ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 188-208

Страница 188

Размышляем о прочитанном

1. Можно ли ответить на вопрос, почему повязка оказалась на ноге? Считаете ли вы рассказ смешным? Если да, то, как вы думаете, что создаёт комизм ситуации?

2. Попробуйте подготовить чтение по ролям эпизода из рассказа или выразительное чтение всего рассказа (на выбор).

3. Почему автор решил, что его рассказ не будет напечатан?

Страница 190

Размышляем о прочитанном

1 . Прочитайте статью К. Паустовского «Заметки о живописи», из которой взят отрывок. Какое отношение к природе К. Паустовский называет преступным? Как перекликается эта мысль писателя с рассказом Е. Носова «Кукла»? Подготовьте статью «В защиту родной природы» для школьной газеты.

Константин Паустовский в своей статье "Заметки о живописи" очень точно характеризует как преступное такое отношение к природе, которое не вызвано жизненной необходимостью. Писатель с болью пишет о том, что вырубка лесов часто производится не потому что в этой древесине действительно есть нужда, а по чьей-то халатности разгильдяйству. Когда человек забывает что природа - это его мать, его родина, и начинает относится к ней потребительски, он становится преступником.

В рассказе "Кукла" Носова также показано как богата рыбой река по вине человека стала мелеть и зарастать, а рыба в ней перевелась. Это как раз иллюстрация преступного отношения человека к природе.

Основные положения Манифеста "В защиту родной природы" должны быть, как мне кажется такими:

Беречь природу - святой долг и обязанность каждого человека
Любовь к природе и родной земле делает человека человеком.
Любой кто губит природу - преступник.

2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века — Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Баратынского и Некрасова... Попробуйте определить, с каким настроением написано каждое стихотворение.

Стихотворение В. Брюсова «Первый снег» – это гимн природному волшебству и преображению мира. У Ф. Сологуба в стихотворении «Забелелся туман над рекой…» мы чувствуем грусть, одиночество героя, надеющегося на встречу. Сергей Есенин («Топи да болота...») не перестает удивляться тому, как неброская красота природы родных мест ласкает взор и заставляет по-иному биться сердце русского человека. Этим же настроением пронизано и произведение Н. Заболоцкого («Я воспитан суровой природой…», где герой стихотворения готов раствориться в лугах и небе, настолько они просты, но непостижимы. Николай Рубцов («Тихая моя Родина») тоже говорит о любви к родной земле и кровной связи с ней: нет дороже для человека тех мест, где он вырос, откуда он ушел в большой мир.

Страница 192

Фонохрестоматия

В. Я. Брюсов. «Первый снег»

1. Какие особенности ритмики, лексики, эмоциональной окрашенности стихотворения подчёркивает, усиливает, дополняет музыка французского композитора Клода Дебюсси?

Стихотворение Брюсова "Первый снег" изобилует восклицательными знаками, оно полно восторженности, она даже слегка феерично. Ведь автор описывает тот восторг, те возвышенные чувства.которые охватили его при виде города, преобразившегося под действием первого снега. Первый снег укрыл улицы серебром, словно создав новый мир, навсегда перечеркнув мир старый.

Стихотворение "Первый снег" - это хорей с перекрестной рифмовкой. Это легкий и даже летящий слог, так напоминающий стремительный полет и кружение снежинок.

Это стихотворение Брюсова оставляет очень яркое и радостное чувство, а музыка Дебюсси, столь же легка и торжественная, только подчеркивает эмоциональный фон стихотворения.

2. Согласны ли вы с актрисой, создавшей своим чтением атмосферу сказки, грёзы, нереального, волшебного, зыбкого, полупризрачного мира? Испытывали ли вы что-то подобное, видя заснеженные поля, лес, реку?..

Исполнение актрисы, по-моему, полностью соответствует настроению стихотворения и замыслу автора. Каждый год мы наблюдаем первый снег, и каждый раз эта картина на самом деле приводит в восторг, потому что мы видим настоящее волшебство.

3. Напишите сочинениеминиатюру «Снегволшебник».

Этот волшебник приходит к нам не на страницах сказок и не во снах – он появляется каждый год в одно и то же время, но каждый раз неожиданно. Его волшебной силы хватает для всех: людей, зверей и птиц. А уж для детей забав принесет – не счесть!
С ним можно играть и строить, он не позволит разбить в кровь коленки, на нем можно кувыркаться, кататься. Его даже можно есть! А сколько сокровищ в нем! Днем, на солнце, это самоцветы, ночью при луне – голубое серебро, и хрустит так приятно под ногами. А имя ему – снег.

Страница 193

Фонохрестоматия

Ф. Сологуб. «Забелелся туман за рекой...»

1. Помогает ли вам музыка понять чувства и настроения лирического героя стихотворения? На что настраивает музыка Георгия Свиридова — на воспоминания или на мечты о будущем? Как вы думаете, могут ли совпадать воспоминания и мечты о будущем?

Музыка Георгия Свиридова помогает почувствовать грусть и одиночество героя стихотворения. Но эта мелодия не печальная, а задумчивая, настраивающая на лирические воспоминания и мечты, которые одновременно звучат в душе героя.

2. Каких слов больше — грусти или надежды — звучит в строке «…Огонь воскрешу, посижу, помечтаю один»?

В этих слова больше надежды, и она сконцентрирована в словах: «воскрешу» и «помечтаю».

3. Каков финал стихотворения? Как бы вы его определили — грустный, радостный, печальный, оптимистичный, безысходный, светлый?

Финал стихотворения, несомненно, светлый, потому что в нем звучит надежда.

Страница 194

Фонохрестоматия

C. A. Есенин. «Топи да болота...»

1. Ранние стихи Сергея Есенина обычно читают на высоком эмоциональном подъёме, подчёркивая свойственное молодости «половодье чувств». Народный артист России Сергей Сазонтьев читает стихотворение сдержанно, скупо проявляет чувства. Как вы относитесь к такому исполнению стихотворения?

Мне думается, что сдержанность в прочтении стихотворения усиливает воздействие на слушателя, а не ослабевает.

2. Подготовьте письменный отзыв на чтение актёром стихотворения С. Есенина.

Мне понравилось чтение актера. Сергей Сазонтьев так же скуп на чувства в чтении, как скуп на восторженность и сам автор. Сергей Есенин описывает неброскую картину родной природы, в ней нет ничего примечательного, но она все равно дорога и мила, потому что она родная, русская. Для меня чтение актера совершенно органично с текстом. Если бы он читал восторженно, то сразу бы появилась какая-то неуместная наигранность, неестественность, а то, что я услышал, дало возможность не только представить картину, но и самому стать героем этого стихотворения.

Страница 197

Фонохрестоматия

Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...»

1. Начиная читать стихотворение, актёр выделяет голосом эпитет «суровый». Как вы думаете, согласуется ли это с позицией автора? Почему автор использовал инверсию в первой строке стихотворения?

Актер выделяет слово «суровой», потому что автор именно для этого и использовал инверсию в этой строчке, чтобы акцент падал на это слово. Если читать «суровой природой», то получится, что героя стихотворения воспитывала природа, а эпитет «суровой» потеряет смысл, который в него вложил Н. Заболоцкий.

2. Почему и поэта, и актёра более всего волнует обычное, простое в окружающей природе?

Самое простое и обычное в природе по сути своей совсем не обычно и не просто. В природе все взаимосвязано, гармонично, она воплощает постоянное обновление и вечную жизнь, в ней волшебство и гармония, на которые обращает внимание не каждый человек. Но тому, кто это видит и чувствует, она дает силы и вдохновение, открывает тайны мироздания.

3. В каких строках стихотворения с наибольшей полнотой выражена мысль о единении человека и природы?

В последнем четверостишии идет речь о единении человека и природы:
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Страница 199

Размышляем о прочитанном

1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?

Для меня самыми яркими и запоминающимися стали образы: купола церкви, заросшего яркой травой; зеленый простор, туманная и всегда бегущая речка, деревянная школа с новым забором.

2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или ра достно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передаёт нам своё настроение. Какие художественные средства (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом?

Мне очень понравилось лирическое стихотворение С. Есенина «Топи да болота…», оно наполнено и радостью, и грустью. Радость наполняет героя от встречи с родным краем, грусть оттого что скоро будет расставание. Для создания настроения в произведении используются эпитеты: «темные ели», «суховатая липа», «забытый край», «ветряной посвист»; метафоры: «хвойной позолотой взвенивает лес», «синий плат», «лесные кудри»; и олицетворения: «ракиты слухают», «елям снится». В стихотворении много народных выражений: «тенькает», «плат», «гомон», «слухают».

Страница 202

Фонохрестоматия

И. А. Гофф. «Русское поле». Песня на стихи И. А. Гофф «Русское поле». Музыка Я. Френкеля

1. Какие чувства и настроения сменяют друг друга в чтении актрисой стихотворения Инны Гофф «Русское поле»?

Основное чувство в стихотворении "Русское поле" - это любовь к Родине, и не только ко всей России, но и малым её уголкам.

Автор, уже давно городской житель, вспоминает своё деревенское детство, поля вокруг деревни, себя в этих полях, и эти воспоминания очень чёткие, автор давно понимает, что этого уже не вернуть, и от понимания этого к нему возвращается давняя тоска, которая была тогда, когда автор уезжал из деревни в город.

Вот эти ощущения себя, Родины, малой Родины, детства, нынешней жизни и влияют на настроение автора, который то смотрит с надеждой на светлое будущее, то с тоской на прошедшее детство, и меняют настроения автора.

2. Сравните чтение актрисы и исполнение песни. У кого, у актрисы или у певцов, было больше возможностей разнообразить характер исполнения, показать различные оттенки переживаний лирического героя? Как вы думаете, почему?

Страница 203

Фонохрестоматия

Б. Ш. Окуджава. «По Смоленской дороге».

Песня Б. Ш. Окуджавы «По Смоленской дороге»

1. Сравните чтение стихотворения Булата Окуджавы народным артистом России Леонидом Кулагиным и исполнение песни.

2. Как вы считаете, различается ли общий эмоциональный настрой актёрского чтения и звучания песни? Чем?

3. Каким вам представляется характер, возраст, судьба, настроение лирического героя прочитанного стихотворения и лирического героя песни? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: