menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс Беленький


ГДЗ Литература 7 класс




ГДЗ по литературе за 7 класс издателя Беленький, является одним из основных координаторов при изучении ДЗ. В этой книге школьник отыщет решения примеров с объяснениями и комментариями на любую тему учебника. Здесь дословно представлен механизм решения, при помощи которого, каждый первоклассник, не просто спишет пример, а также запомнит, как оно решалось. Умное использование ГДЗ Литература 7 класс Беленький обеспечит девятикласснику получить новые способности и понять пройденную тему. Для самостоятельного усвоения пройденного материала настоятельно рекомендуем написать двадцать других аналогичных упражнений, что поможет при дальнейшем обучении.

Вопросы рассмотренные в решебнике:
1.    Чем отличается изображение времени в художественном произведении (художественное время) от реального, в котором мы живем?
2.    Назовите дватри знакомых вам рассказа, однудве повести и роман. К какому роду литературы относятся эти произведения? Обоснуйте свой ответ

Рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Иван Грозный» (см. форзац учебникахрестоматии). Чем близка эта картина описанию Ивана IV в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина? 
Вы прочитали «Песню про... купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Проследим, как поэт «оживляет» далекое прошлое.
1.    Перечитайте вступительную статью о поэте. Какие жизненные впечатления Лермонтова, повашему, отразились в «Песне...»?
2.    Какие картины, нарисованные Лермонтовым в «Песне...», запечатлелись в вашей памяти? Наверняка вы назовете сцену пира у Ивана Грозного, кулачный бой и другие (какие?). Но есть одна сцена, которую нужно воссоздать с помощью фантазии: исполнение «Песни...» гуслярами. Ведь неслучайно Лермонтов назвал свое произведение песней: ее поют гусляры. Вообразите обстановку, в которой они исполняют произведение. Кто их слушатели? Что сказано о них в поэме? А главное — почему повествование ведется от лица гусляров?
3.    Обратите внимание на то, что Лермонтов отказывается от плавного, непрерывного повествования. Например, промежуток между картиной пира у Ивана Грозного и сценами в лавке и семье Калашникова, несомненно, был заполнен разными событиями. Но поэт выхватывает из потока времени лишь наиболее важные, с его точки зрения, моменты и на них сосредоточивает внимание читателя.
Как вы думаете, чего достигает Лермонтов таким построением «Песни...»?
4.    Рисуя картины далекого прошлого, поэт часто ведет повествование в настоящем времени:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Вместе с тем незаметно для читателя настоящее время переходит в прошедшее, как бы сплавляется с ним:
И пирует царь во славу Божию, В удовольствие свое и веселие. Улыбаясь, царь повелел тогда Вина сладкого заморского Нацедить в свой золоченый ковш И под несть его опричникам.
— И все пили, царя славили. 
Почему в рассказе о прошлом Лермонтов прибегает к настоящему времени? Проанализируйте с этой точки зрения сцену поединка Кирибеевича с Калашниковым.
А теперь разберем «Песню...» подробнее.
Глава I
5.    Какое представление складывается у вас об Иване Грозном? Назовите особенно выразительные эпитеты и сравнения, характеризующие его. Почему царь сравнивает себя с месяцем, а своих гостей со звездами? В чем смысл сопоставления Ивана Грозного с ястребом, а Кирибеевича с «голубем сизокрылым»?
6.    Что можно сказать о Кирибеевиче на основании его ответа царю? Какое значение для понимания характера молодого опричника имеет последняя строфа главы (до припева)?
Глава II
7.    Какие черты сурового быта XVI века, о которых писал автор «Домостроя», отразил Лермонтов в своей «Песне...»? Что добавляет к характеристике Кирибеевича рассказ Алены Дмитриевны? Как «голубь сизокрылый» превращается в «ястреба»?
8.    Почему, решив выйти на поединок, Калашников посылает за своими младшими братьями, а они поддерживают его, целиком полагаясь на волю старшего?
Глава III
9.    Сравните Кирибеевича и Калашникова.
О    каких особенностях героев говорят их портретные зарисовки?
Зачем каждый из них вышел на поединок? Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников — царю, «...После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому»?
Какое значение для понимания замысла автора имеет диалог между Кирибеевичем и Калашниковым перед боем? Кто и почему одержал в нем моральную победу?
Сопоставьте ответ Кирибеевича царю во время пира (глава I) и слова Калашникова после поединка. Как характеризует героев их поведение перед царем?
Перечитайте строки о смерти Кирибеевича. Каким чувством проникнуты они? Чем можно объяснить это чувство? Почему гусляры, зная, что перед ними «лукавый раб», все же говорят о нем как об «удалом бойце», «буйном молодце»? Похож ли Кирибеевич на опричников, о которых писал Карамзин? Если похож, то чем? А чем отличается от них?
10.    Какие стороны характера Ивана Грозного проявляются в главе III? Справедлив ли его суд (ведь Калашников нарушил законы поединка, ударив противника в висок)? Можно ли назвать судом волю одного человека, пусть даже царя?
11.    Припевы гусляров, следующие после каждой главы, время от времени напоминают читателям, что изображаемые события относятся к далекому прошлому. Перечитайте концовку последней главы. Как Лермонтов показывает, что традиции героического и трагического прошлого живы в памяти народа, и таким образом связывает прошлое с настоящим? Напомним, что как преступник Калашников был похоронен не на кладбище, а за чертой города.
12.    Как вы понимаете слова И. Андроникова о «Песне...»: «Поэма заставляла задумываться о судьбе и правах человеческой личности»?
13.    Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины Андрея Петровича Рябушкина «Приглянулась». Чем она напоминает ситуацию, изображенную в «Песне...» М. Ю. Лермонтова? В чем отличие?
14.    Выберите одну из картин «Песни...» и попробуйте создать по ней киносценарий. Продумайте обстановку действия, внешний облик действующих лиц, содержание диалогов и монологов, кинокадры, даваемые крупным и дальним планом, титры на экране. Если нужно, определите характер музыкального сопровождения, используйте шумы, игру света 
Найдите в народной песне строки, близкие к произведению Лермонтова. А чем они отличаются от текста поэта? Каким изображен Иван Грозный в исторической песне, а каким — в «Песне...» Лермонтова? Чем вы объясните различие? 
В балладе три героя: царь, князь Курбский, Василий Шибанов. Последнего автор дважды называет рабом (найдите эти места). Раб ли он на самом деле? Как ведет себя Василий Шибанов в застенке? Чем он, повашему, превосходит своего господина и царя? Почему балладу, в которой действуют три героя, поэт назвал «Василий Шибанов»? Какие качества человека прославляет поэт, рисуя фигуру гонца князя Курбского?
1.    В балладе А. К. Толстого много устаревших слов и выражений. Приведите примеры. Зачем поэт употребляет подобные слова?
2.    Подготовьте выразительное чтение нескольких понравившихся вам строф из баллады (желательно законченного эпизода). Имейте в виду, что в балладе А. К. Толстого немало так называемых переносов — несовпадений фразы с ритмическим строением стиха, когда окончание предложения, начатого в одной стихотворной строке, переносится в следующую строку. Например:
И князь доскакал. Под литовским шатром Опальный сидит воевода.
Или:
И в ногу Шибанова острый конец Жезла своего он вонзает.
Готовясь к выразительному чтению, учитывайте переносы: интонацией нужно слегка оттенять конец строки и вместе с тем давать понять слушателям, что мысль еще не закончена, что она развивается и завершается в следующей строке.
3.    Какая тема, какие мысли объединяют два произведения об Иване Грозном, напечатанные в хрестоматии?
1.    Назовите эпизоды повести, которые вызвали у вас наиболее сильное сопереживание ее героям, заставили задуматься о «трудном и бранном времени», изображенном писателем.
2.    Перечитайте страницы, где Тарас Бульба нарисован в кругу семьи. Укажите черты характера героя, которые вы отметили, читая этот эпизод. Какую характеристику Тарасу дает автор?
3.    Какими красками писатель рисует степь в разное время суток? Почему обращает внимание на ее бескрайние, вольные просторы?
4.    Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины Александра Павловича Бубнова «Тарас и его сыновья в степи». Подберите из текста повести отрывок, перекликающийся с картиной А. П. Бубнова. Попробуйте определить, где на картине художник изобразил Остапа, а где — Андрия. Почему вы так думаете?
5.    Расскажите о нравах и обычаях Запорожской Сечи (предварительно составьте план своего рассказа). Чем гордился Тарас, наблюдая за своими сыновьями? Как характеризуют его эти чувства?
6.    Перечитайте главу VI (Андрий у панночки). Сопоставьте слова Андрия: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? <...> Отчизна моя — ты! <...> И всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!..» — со словами Тараса: «Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня...» Прав ли, повашему, отец, решаясь убить сына? Чем отличается отношение Тараса и писателя к Андрию (внимательно прочитайте и обдумайте слова Гоголя в конце главы VI от слов «И погиб козак!»)? Чем можно объяснить это различие?
7.    Сравните запорожцев с польскими витязями (глава VII), составьте план своего ответа. Обратите внимание на отношение писателя к тем и другим и на сцены, пронизанные чувством юмора.
8.    Какие слова запомнились вам из речи Тараса о товариществе? Что означает в его понимании родство не по крови, а по душе? Как эта речь повлияла на запорожцев?
9.    Проследите, как Гоголь рисует второе сражение под Дубной. Что объединяет запорожцев? С какими словами они погибают?
10.    Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины Петра Петровича Соколова «Тарас над телом убитого им Андрия». Какие чувства владеют Тарасом? Почему художник намеренно уходит от изображения битвы, давая ее лишь в качестве фона картины?
11.    Что изменилось в характере, поведении и внешности Тараса после битвы под Дубном, смерти Андрия и пленения Остапа? Чем потрясает последняя встреча Тараса с Остапом?
12.    Можно ли объяснить действия Тараса в последней главе повести только чувством мести за смерть Остапа? Как Гоголь рисует последние минуты жизни Тараса, создавая величественный образ защитника родной земли? Какого былинного богатыря напоминает Тарас?
13.    Рассмотрите иллюстрации художника Б. Кибрика к повести «Тарас Бульба». Как он передал непреклонную волю и героизм
Тараса, а на другом рисунке — его скорбь и одиночество? Как выразил различия в характерах братьев?
14.    Выучите наизусть понравившийся вам отрывок из повести.

1.    Покажите, как в описании светелки Тараса Бульбы проявляется характер ее хозяина.
2.    Выберите один из понравившихся вам эпизодов повести и определите, как, с помощью каких художественных средств писатель раскрывает характер героя (или героев). Для выполнения задания можно разбиться на группы: каждая группа работает над выбранным ей эпизодом.
Пишем сочинение     
Сочинение будет тем убедительнее и интереснее, чем больше оно опирается на примеры, почерпнутые из текста произведения.
Приведенные здесь планы сочинений — это не закон, подлежащий неукоснительному исполнению. Это лишь ориентир в вашей работе, облегчающий путь к самостоятельности суждений и выводов. А такая самостоятельность — важный результат учения.
Напишите (или подготовьте устное) сочинение на одну из названных тем: «Тарас Бульба в семье и боях», «Тарас Бульба — предводитель и товарищ запорожцев», «Сыновья Тараса Бульбы». План к последнему сочинению можете взять из учебникахрестоматии или составить самостоятельно.
в библиотеку


Почему Пушкина интересовала история России, в частности Полтавская битва и роль в ней Петра I? 
1.    Назовите картины, наиболее впечатляющие, с вашей точки зрения, и покажите, как сочетаются в них настоящее и прошедшее время. Вспомните, в чем смысл подобного художественного приема.
♦    2. В отличие от «Песни...» Лермонтова Пушкин включает в поэму комментарии и рассказ о событиях от имени автора. Как вы думаете, почему? Приведите примеры такого авторского текста.
♦    3. Пушкин считал, что исторические события следует изображать в единстве с семейными. Что потеряла бы поэма «Полтава», в частности обрисовка характера Мазепы, если бы в ней разрабатывалась только тема измены Мазепы и победы русских над шведами? Или только тема любви Марии?
4.    Вспомните, как строится сюжет произведения. Подумайте, какие события в поэме можно считать экспозицией (вступлением) и завязкой действия, а какие — кульминацией и развязкой. Какую роль в поэме играет ее финал (концовка)? Обоснуйте свое мнение.
5.    Что привлекло вас в характере Кочубея? Какой поступок героя вызывает противоречивое отношение к нему?
6.    Внутренний монолог — это внутренняя речь героя, обращенная к самому себе. Найдите в первой песни поэмы внутренние монологи 
Кочубея. В каком из них, повашему, наиболее полно раскрываются его стремления и переживания? Как они его характеризуют?
7.    В основе поэмы лежат подлинные исторические события. Но, как сказано ранее, в действительности у Кочубея было три дочери. Как вы думаете, почему автор изображает Марию его единственной дочерью?
8.    Прочитайте вслух диалог Кочубея и Орлика. Что возвышает главного героя над Мазепой и Орликом?
9.    Мария нарушила религиозные и семейные традиции, избрав в мужья Мазепу, своего крестного отца. Она одобрила и государственную измену Мазепы. Почему же Пушкин обращается к ней со словами сочувствия («Мария, бедная Мария / Краса черкасских дочерей...»)?
10.    Перечитайте строфы поэмы, посвященные Марии. Обратите внимание на описание ее внешности. Какие эпитеты и сравнения помогают представить героиню в блеске красоты и молодости? Как передает поэт ее чувство к Мазепе? Когда Мария увидела истинное лицо Мазепы (Песнь третия)?
♦    11. Прочитайте отрывок из молдавской легенды, которую, по словам одного из современников Пушкина, поэт не только знал, но и записал: «Богат и велик господарь Истрат Добижа: но он богат не золотом венгерским и не серебром ляшским, а богат дочерью Домницею Дафною. <...> Стан ее был так строен, как одобенская лоза или как византийская тополь. <...> Глаза у нее были голубые, словно лицо неба, брови черные, словно крыло ворона...»
В чем перекликается это описание с содержанием первых строф поэмы «Полтава»? Как вы думаете, почему Пушкин обратился к народной поэзии?
12. Перечитайте строфы из Песни второй, содержащие описания украинской ночи. С помощью каких средств художественной выразительности автор создает пейзаж и передает переживания Кочубея и Мазепы? Какова роль этих описаний в поэме? Одно из них выучите наизусть. Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи «Украинская ночь». Чем перекликается этот пейзаж со строками А. С. Пушкина?
♦    13. В заметках о «Полтаве» Пушкин писал о Мазепе: «Однако ж какой отвратительный предмет! ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость...» Как воплотились эти черты в поступках Мазепы, его замыслах, речи, взаимоотношениях с Марией, Кочубеем, Петром I, Карлом XII и со своими единомышленниками? Какова роль авторской характеристики в изображении Мазепы? Оцените поведение и характер Мазепы.
14.    Перечитайте описание Полтавской битвы. С помощью каких средств художественной выразительности передает поэт напряжение боя и его стремительность? Как звукопись помогает «услышать» гул сражения? Почему в поэме центральное место занимает описание Полтавской битвы?
15.    Сопоставьте строки, посвященные Петру I, Карлу XII и гетману Мазепе; обратите внимание на внешний облик героев, их 
поведение и настроение во время боя. В чем различие и чем оно вызвано?
16.    Сравните изображение пира Петра I и бегства его недругов. Как выражается в этих строках авторское отношение к Петру и его врагам?
17.    Свободный рассказ о событиях обусловил свободную форму поэмы: разную величину строф, разные схемы рифмовки. Приведите примеры. Выучите наизусть один из фрагментов поэмы (описание природы, диалог персонажей, едены начала или кульминации Полтавской битвы).
     Почему поэму «Полтава» литературоведы считают не только исторической, но и героической? Чем она отличается от поэмы «Руслан и Людмила»?
2.    Можно ли «Песню про царя Ивана Васильевича...» отнести к лироэпическим произведениям и назвать героической поэмой?
3.    В чем отличие поэмы от баллады? Докажите, что баллада «Василий Шибанов» А. К. Толстого является лироэпическим произведением.
  Прочитайте отрывок из поэмы «Полтава»:
Была та смутная пора, Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра...
С помощью каких изобразительновыразительных средств языка поэт характеризует эпоху Петра I? Вдумайтесь в их смысл.
♦    2. Прочитайте строки из поэмы от слов: «Но близок, близок миг победы...» и до строчки: «Зачем изменник не на плахе?». На какие изобразительновыразительные средства языка вы обратили внимание? Какова их роль в описании боя и пира Петра I? Какие чувства поэта они выражают?
3. Какие страницы или отдельные строфы поэмы «Полтава» вам особенно нравятся? Перечитайте их и прокомментируйте, обращая внимание на язык поэмы.
Задание можно выполнить, разбившись на группы: каждая работает над избранными ею страницами (строфами).
♦    4. Прочитайте одно из стихотворений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова или другого поэта. Какие эпитеты, сравнения, олицетворения


Почему Лесков любил создавать произведения на основе жизненных фактов? Обязателен ли этот принцип для всех писателей и всех произведений? В рассказе читаем: «Постников помнит и службу и присягу; он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки». Тем не менее герой нарушил присягу. Как вы относитесь к этому поступку солдата?
1.    Офицеры и генерал Кокошкин, зная или подозревая правду, все же скрывают ее, а генерал даже добивается от Николая I награды для офицера инвалидной команды, приписавшего себе подвиг солдата. Чего боялся каждый из них? А почему лгал офицер инвалидной команды?
2.    Как вы оцениваете поведение владыки, который, зная правду, одобрил наказание Постникова?
3.    Охарактеризуйте поведение подполковника Свиньина, который сначала приказал выпороть Постникова, а потом посетил его в лазарете и наградил фунтом сахару и четвертью фунта чаю.
4.    А как сам писатель оценивает поступок своего героя? Внимательно перечитайте заключительные строки рассказа.
5.    Перечитайте авторские характеристики Миллера, Свиньина, Кокошкина и Постникова. Каких душевных качеств нет у офицеров в отличие от героя рассказа?
6.    Рассказ вначале назывался «Спасение погибавшего», а затем получил название «Человек на часах». Известный филолог и писатель В. И. Даль в своем словаре так определяет понятие «человек»:
1.    Высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем. 2. Служитель, прислуга, лакей («Эй, человек, подать трубку!»). 3. Юродивый, пророк, избранник (Божий человек Алексей, святой). Какой смысл, повашему, вкладывает Лесков в понятие «человек»? Почему он изменил название рассказа?
7.    Что, на ваш взгляд, устарело в рассказе, а что сохранило свое значение?
8.    Перечитайте эпиграф к теме «Н. С. Лесков» — слова М. Горького. Можно ли их отнести к рассказу «Человек на часах»?


     С какими героями изученных вами в этом году произведений на исторические темы и почему писатели связывали свои добрые чувства? Кого и за что они осуждали?
     А. С. Пушкин отлично знал темные и даже ужасные страницы русской истории: удельные усобицы, татарское нашествие. И вместе

с тем, когда его друг П. Я. Чаадаев написал, что Россия не имеет значительной истории, поэт ответил ему резко и прямо: «...я решительно не могу с Вами согласиться <...>. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана1, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре2, — как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! <...> Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
Как вы думаете, чем гордится Пушкин и почему он не сосредоточивается на мрачных картинах русской истории?
3.    Прочитайте стихотворение И. С. Никитина «Русь»: вряд ли оно оставит равнодушным человека, для которого Родина — не отвлеченное, книжное понятие, а сама жизнь.
     Как вы думаете, чем отличаются «Стихотворения в прозе» от известных вам стихотворений? А что сближает их?
     Почему стихотворение в прозе «Два богача» Тургенев заканчивает словами: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?
     Что объединяет стихотворения в прозе «Два богача» и «Щи»? Какими предстают в них крестьяне? Как проявляется авторское отношение к героям?
♦ 4. В стихотворении «Как хороши, как свежи были розы...» чередуются два времени — настоящее и невозвратное прошлое. Как использует автор прием контраста для изображения одного и другого? (Обратите внимание на эпитеты, выбор слов, настроение писателя.)
С какой целью, повашему, автор привлекает строчку из стихотворения поэта И. П. Мятлева, прочитанного «давнодавно тому назад»? Почему она повторяется несколько раз?
В концовке стихотворения в прозе словно звучит ланнеровский вальс (вальс венского композитора Ланнера). Один исследователь отметил, что и последующие фразы как бы звучат в ритме вальса — ощущается медленно тающий, угасающий мотив... («Свеча меркнет

и гаснет... И все они умерли, умерли».) Попробуйте так прочитать эти последние строки (не забудьте про паузы, постарайтесь ощутить музыкальный ритм фразы).
Расскажите о чувствах, которые вызвало у вас стихотворение.
♦ 5. Какой предстает Ю. П. Вревская в стихотворении в прозе, посвященном ее памяти? Тургенев писал Ю. П. Вревской перед ее отъездом в Болгарию: «Желаю от всей души, чтобы взятый Вами на себя подвиг не оказался непосильным... Целую Ваши милые руки, которым предстоит делать много добрых дел». Каким чувством проникнуто это стихотворение?
1.    Как проявилась наблюдательность Тургенева, его любовь ко всему живому в стихотворении в прозе «Воробей»? Проследите, как переходит писатель от наблюдений к философскому раздумью.
2.    Объясните, почему гимн русскому языку («Русский язык») завершает цикл «Стихотворений в прозе». Выучите «Русский язык» наизусть.


В 5м классе вы познакомились с рассказом Тургенева «Муму». Вспомните обстоятельства, при которых был написан этот рассказ. Что сближает его с «Записками охотника»? Какие факты личной жизни вызвали ненависть писателя к крепостному праву?

Назовите особенности избранного И. С. Тургеневым жанра — стихотворений в прозе.
1.    В стихотворении четыре части. Как связаны они между собой? Попробуйте озаглавить их, но так, чтобы ваше название (это может быть и строчка из стихотворения) определяло основной смысл каждой части. Например, первую часть можно озаглавить «Славная осень». Какую строчку выберете вы?
2.    Почему Некрасов открывает стихотворение описанием «славной осени»? Ведь можно было сразу начать с рассказа о «цареголо де». Назовите художественные средства, которые использует поэт для создания картины «славной осени». Какими чувствами проникнута эта картина?
3.    Перечитайте строки:
...Всюду любимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Найдите в приведенных строках повторяющийся гласный звук. Чего достигает поэт таким повторением?
4.    Чем можно объяснить желание поэта не рассказать Ване о труде строителей, а показать картины каторжного труда? Какую роль в этих картинах играют тени умерших и песня мертвецов?
5.    Сравните слова из песни мертвецов: «В ночь эту лунную / Любо нам видеть свой труд!» — и: «Мы надрывались под зноем, под холодом, / С вечно согнутой спиной, / Жили в землянках, боролися с голодом, /Мерзли и мокли, болели цингой». Сформулируйте вывод о двух сторонах народного труда, вытекающий из указанного сопоставления. Чем Некрасов объясняет противоречие в чувствах строителей железной дороги?
6.    Что дает основание автору верить в будущее русского народа? Как вы понимаете строки: «Вынесет всё — и широкую, ясную / Грудью дорогу проложит себе»? Почему за этими строками, полными веры в будущее, следуют другие: «Жаль только — жить в эту пору прекрасную / Уж не придется — ни мне, ни тебе»?
7.    В стихотворении выражены два взгляда на народ — генерала и поэта. В чем существо данных взглядов? А теперь, может быть, вы сумеете объяснить смысл и значение эпиграфа к стихотворению.
8.    Что добавляет последняя часть стихотворения к сказанному во второй части о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной? Какие чувства вызывает она у поэта? Обратите внимание на изображение рабочих и хозяина, их речь и поведение. Сравните больного белоруса и подрядчика. Что дает такое сопоставление?
9.    Как следует прочитать последнюю фразу поэта, обращенную к генералу? Какое слово выделить?
10.    Прием контраста (противопоставления) — одна из особенностей построения стихотворения «Железная дорога». Найдите, что чему противопоставлено, например: красота в природе («Всё хорошо под сиянием лунным») — и «безобразье» в человеческих отношениях  
(продолжите этот ряд). Какую цель преследует поэт, прибегая к приему противопоставления?
11.    На протяжении всего стихотворения поэт охвачен разнообразными чувствами: это и горечь, и сострадание, и нежность, и боль, и возмущение, и тоска, и восхищение, и ирония, и негодование, и надежда. Может быть, вы назовете и другие. И каждое проявление чувств говорит о том, что автор тесно связан с народом, сопереживает его судьбе. Определите, чем вызвана смена чувств поэта. Выберите для выразительного чтения отрывок из стихотворения, постарайтесь передать чувства Некрасова. Выучите этот отрывок наизусть.
♦    12. Сравните два обращения поэта к детям: в стихотворениях «Крестьянские дети» (1861) и «Железная дорога» (1864). Чем они роднятся? Почему Некрасов обращается к молодому поколению? Что ему важно было сказать крестьянским ребятишкам и сыну генерала Ване? Каким предстает поэт в этих стихотворениях? Напомним его обращение к крестьянским детям:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства Проводит вас в недра землицы родной...
♦    13. Если бы вам пришлось готовить мультимедийную презентацию к стихотворению «Железная дорога», какие кадры, повашему, нужно было бы разработать, какие надписи к ним сделать?
Что можно и чего нельзя передать из содержания стихотворения с помощью рисунков? Почему?
14. Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины Константина Аполлоновича Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге». В чем перекликаются между собой картина К. А. Савицкого и стихотворение Н. А. Некрасова?
1.    В деревне Острецово Костромской области долгое время бытовало предание, связанное с именем Некрасова. Жители полагали, что героиня стихотворения «Орина, мать солдатская» — их односельчанка Орина. По словам крестьян, однажды к Орине зашел усталый, плутавший по лесу охотник, которому она рассказала о своем вдовьем житье. Считалось, что этим охотником был Некрасов. Поэт действительно часто охотился в соседнем Буйском уезде, когда приезжал на отдых в родные места. Сестра Некрасова вспоминала: «“Орина, мать солдатская” сама ему рассказывала свою ужасную жизнь. Он говорил, что несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней. Брат мой не был зол, но печать гнева и печали легла на нем рано».
Почему, однако, стихотворение нельзя рассматривать как точную копию жизненных событий?
♦ 2. Почему историю солдата автор излагает не сам, а вкладывает в уста матери и ее именем называет стихотворение? Как мы узнаём об отношении поэта к героине?
* * *
1.    Стихотворение, как вам стало ясно, содержит портретную зарисовку крестьянки, выполняющей тяжелую работу во время страды. В чем же смысл первых шести строк стихотворения, обращенных не только к крестьянской женщине? Как вы понимаете образованное Некрасовым слово всевыносящий («Всевыносящего русского племени»)?
2.    Перечитайте строки:
Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать!..
Что это — прославление выносливости русского народа или скрытое осуждение терпения и покорности?
3.    Какова роль эпитетов в стихотворении? Как оно построено (покажите значение строфзарисовок)?
4.    Для произведений устного народного творчества характерны слова с уменьшительными и ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, просторечные и разговорные слова и обороты. Докажите близость стихотворений Некрасова «Орина, мать солдатская» и «В полном разгаре страда деревенская...» к устному народному творчеству.
1.    Чем дополняет этот отрывок ваше представление о крестьянке, возникшее при чтении стихотворений «Орина, мать солдатская» и «В полном разгаре страда деревенская...»?
2.    Рассмотрите на цветной вклейке репродукцию картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна». В чем сходство образов крестьянки, созданных А. Г. Венециановым и автором поэмы «Мороз, Красный нос»?