристика Петра, состояние его мыслей и души. Зрячий человек может увидеть мир, а как объяснить слепому, как выглядит вещь, человек, животное, дерево, небо....Пётр начал понимание с белого и черного цвета клавиш, мама сравнила шею аиста, с острыми кончиками крыльев, белое добро-с с нежными, высокими нотами, а чёрное зло-с низкими и резкими. Пытаясь понять цвета, мальчик научился чувствовать звуки, создавая образы, через голоса, шум ветра, дождя, шелест деревьев, плеск воды. Петрусь узнаёт мир через звучание природы, интонации голосов и рассказы людей, через народную музыку и песни. Музыка помогла ему понять различия цветов, научится выражать эмоции нотами, отличать чёрное от белого, выражать радость и боль. Всю красоту жизни Пётр научился видеть сердцем, чувствовать полную картину мира.

3. Какую роль в жизни Петра сыграла история Юрка-бандуриста?

История слепого Юрка-Бандуриста , верного спутника атамана Игната Карого окрылила Петра, дала ему надежду на будущее. Слепой стал героем легенды, совершал подвиги. Для Петра это стало озарением, дало смысл в жизни, но он пока не был готов бросить вызов судьбе, стать героем, как Юрок, оправдывая это давними временами и несбыточностью такого замысла.

4. Как ты понял смысл сцены встречи Петра с двумя слепыми на колокольне монастыря?

Он встретил "себе подобных", и только тогда впервые осознал всю глубину своего горя. Слепой звонарь говорит ему, что его товарищ-монах видел в детстве, поэтому он добрый, а он - звонарь никогда не видел белого света, поэтому он злой, ожесточенный. Петр начинает думать, что все слепые от рождения должны быть такими, как этот звонарь.

5. Для чего дядя Максим отправляет Петра в странствие с двумя нищими слепцами? Что вынес Пётр из этих скитаний? Какой смысл вкладывает автор в слова «душа его была исцелена»?

Для того, чтобы тот перестал жалеть себя, чтобы ощутил то, как жили раньше слепые бандуристы о которых он слышал.

6. Почему Пётр говорит, что он «на мгновение прозрел», узнав, что его ребёнок видит? В чём смысл этой сцены?

Пётр очень боялся, что его ребёнок родится слепым, поэтому когда врач сказал, что тот "определённо видит", отцу от радости показалось, что он сам прозрел. Эта сцена показывает, как был счастлив Пётр, узнав, что его сын родился здоровым.

7. «Да, он прозрел...» – думает дядя Максим, слушая игру Петра. Какой смысл вкладывает он в эти слова? Почему игра слепого музыканта так захватила слушателей? Определи роль эпилога в тексте.

Дядя Максим имел в виду то, что Пётр достиг высокого мастерства, стал гениальным музыкантом. Игра музыканта захватила слушателей, потому что он, будучи слепым, научился видеть сердцем, поэтому его музыка была очень трогательная, душевная.

8. Какие мысли вложены автором в образы Петра, дяди Максима, Эвелины? Какие чувства вызвали у тебя эти герои?

Образ Петра, в него вложен смысл борца за жизнь, место под солнцем. Пройдя через испытания, обрести право на счастье, любовь, признание, нужность не только близким ему людям. Упорный труд, при поддержке близких, даёт возможность преодолеть любые трудности в жизни, смести все преграды и сделать счастливым себя и близких.

Дядя Максим — это образ мудрого наставника в жизни, закаляя характер мальчика, он научил его справляться с трудностями. Его обучение, рассказы, истории духовно обогащали внутренний мир подростка, учили его любить родных, друзей, природу, музыку, народ. Прозреть душой, почувствовать страдания других, научить состраданию-это дорого стоит, не зря прожить жизнь, сделав человека счастливым, дядя горд собой.

Эвелина - это образ любви, настоящей, сильной и исцеляющей. Самоотверженность, верность и поддержка, бесстрашие перед любыми трудностями-это черты характера Эвелины. Она помогла исцелению души Петра и жизненному прозрению, обрела семейное счастье.

Все они вызывают чувство уважения, за их стойкость, преданность , стремлению к цели. Такие люди заслуживают восхищения, почёта и должны являться примером для подражания.

9. Что такое «истинная слепота»?

Сам автор сформулировал ответ: "Истинная слепота – не физическое увечье, а неумение замечать то прекрасное, что посылает жизнь."

Люди, которые не умеют радоваться жизни, дарить счастье другим, которым чуждо сострадание и они равнодушны к бедам и горю окружающих-это истинно слепые люди. Душевная слепота и чёрствые сердца делают их инвалидами жизни.

 (П) 10. Есть ли что-то общее в рассказе В.Ф. Тендрякова «Хлеб для собаки» и повести «Слепой музыкант» В.Г. Короленко?

Общей в этих рассказах является тема гуманного, сострадательного отношения к людям, хотя раскрывается она по-разному: Петру помогали дядя Максим и Эвелина, сам Пётр помогал нищим, а в рассказе Тендрякова мальчик из обеспеченной семьи пытался помочь умирающим от голода людям, но его благие намерения разрушились о суровую реальность.

(П) 11. Не находишь ли ты что-то общее в судьбе М. Горького и героя повести В.Г. Короленко? Сопоставь время написания «Слепого музыканта» с датами событий в биографии Горького.

Время написания повести 1886-1898 годы В 1891 году отправился странствовать по миру и даже дошел до Кавказа (горький) Наш герой тоже странствовал по миру

Смотрите также: