ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 140-187

Страница 140

Размышляем о прочитанном

1. Что добавили в понимание личности Твардовского высказывания о нём и какой вам видится личность поэта? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Высказывание об А.Т. Твардовском многое говорит его личности. Он трепетно относился к творчеству и не лк: бил обсуждать творческих планов, считал, что работать над наедине с листом бумаги. Твардовский, по воспоминаниям литературоведа Лакшина, обладал врожденным тактом почти аристократической воспитанностью. Еще Твардовс кий верил в добро, считал, что зло на земле ненадолго.

Художник О.Г. Верейский, С кем долгие годы дружил Твардовский, считал главными чертами писателя искренность и независимость в мыслях. Твардовский жил ради людей, чтобы «чью-то душу отпустила боль».

2. Прочитайте воспоминания об А. Т. Твардовском, используйте их в устном сообщении о писателе.

Страница 141

Фонохрестоматия

1. Как вы считаете, о чём это стихотворение — о времени года или о жизни человека?

В своем стихотворении А.А.Твардовский  рисует признаки смены времен года. Увеличение и уменьшение светового дня на несколько минут мы можем и не заметить, ведь его продолжительность велика. А вот пору цветения природа четко распределила: ольха, орешник, черемуха, сирень... И аромат цветущей липы (в средней полосе в первой декаде июля) - это последнее яркое событие расцвета, далее лето идет уже на спад.
Но упоминание о кукушке, по широко известной примете отмеряющей оставшиеся человеку годы жизни, подводит читателя к мысли о этапах жизни человека. Мы редко в привычном беге времени задумываемся о том, что прошло детство или юность, как минутное изменение светового дня летом. А уж признаки старения вообще стараемся игнорировать, не думать о том, что "не в гору, а с горы". Темная холодная осень для нас наступает внезапно.
Думается, о себе говорит поэт, что его расцвет уже позади. Он-то заметил, что "песня спета" и кукушка отстукала "прощальный свой привет".
Короткое, но очень емкое стихотворение! 

2. Как своим чтением актёр вовлекает слушателя в сопереживание с мыслями поэта о скоротечности жизни, о том, что «Считай, что песня спета, Считай, поллета нет...»?

 

Страница 144

Размышляем о прочитанном

1. Стихотворение «Хотят ли русские войны?..» было написано в 1961 году. В том же году композитор Э. Колмановский переложил стихи на музыку. Впервые песня прозвучала тогда же в исполнении М. Бернеса. Знакомы ли вы с песней на стихи поэта? Какую «ту войну» вспоминает поэт в стихотворении? Почему в 1961 году эти воспоминания имели особое звучание?

2. Можно ли сказать, что и сегодня текст песни остался современным? Подтвердите свой ответ строками из песни.

3. Выучите стихотворение наизусть и подготовьте к выразительному чтению в классе.

Страница 151

Размышляем о прочитанном

1. Почему лошади вызывали такое острое чувство жалости у автора? Какую роль в повествовании играет описание лошади?

В этом произведении автор сравнивает лошадь с человеком, она также умеет переживать, обижаться, у нее также есть чувства.

В рассказе говорится о том, что с техническим прогрессом, с появлением новой техники, которая стала помогать человеку в работе, лошади оказались ненужными. Хотя раньше лошади были главными помощниками человека. За ними ухаживали, кормили и поили. Сейчас лошади стали ненужными, человек забыл все то добро, которое эти животные делали для него. Именно поэтому у автора лошадь вызывает чувство жалости. Ему стыдно за людей и обидно за животных.

2. Как объяснить название рассказа и слова: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег...»? В чём рассказчик обманул Рыжуху?

Писатель Федор Абрамов не зря дал своему рассказу название "О чем плачут лошади" - главным эпизодом рассказа оказывается момент, когда автор видит большие слезы на глазах своей любимой лошади Рыжухи. Рыжуха плакала от обиды, что остальные лошади не поверили ей в том, что когда-то к ним, к лошадям, люди относились совсем иначе, когда-то любили их и лошадь была для человека дорогим другом. О тех давно минувших временах и плачут лошади, плачут по потерянному другу и по предательству, которое человек допустил по отношению к ним.

Автор рассказывает, что очень любил своего коня Карько, который умер во время войны, ведь лошади тоже воевали и как вещий Олег отправился искать его могилу. Конечно он не нашел ее и не смог отдать дань памяти своему другу, но этот эпизод показывает глубину привязанности человека к лошади.

3. Какие раздумья вызвал у вас рассказ? В какой мере он обращён ко всем нам

Рассказ "О чем плачут лошади" обращен ко всем нам и вызывает тяжкие раздумья о судьбе не только лошадей, сколько о судьбе человека в условиях, когда он лишен личной заинтересованности в своем труде, когда все вокруг становится общим, то есть ничейным. Когда лошадь была кормилицей, была другом, ее берегли как зеницу ока, а когда она стала просто еще одной головой в колхозном стаде - о ней просто забыли. Впрочем автор рассказа не говорит об этом на прямую, зато это произведение призывает нас переменить пользовательское отношение к природе и лошадям в частности, снова начать ее беречь и любить.....

Страница 159

Размышляем о прочитанном

1. С какой целью автор так подробно рассказывает о реке, о рыбалке, цветах, травах? Что ужасает его, о каких бедах он говорит в начале повествования?

Читая рассказ Евгения Носова "Кукла" сразу понимаешь, что автор заядлый опытный рыбак, который много знает о повадках рыб и о том, в каких местах их надо ловить. Автор очень бережно с любовью описывает реку, какой она была еще совсем недавно и с ужасом показывает во что превратилась некогда глубокая и чистая река стараниями человека. Она вся обмелела, заросла сорными травами, глубокий омут, в котором когда-то хозяйничал сом, стал грязной лужей.

Автор этим описанием призывает читателя задуматься о том, что мы творим с природой, показывает, что своим небрежным отношением человек лишает самого себя и своих детей радости общения с природой.

Писатель обращает наше внимание на экологические проблемы и призывает каждого по мере сил бороться за чистоту окружающей среды. Главная беда современности, по мнению Носова, - наше равнодушие.

2. Этот рассказ был сначала назван «Акимыч», затем «Кукла». Как вы думаете, какое название лучше? Почему таким страшным показалось герою отношение взрослых и детей к куклам? Почему автор постоянно вспоминает о военном времени и есть ли тут связь с событиями, возмутившими Акимыча?

Рассказ Евгения Носова "Кукла" действительно первоначально задумывался автором как рассказ под названием "Акимыч", поскольку главный героем этого рассказа был старик Акимыч. Сперва мы встречаем его в рассказе в образе рыбака, потом, спустя годы, он уже сторож в школе. Акимыча и автора рассказа связывает общее прошлое и общие взгляды на жизнь. Они оба фронтовики, воевали в одной дивизии, участвовали в одних и тех же операциях, а теперь их одинаково сильно возмущают царящие в обществе нравы, равнодушие и даже жестокость, наплевательское отношение к природе, потеря человеком своей человечности. Поведение тех, кто издевался над куклой напоминает автору поведение фашистов, которые издевались над целыми народами.

На мой взгляд название "Кукла" больше подходит к этому рассказу, потому что именно кукла оказывается в нем символом жестокости и развращенности современного общества.

3. Сравните рассказ Е. Носова «Кукла» и стихотворение К. Случевского. Какое произведение (стихотворение или рассказ) оказало на вас более сильное впечатление? Почему?

Главным сходством, которое сразу бросается в глаза между рассказами Носова "Кукла" и одноименным стихотворением Случевского, оказывается то, что и там и там, кукла сравнивается с человеком. То есть кажется авторам не просто игрушкой, но образом человека, для которого можно использовать все те сравнения и эпитеты, которые можно применить и по отношению к человеку.

В рассказе Носова несчастную куклу даже хоронят как человека, роя настоящую, глубокую могилу. Случевский также одушевляет куклу, используя для описания ее слова Скорбно, Ясны очи, Сломилась покорно.

Но конечно, рассказ Носова производит более сильное и гнетущее впечатление, ведь сломанная кукла в стихотворении просто результат детской шалости, в то время как кукла в рассказе подверглась сознательным измывательствам взрослых балбесов.

Страница 162

Размышляем о прочитанном

1. Что имела в виду тётя Оля, когда сказала: «Да, сгорел... Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...»?

Тетя Оля так ответила герою, потому что ее сын тоже прожил короткую жизнь, но сумел прожить ее достойно и добиться многого. Под этими словами она подразумевала ее сына.

2. Как вы понимаете конец рассказа? Почему тётя Оля отдала предпочтение макам? Какие литературные приёмы использует автор, чтобы показать красоту короткой, но яркой жизни маков?

В конце тетя Оля все же отдала свое предпочтение макам на ее грядке. Я объясняю это тем, что она увидела всю красоту цветения этих маков, и они напомнили ей ее погибшего сына. Поэтому она оставила маки на грядке и не стала их выпалывать, так как они всегда поддерживали ее воспоминания о сыне.

3. O чём этот рассказ Е. И. Носова и как можно объяснить его название?

Название рассказа можно объяснить тем, что маки были похожи на живое пламя, которое как вечный огонь горит на грядке тети Оли и чтит память ее сына.

4. Представьте себе клумбу с цветами, расскажите, какие цветы росли бы на ней. Какие цветы посадили бы вы на своей клумбе? Почему?

В центре клумбы из рассказа Носова "Живое пламя" оказались маки, но сейчас довольно сложно представить себе, чтобы обычные маки появились на садовой клумбе - некоторые люди используют эти цветы совсем иначе, чем для красоты. Впрочем существует огромное количество декоративных маков, самых разных цветов, которые не столь красивы, как маки алые, зато не так быстро отцветают и бутоны имеют более пышные.

Страница 176

Размышляем о прочитанном

1. Чем отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи? По каким признакам Яшка узнавал, что летят утки, звенят дрозды? Что рассказал он о дроздах?

Яшка по дороге вел себя раскрепощенно, свободно, развязно, шумно. Яшка будто бы все делал назло Володе, который шёл тихо и спокойно, ведь Володя был новичком в деревне. Яшка услышал дроздов и сказал, что это они прилетели на рябину к тёте Насте в огород. Также он рассказал Володе, как они с мальчишками охотятся на дроздов: рассыпят рябины на поле, дрозды налетят, а они накрывают их сеткой.

2. Как вели себя в минуту опасности мальчики? Как объяснить, что для Яшки после того, как всё кончилось благополучно, не было ничего на свете милее бледного, испуганного, страдающего лица Володи?

В минуту опасности мальчики Яшка и Володя, герои рассказа "Тихое утро" вели себя по разному. Володя начал тонуть, перепугался, впал в панику, перестал отдавать отчет в своих действиях.

Яшка также сперва испугался, тоже запаниковал, но сумел взять себя в руки и вернулся спасать Володю.

Это стоило немалых усилий, потому что утопающие стремясь выбраться из воды часто топят своих спасателей, и подобное едва не случилось с Яшкой. Но все окончилось благополучно - Яшка преодолел свой страх, спас Володю.

Он думал, что Володя все-таки умер и когда тот очнулся ничего не было милее для Яшки, чем лицо Володи.

3 . По высказываниям исследователей творчества Казакова, писатель ничего невыгодного для своих героев не утаивает от читателя, который сам должен решить, насколько они хороши или плохи. Как вы думаете, что мог утаить, но не утаил от читателя автор в поведении Яшки?

Мне кажется, что в рассказе "Тихое утро" Казаков мог бы утаить факт того, что Яшка в первый момент поддался слабости, просто струсил и бросился убегать, бросив тонущего Володю. Писатель мог написать, что Яшка сразу бросился в омут и вытащил Володю, не взирая на свои страхи - ведь про омут ходило много страшных слухов. Однако писатель счел нужным специально показать это проявление слабости, потому что быть героем когда нет реальной опасности легко, но быть героем, когда ты сам боишься, невероятно сложно.

Страница 184

Размышляем о прочитанном

Объясните значение слов и выражений. Какие из них вы хот ели бы использовать в своей собственной речи: «задушевные друзья», «берегите честь смолоду», «ценнейшая черта», «деспотизм», «картинные галереи», «манера человека себя держать», «умственное развитие»?

Задушевные друзья – друзья, чьи отношения можно назвать искренними, сердечными. Это самые близкие друзья.
Берегите честь смолоду – поговорка, значение которой заключается в том, что доброе имя нужно беречь с юности, потому что от этого зависит отношение людей к тебе, твоя репутация.
Ценнейшая черта – самая дорогая, основополагающая, важная черта характера человека.
Деспотизм – в политике означает неограниченную власть, а в жизни – однобокость взглядов и грубое неприятие инакомыслия.
Картинные галереи – выставочные залы, музеи, где демонстрируются работы художников и скульпторов разных времен и направлений.
Ма­нера человека себя держать – это внешняя форма поведения человека: то, как он говорит, жестикулирует, его интонации и мимика.
Умственное развитие – это изменения в мыслительных процессах, которые происходят при обучении, чтении, развитии творческих навыков (музыка, рисование, танцы).

Воспользуйтесь советами Д. С. Лихачёва, высказанными им в главе «Учиться говорить и писать», например:

1. Чтобы выступление и речь были грамотными, нельзя использовать в сообщении и в разговоре жаргонные слова («словаплевки»).

2. Следите за тем, чтобы выступление не было длинным, — оно должно быть точным и экономным.

3. Чтобы выступление было интересным для всех, оно должно быть интересным для вас и т. д.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: