Вопросы по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 5-54









Страница 5

Проверьте себя

1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?

Горький – любите книгу, она научит вас понимать себя и окружающих, уважать человека за его достижения и стремление к лучшему. Книга окрыляет ум и сердце.

Паустовский – читайте медленно, вдумчиво, не торопясь. Запоминайте и обдумывайте те события и образы, которые рисует автор.

Лихачев – читайте и перечитывайте, находите свои любимые произведения. Находите книги, к которым хотелось бы обращаться вновь и вновь.

Мне кажутся важными советы Горького и Паустовского. Действительно ценные книги лучше читать вдумчиво. Важно проникаться тем, что читаешь, любить книгу.

2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», немецкая — «В хороших книгах охотно роются», английская — «Выбирай писателей так, как выбираешь друга».

Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.

Русская – «Не на пользу читать, коли только верхушки хватать». Эта пословица говорит о пользе вдумчивого чтения. Только при внимательном отношении к книге можно научиться чему-то, понять себя и окружающих. Если читать поверхностное, можно так ни в чем и не разобраться.

Немецкая – «В хороших книгах охотно роются». Пословица говорит о том, что книги, из которых действительно можно чему-то научиться, интересны сами по себе. Они захватывают воображение. Читатель невольно погружается в сюжет.

Английская – «Выбирай писателей так, как выбираешь друга». Народная мудрость говорит о важности подбора хороших книг для чтения. Если выбирать второсортные произведения, они могут не только ничему не научить, но и испортить литературный вкус.

Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.

Есть много пословиц о книгах и чтении:

Хлеб питает тело, а книга питает разум;
Ум без книги, как птица без крыльев;
Недочитанная книга – не пройденный до конца путь;
Прочел книгу – встретился с другом;
Книга книге рознь: одна учит, другая мучит;
Кому книга – развлечение, а кому – учение;
Глаголом жги сердца людей.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы, приведите примеры их употребления в речи:· талантливый писатель —· талантливый читатель —· творческое воображение —· читать вдумчиво —· найти точные слова —· стремление к лучшему —

1) писатель, у которого есть талант к писательству. Синоним - дар к писательству
2) читатель, обладающий хорошим, выразительным чтением. Синоним - тоже можно дар
3) человек, обладающий таким качеством, что может придумывать что-то гениальное. Синоним - творческая фантазия
4) читать, осмысляя каждое слово, вникая в самую суть. Синоним - понимать смысл написанного
5) подобрать такие слова, которые наиболее точно помогли бы передать смысл сказанного. Синоним - ясно выразить мысль
6) Стремиться достичь чего-то светлого, правильного. Синоним - идти на правильном пути

Страница 8

Проверьте себя

1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.

Былины:
Илья Муромец и Соловей разбойник(фрагменты)
Алеша Попович и Тугарин  Змей (фрагменты)
Про Прекрасную Василису Микулишну
Русские Предания:
Баечник
Мать - сыра земля

2. Какие качества Петра I навсегда сохранились в народных преданиях? Как вы думаете почему?

В народных преданиях сохранилось много положительных черт характера Петра 1. Так народ оценил, запомнил и передал в сказках и преданиях его решительность и принципиальность. Петр 1, по наблюдению народа, отличался справедливостью и чувством юмора. А еще он умел оценивать достоинства самых простых людей, и щедро платить за честность и верную службу.

Обогащаем свою речь

Как вы понимаете словосочетания: содержит сведения, родоначальник первой княжеской династии, цикл сказаний, Петровская эпоха, раскованность в поведении героев, землепашцы, мастеровые? Перескажите статью Н. Криничной, употребив перечисленные словосочетания.

Содержит сведения - в данном предмете есть информация.
Родоначальник первой княжеской династии - основатель рода.
Цикл сказаний - определенный цикл произведений, который нужно читать по порядку.
Петровская эпоха - эпоха Петра или определенный отрезок правления Петра
Раскованность в поведении героев - вольность или вульгарность героев.
Землепашцы - крестьяне, вспыхивающие землю и сеющие хлеб.
Мастеровые - ремесленники.

 

Страница 9

Размышляем о прочитанном

Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Пётр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?

Согласно «Воцарению Ивана Грозного», этот правитель был наделен особенной мощью, был безжалостным и жестоким. Это выразилось том, что царь заверил всех в необходимости обезглавить барина.
       В ином рассказе «Сороки-ведьмы» мы видим иной образ правителя. Государь изображается благочестивым человеком, который мечтает победить зло в мире. Царь не упускал из вида своих подчиненных, следил за тем, как они исполняют его приказы. Также говорится о том, что он был настолько велик, что даже колдуньи боялись его проклятий.
       Петр 1 в рассказах изображается как наилучший мастер. Народ выделает самые лучшие черты своего правителя. Они отмечают то, что он был демократичным, трудоспособным и постоянно желал познавать новое. Кроме того, он был лоялен к справедливой критике.

Будьте внимательны к слову

1. Как можно объяснить слова предание, летопись, быличка? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах.

Слова - "предание", "летопись", "быличка" – литературные термины, отличающиеся друг от друга по значению. Предания - это рассказы о старине, часто приукрашенные фантазией которые передаются из поколения в поколение. Летопись - письменный жанр литературы, который подразумевает записи исторических событий на бумаге в том виде, в котором они и происходили без добавлений творческих элементов. Былички - жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с нечистой силой.
 

2. Подготовьтесь к пересказу одного из преданий, сохранив особенности языка повествования.

3. Объясните смысл слов и словосочетаний: грозный, дать вольную, крепкое слово, шабашить.

Грозный - угрюмый, злой

дать вольную - отпустить человека

крепкое слово - неприличное выражение

шабашить - работать на стороне с целью дополнительного заработка

Фонохрестоматия

Предание. «Пётр и плотник»

1. Послушайте народное предание о царе Петре и плотнике. Поду майте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему?

2. Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр в словах Петра, обращённых к плотнику?

Благодарность и справедливость.

3. Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти?

Трудолюбие, справедливость, ум.

4. Подготовьте выразительное чтение предания. Постарайтесь в своём чтении передать отношение народа к легендарному образу царя.

 

Страница 13

Проверьте себя

В чём «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и статью учёного-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.

Тайна всевластия былин в тесной и прямой связи со всем укладом жизни русского человека, именно поэтому мир и быт русской крестьянской жизни составил основу былинного и сказочного творчества.

Былины (от слова «быль») - произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях.

Действие былин происходит в Киеве, на торговых площадях Новгорода и в других русских городах.

Русь и тогда вела оживленную торговлю, поэтому в былинах упоминаются знаменитые торговые пути, певцы воспевали широту земли русской. Но сказители знали и о далеких землях, названия которых упоминали в былинах.

Документальную ценность придает былинам множество черт древнего быта, в них рассказывается об устройстве первых городов.

На Руси в большом почете был хороший конь, поэтому образ коня очень часто встречается в былинах. В былинах также подробно перечисляются и описываются детали одежды, конской упряжи.

Но более всего ценны в былинах думы и чувства народа. Нам, жителям XXI века, важно понять, ради чего народ пел о богатырях и об их славных делах, кто такие богатыри и во имя чего они совершали подвиги?

Илья Муромец совершил много подвигов, в частности, освободил от разбойников одну из дорог. Его подвиги были высоки.

Все богатыри, сражаются с врагами во имя покоя и благополучия Руси, они защищают родную землю.

Но былины изображали не только события героической обороны страны, но и дела и события повседневной жизни: работа на пашне, торговля. Такие былины не просто развлекали: певец учил и наставлял, как жить.

Будничный труд крестьянина в былинах поставлен выше воинского, это выражено в былине о землепашце Микуле и князе Вольге.

Время Древней Руси сказалось и на художественном строе былин, они отличались торжественностью тона, грандиозностью образов, важностью действия.

Былинный стих особенный, он предназначен для передачи живых разговорных интонаций.

В былинах есть зачины, концовки, повторы, преувеличения (гиперболы), постоянные эпитеты. Рифмы в былинах нет, в древности пение былин сопровождалось игрой на гуслях.

В искусстве былины осуществилась связь времен Древней Руси и нашей эпохи.

Страница 15

Проверьте себя

1. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?

Гусли существует два вида гуслей: шлемовидные и крыловидные (они же звончатые). Так вот былины сказывали под гусли звончатые, которые и сейчас имеют большее распространение.

2. В каком веке появились первые записи былин? Кому принадлежат первые публикации текстов былин?

Жанр былины зародился примерно в 10 веке, однако первые записи былин были сделаны в 17 веке, а опубликованы в 18 веке русскими писателями: М.Чулковым, И.Дмитриевым, Н.Новиковым.

3. Назовите наиболее известных исполнителей былин. Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?

Начиная с 18 века интерес к былинам явно возрос. Известны такие исполнители былин: Василий Щеголенков, отец и сын Рябинины, Аграфена Крюкова.

В начале 19 века собиратель былин П.Кириевский обратился к писателям с просьбой собирать былины. Откликнулись А.Пушкин, Н.Гоголь, А.Кольцов, В.Даль.

4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов.

Виктор Васнецов иллюстрировал былины и сказки. Он родился в 1848 году, в большой семье священника. Хотя Виктор с детства проявил свой талант, у семьи не было денег и он поступил в духовное училище. Не окончив эту школу, он поехал в Петербург и сдав экзамен, поступил в Академию художеств. Там познакомился с Репиным, Крамским. Умер в 1926 году в Москве.
Произведения с мотивами былин и сказок:
1. Три богатыря
2. Витязь на распутье
3. Богатырь
4. После побоища Игоря Святославича с половцами
5. Снегурочка
6. Царевна-Лягушка
7. Ковер- самолет
8. Иван-царевич на Сером Волке
 

Размышляем о прочитанном

1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать её подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?

Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины — трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.
 

2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?

Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу тогда, когда тот превзошел целую дружину - сумел выдернуть соху из земли. 
В зачине рассказывается о рождении Вольги, его делах, целях («похотелось Вольге много мудрости...»). Смысл зачина в том, чтобы подготовить слушателя к противопоставлению Вольги и Микулы, о котором будет рассказываться далее. 
В былине подробно представлен портрет пахаря (Микула очень красив, празднично одет), описан процесс труда (работает пахарь легко, с удовольствием). Правдоподобие в этом описании нарушено, но зато передано отношение народа к крестьянскому труду: труд крестьянина оценивается выше воинских подвигов.

3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).

Хотела бы охарактеризовать Микулу Селяниновича. Микула был пахарем. В этом произведении он описывается, как сильны, смелый мужчина. Он ездил в город, куда собрался ехать Вольга. Микула предостерёг его не ехать, а то мужики раздерут его там на части. Микула как-то подрался с мужиками того города, с тех пор его стали там уважать. Микула был сильный и физически, и духом. Физическая сила его была доказана, когда он одной рукой выдернул свою соху из земли тогда, когда Вольга и его дружина не смогли этого сделать.
 

Фонохрестоматия

Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1. Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях.

Стих былины торжественный, напевный, со множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.

Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?

Актер читает нараспев, протягивает гласные в окончании слов. Где-то интонационно выделяет слова, а где-то говорит полушепотом.  

2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича?

Чтение наполнено восхищением, интонация торжественная. Актер восхваляет Микулу. 

Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?

Актер выражает доброе отношение к герою, народ любит Микулу. 

3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит?

В рассказе о мужиках-разбойниках актер говорит строгим голосом, чтобы передать всю серьезность ситуации. После этого диалога Вольга позвал Микулу с собой. В эпизоде спора актер своей интонацией показал решительность Микулы. Такие интонационные изменения происходят для того, чтобы как можно достовернее передать образ Микулы.  

4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?

В разговоре с князей Вольгой Микула предстает перед читателями смелым, решительным, справедливым, честным и трудолюбивым. Чтение актера как можно точнее помогло представить Микулу. Это получилось благодаря интонациям героя, постоянным эпитетам, сравнениям. 

Страница 34

Размышляем о прочитанном

1. К какому циклу относится былина «Садко»? Какова её тема?

Былина «Садко» относится к новгородскому циклу, тема её — жизнь купцов, организация торговли.

2. Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.

Главный герой - богатый купец Садко, но он не сразу им стал. Он играл на гуслях, но его мало кто звал на пиры. Он переживал по этому поводу и царь морской подсказал ему прийти на пир и рассказать купцам, что есть в озере рыба с золотыми перьями. Он так и сделал, но никто ему не поверил. Взамен пообещал Садко свою голову, если он ложь говорит. Это оказалось правдой, и купцы отдали гусляру свои товары. Таким образом он построил тридцать кораблей, на которых путешествовал в другие города: Волхов, Ладожск, Нева-река, Золота Орда. 

3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

Царь морской потребовал живую голову в сине море. Садко предложил купцам жеребьевку сделать. Написали они свои имена. А чье имя ко дну уйдет, тот и пойдет в море.   

У всех имена всплыли, а у Садко ко дну пошло. Он приказал принести чернильницу и перо, да лист бумаги, чтобы отписать свое имущество. А после этого отправился к царю морскому.  

Садко взял гусли с собой и играл царю морскому, а тот плясал. Видел он, как море разбушевалось, да начали корабли тонуть. И сказал старик Садко, чтобы он струны выдернул. Так он и сделал. 

Его путешествия закончились тем, что привез казну бессчетную он в Новгород, да и церковь построил. 

4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?

Царю морскому нравилась игра на гуслях Садко. Он хотел выдать свою дочь за него замуж. 

Читаем самостоятельно

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

Киевский цикл. Тема былины - защита Руси от врагов, доблесть богатыря. 

2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстаёт перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

 

Илья Муромец не захотел стать черниговским воеводой, так как ценил свою свободу и торопился в Киев Он не хотел служить кому-то. Ему помогло победить его стремление делать только добрые дела, а как известно, что добро славный всегда побеждает зло.  

Народ относится к нему с уважением и добротой. Именно это и сближает его с героями народных сказок. Образ Ильи Муромца стал народным образом. 

Илья Муромец - удаленький добрый молодец, богатырь, старый казак, мужик-деревенщина. У него "белы ручушки". Эти эпитеты позволяют представить главного героя сильным, здоровым, смелым персонажем. 

3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Выражают симпатию. (например, Царя к богатырю). 

4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?

Помимо бесстрашия богатырь проявил свою решительность, мудрость, умение контролировать ситуацию. Илья в конце былины говорит о том, что хватит уже Соловью-разбойнику такие бесчинства устраивать, да песни ему воспевать. 

5. Как вы понимаете концовку былины?

Илья Муромец показал убийством Соловья-разбойника то, что он положит конец всему злу и врагам на Руси. 

Страница 42

Размышляем о прочитанном

Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:

1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?

Учёные предполагают, что карело-финский эпос сложился в I тыс. н. э. в среде восточно-финских племён. А обработал его Э. Ленрот лишь в 30-х годах XIX века.  

2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?

Первая из 32, а вторая из 50. 

3. О чём рассказывают древние руны?

Руны рассказывают о сотворении земли, неба, луны и солнца, а так же о приключениях главных героев – Вяйнямейнена и Лемминкаяйне, которые совершали разные подвиги.
 

4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?

Малень­кая девочка-рабыня («наймычка из деревни»), легкомыслен­ная красавица из богатого дома Кюлликки, насмешливый за­печный мальчишка, «верховный бог» Укко. А сопровождают деяния этих героев такие природные стихии, как мрак, мороз, ветер. 

5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?

Северная точка - мрачная страна Похъела, а южная - светлая страна Кавела. 

6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает?

Лоухи сказала, что отдаст свою дочь замуж тому, кто выкует эту мельницу по ее рецепту. Она обозначает 4 основных вида хозяйства: охота, два вида животноводства и земледелие. 

7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».

Трудно было работать над мельницей кузнецу. В первый раз получился лук для стрел. (“Он был чудесен на вид, “с золотым сияньем лунным”, но “имел дурное свойство”).  

Вместе с рабами он продолжил трудиться. Получилась лодка. (“Но прекрасная лодка имела крупный порок”).   

Стараются они в третий раз. Корова вышла красивая, но и снова был изъян. (“Но у ней дурное свойство: Спит средь леса постоянно, Молоко пускает в землю” Руна 10-ая).  

В четвертый раз выходит луг. (“Он забирается на чужие земли, бороздит чужой выгон”). 

Кузнец и его ломает. Лишь на пятый раз получилась Сампо.

8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Сампо помогала Лоухи в хозяйстве, но пришли три богатыря забирать мельницу. Она разбилась на тысячи осколков. 

Герои “Калевалы” трудились, собирая урожай, а потом в честь этого устраивали праздники с песнями и плясками. Они разводили коров, вспахивали землю. Но верили и в мистические силы.  

Герои былин не верили в мистику. Они надеялись только на свою силу. У них не было привязанности к погоде, как у героев “Калевалы”.  

Объединяет обоих героев - борьба за справедливость. 

Смотрите также: