menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс Коровина, Журавлев Страница 5-54



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

Страница 5
Проверьте себя
1. Какие советы М. Горького, К. Паустовского, Д. Лихачёва кажутся вам важными и каким из них вы следовали при чтении?
2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Подумайте, как отражается в них отношение народа к чтению и книге: русская — «Не на пользу читать, коли только вершки хватать», немецкая — «В хороших книгах охотно роются», английская — «Выбирай писателей так, как выбираешь друга».
Известны ли вам другие пословицы на эту тему? Какие? Назовите и объясните их.
Обогащаем свою речь
Объясните значение слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы, приведите примеры их употребления в речи:· талантливый писатель —· талантливый читатель —· творческое воображение —· читать вдумчиво —· найти точные слова —· стремление к лучшему —
Страница 8
Проверьте себя
1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.
2. Какие качества Петра I навсегда сохранились в народных преданиях? Как вы думаете почему?
Обогащаем свою речь
Как вы понимаете словосочетания: содержит сведения, родоначальник первой княжеской династии, цикл сказаний, Петровская эпоха, раскованность в поведении героев, землепашцы, мастеровые? Перескажите статью Н. Криничной, употребив перечисленные словосочетания.
Страница 9
Размышляем о прочитанном
Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Пётр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?
Будьте внимательны к слову
1. Как можно объяснить слова предание, летопись, быличка? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5—7 классах.
2. Подготовьтесь к пересказу одного из преданий, сохранив особенности языка повествования.
3. Объясните смысл слов и словосочетаний: грозный, дать вольную, крепкое слово, шабашить.
Фонохрестоматия
Предание. «Пётр и плотник»
1. Послушайте народное предание о царе Петре и плотнике. Подумайте, чем пересказ предания отличается от сказывания волшебной сказки. Почему?
Отличия заключаются в:
2. Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр в словах Петра, обращённых к плотнику?
3. Какие черты характера царя запечатлелись в народной памяти?
4. Подготовьте выразительное чтение предания. Постарайтесь в своём чтении передать отношение народа к легендарному образу царя.
Страница 13
Проверьте себя
В чём «тайна всевластия» былин? Подготовьте сообщение о былинах, используя высказывание М. Горького об устном народном творчестве и статью учёного-фольклориста Владимира Прокопьевича Аникина.
Страница 15
Проверьте себя
1. Каким музыкальным инструментом сопровождалось исполнение былин?
2. В каком веке появились первые записи былин? Кому принадлежат первые публикации текстов былин?
3. Назовите наиболее известных исполнителей былин. Кто из великих русских писателей откликнулся на призыв собирать и записывать фольклор?
4. Кто из художников иллюстрировал былины, сказки? Подготовьте устное сообщение об одном из художников-иллюстраторов.
Размышляем о прочитанном
1. Какой теме посвящена былина и кого можно назвать её подлинным героем? Когда мужички начинают «похваливати» оратая и называть его «молодой Микула Селянинович»?
2. Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу? Как вы понимаете смысл зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
3. Дайте характеристику Микуле или Вольге (на выбор).
Фонохрестоматия
Былины. «Вольга и Микула Селянинович»
1. Былины — древние русские эпические песни о богатырях и героях.
Стих былины торжественный, напевный, со множеством повторов отдельных слов, строк, целых эпизодов. Повторы создают неторопливое, плавное движение сюжета.
Прослушайте былину и постарайтесь ответить на вопрос: как актёр при чтении подчёркивает, выделяет особенности древнерусского былинного стиха?
2. Какие интонации преобладают в чтении народного артиста России Леонида Кулагина, когда он воспроизводит внешний вид Микулы Селяниновича?
Какое отношение народа к этому герою стремится выразить актёр?
3. Обратите внимание на то, как меняются интонации, тембр голоса актёра, когда он воспроизводит речь Микулы Селяниновича в различных эпизодах беседы (рассказ о мужиках-разбойниках, спор с князем о цене кобылы пахаря, рассказ о том, почему соседи величают Микулу по имени-отечеству). Почему это происходит?
4. Какие черты характера Микулы Селяниновича раскрываются в его разговоре с князем Вольгой? Помогло ли чтение актёра лучше представить былинного героя, его характер, отношение к князю, чувство собственного достоинства? Какими средствами это достигается?
Страница 34
Размышляем о прочитанном
1. К какому циклу относится былина «Садко»? Какова её тема?
2. Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.
3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?
4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?
Читаем самостоятельно
Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Ответьте на следующие вопросы:
1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?
2 . Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстаёт перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.
3. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?
4. Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?
5. Как вы понимаете концовку былины?
Страница 42
Размышляем о прочитанном
Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:
1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карелофинский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?
3. О чём рассказывают древние руны?
4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает?
7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».
8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 5-54