ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 209-240

Страница 209

Размышляем о прочитанном

1. Что нового вы узнали из статьи Вл. Огнева о Гамзатове?

2. О чём приведённые в вашем учебнике стихотворения Гамзатова? Какие общие для мировой поэзии темы развивает поэт?

Творчество Расула Гамзатова, как творчество любого талантливого поэта, очень многогранно. Но в какие бы формы оно не было оформлено, главным в творчестве остается та мысль, которую автор пытается донести до своего читателя.

Расул Гамзатов почти в каждом стихотворении обращается к теме Родины. Он признается в своей любви к ней, описывает обычаи своих предков, рассказывает о том, как современная жизнь изменила историю Родины. Многие стихотворения Гамзатова пронизаны тоской или ностальгией по родным местам, по школе в которой он учился, по аулу в котором вырос, по горам и рекам родного края.

Эти темы являются вечными темами лирической поэзии и конечно Расул Гамзатов не остался от них в стороне.

3. Как вы понимаете следующие строки?

Всё больше в неспокойном мире

Моей становится родни...

Граница отчизны — не лес, не поля.

Граница отчизны — граница покоя

Выражение "Все больше в неспокойном мире моей становится родни" означает, что у человека появляются новые люди в его жизни, и это не означает, что люди должны быть родными по крови. Это означает, что у человека появляются новые друзья, товарищи, братья по духу. 

Выражение "Границы отчизны — не лес, не поля. Граница отчизны — граница покоя" означает, что герою важно, чтобы в его отчизне был покой и спокойствие. 

Страница 211

Проверьте себя

1. Кого воспевал поэт в своих произведениях?

Шотландский поэт Роберт Бернс известен как своими трогательными балладами, так и стихотворениями, посвященными жизни простого народа. Сам выходец из бедной семьи, Роберт Бернс отлично понимал жизнь простых людей и воспевал честность и личное достоинство человека. Он писал об угольщиках и землекопах, о пахарях, о шотландских крестьянах.

Особенно высоко Роберт Бернс ценил стремление человека к свободе. Этому стремлению посвящена например его баллада "Вересковый мед", в которой поэт рассказал о подвиге простого старика пикта, пожертвовавшего собственным сыном, но не предавшим своей родины. Так что Бернс воспевал патриотизм, что можно увидеть и в другом его произведении - поэме "Брюс шотландцам".

Роберт Бернс умер совсем молодым в 37 лет, роковой срок для любого талантливого поэта.

2. Прочитайте книгу Р. Райт-Ковалёвой из серии ЖЗЛ «Роберт Бёрнc», подготовьте рассказ о поэте. Автор этой книги пишет: «Пожалуй, нет в мире поэта, которого бы так знали и так пели — на протяжении двух веков! — в его родной стране. Строки его лучших стихов стали лозунгами, их несут на стягах шотландцы во время всемирных фестивалей — встреч доброй воли. Его слова вошли в поговорки, в пословицы, его песни вернулись в народ». Познакомьтесь со стихотворением Бёрнса «Честная бедность». Подумайте, насколько справедливы слова автора книги о Роберте Бёрнсе.

Роберт Бёрнс (1759-1796), шотландский поэт. Родился в бедной крестьянской семье. Всю жизнь боролся с крайней нуждой. Писать стихи начал с 15 лет. Поэтическое творчество Бёрнс совмещал с работой на ферме, затем с должностью акцизного чиновника (с 1789). Сатирические поэмы «Два пастуха» (1784) и «Молитва святоши Вилли» (1785) распространялись в рукописи и укрепили за Бёрнсом репутацию вольнодумца.
Первая книга «Стихотворения, написанные преимущественно на шотландском диалекте» (1786) сразу принесла поэту широкую известность. Бёрнс подготовил к печати шотландские песни для эдинбургского издания «Шотландский музыкальный музей» и «Избранное собрание оригинальных шотландских мелодий».
Бёрнс приветствовал Великую французскую революцию (стихотворение «Дерево свободы» и др.) и подъём революционно-демократического движения в Шотландии и Англии. На основе фольклора и старой шотландской литературы Бёрнс, усвоивший передовые идеи Просвещения, создавал самобытную и современную по духу и содержанию поэзию. Творчество Бёрнса («Честная бедность» и др.) утверждает личное достоинство человека, которое поэт ставит выше титулов и богатства. Стихи во славу труда, творчества, веселья, свободы, бескорыстной и самоотверженной любви и дружбы соседствуют в его поэзии с сатирой, юмор, нежность и задушевность - с иронией и сарказмом. Стихам Бёрнса свойственны простота выражения, эмоциональность, внутренний драматизм. Многочисленные песни Бёрнса положены на музыку и живут в устном исполнении. Стихи переведены на многие языки мира. Особенно популярны переводы С. Я. Маршака.

Страница 213

Размышляем о прочитанном

1. Какова главная мысль стихотворения Р. Бёрнса? Что возмущает поэта? На что он надеется и во что верит?

В своем стихотворении "Честная бедность" шотландский поэт Роберт Бернс возмущается многими вещами. Прежде всего это несправедливость, которая свойственна обществу. Поэта возмущает то, что знатный дурак может сыто есть и пить, ему должны кланяться, а вороватый лакей по прихоти короля может стать генералом. В то же время простой народ прозябает в нищете и не имеет ни каких шансов из нее выбраться.

Впрочем, поэта возмущает и лицемерие тех, кто стыдится своей честной бедности, потому что тем самым этот человек выражает согласие стать нечестным, лишь бы добиться каких-то жизненных благ.

Поэт верит, что когда-нибудь не богатство нажитое нечестным путем и не знатность рода будут играть первую скрипку, а именно честность и ум. Он ждет, что такие времена обязательно настанут.

2. Какая из пословиц близка основной мысли стихотворения Бёрнса «Честная бедность»: «Правда любого врага одолеет», «И сила уму уступает», «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»?

Основная мысль стихотворения Роберта Бернса "Честная бедность" заключается в том, что "бедность — не порок", самое главное, чтобы человек был честным. Поэт высмеивает богатство, так как богатые люди часто бывают бесчестными, и говорит о том, что бедный человек часто оказывается нравственно выше и лучше богача. Он призывает к тому, что надо судить не по внешнему виду, а по поступкам человека: "судите не по платью", "кто честным кормится трудом,
таких зову я знатью". Поэтому к основной мысли стихотворения близка пословица "лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом".

Фонохрестоматия

Р. Бёрнс. «Честная бедность»

1. Стихотворение Роберта Бёрнса читают несколько актёров. Создаётся многоголосие шумной, весёлой толпы. Какой вам представляется толпа? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.

Мне представляется толпа в комнате без мебели. Там пол из какого-то редкого дерева и прозрачный, но существующий потолок. Все это способствует созданию магического звука. Слова ясны, несмотря на смех и шум. Среди шумящих и пьющих по очереди читают по строфе актеры, сменяя друг друга.

2. Как вы думаете, почему все актёры, читающие стихотворение, выдерживают единый ритм чтения, единый эмоциональный настрой?

Актеры читают это стихотворение как читали бы любое другое в этой ситуации. Они так научены, они не скажут по другому. Истинные эмоции держаться в клетке сознания, как и полагается профессиональным актерам.

3. Как вы считаете, соответствует ли такое многоголосное чтение замыслу поэта?

Помогает ли чтение актёров чётче донести до слушателя идею (основную мысль) стихотворения?

Актеры- заложники обстоятельств и режиссерской постановки. Думаю, в таком смысле это бы понравилось Бернсу.

Да, чтение актеров помогает донести идею. Шум как будто не к нам, слушателю и говорившему, относится. Те, кто не читает на настоящий момент, сразу перестает существовать. Остальные- сразу толпа. Это и способствует пониманию стихотворения.

Прочитайте стихотворение Р. Бёрнса «Уж не встаю я на заре» и ответьте на вопросы: какие стихотворения русских поэтов о зиме вам известны? Чем отличаются описания зимы в стихотворениях русских поэтов от описания зимы в стихотворении Р. Бёрнса и чем эти описания похожи?

Страница 230

Размышляем о прочитанном

1. О чём этот рассказ?

Рассказ о двух влюблённых, которые пожертвовали самым дорогим что у них было.

2. Можно ли отнести этот рассказ к жанру рождественских произведений (святочным рассказам)? Почему?

Особенностью рождественских рассказов является чудо, которое обязательно случается с героем в конце и которое делает несчастного человека счастливым. Чудо может быть самым разным, но главное, чтобы дело происходило в канун Рождества.

Действие рассказа "Дары волхвов" происходит перед Рождеством. Герои Джим и Делла становятся счастливыми, потому что убеждаются в том, что любят друг друга больше всего на свете. Это можно посчитать рождественским чудом и потому рассказ "Дары волхвов" можно отнести к этому жанру.

3. Какое чувство объединяет героев рассказа? Попробуйте рассказать о произошедших событиях от лица его героев, передав их мысли и чувства.

Героев рассказа объединяют любовь и самопожертвование. Не случайно автор сравнивает их с волхвами, которые принесли младенцу Иисусу самое дорогое, что было в их стране. Муж и жена так любят друг друга, что готовы отдать лучшее и даже последнее, только бы сделать праздник супруга радостным. Жена остригает и продает свои волосы, которыми так гордилась, а муж закладывает дорогие ему часы. И хотя в финале они получают уже ненужные им подарки, они все равно счастливы, ведь в их сердцах живет любовь.

Фонохрестоматия

О. Генри. «Дары волхвов»

1. Какое отношение автора к Делле сумел показать актёр своим чтением?

Актёр сумел показать, что автор испытывал к Делле нежность и немного жалость, он восторгается её поступком, считая его самым мудрым поступком в жизни.

2. Читая описание квартиры героев рассказа, актёр позволяет себе лёгкую иронию. Даёт ли основание для этого авторский текст? Аргументируйте свой ответ цитатами из текста рассказа.

Автор тоже описывает квартиру молодой семьи с лёгкой иронией. Он называет её "нищенской" и смешно описывает обстановку: ящик для писем, "в который не протиснется письмо", звонок, "из которого никто не выжмет ни одного звука", визитную карточку, с потускневшими и задумавшимися буквами.

Все эти признаки бедности вызывают грустную улыбку у читателя.

3. Какие интонации слышны в голосе актёра, когда он читает слова о том, какой подарок Делла мечтала купить Джиму? Какие чувства Деллы раскрываются в этих мечтах?

В интонации актёра мы слышим лёгкую грусть и мечтательность. Он ярко показывает чувства девушки, которая мечтает подарить Джиму что-то особенное, драгоценное.

В этих мечтах Деллы раскрывается её огромная любовь к мужу, нежность, желание сделать Джима счастливым. Она готова на всё, чтобы порадовать мужа.

4. Подготовьте выразительное чтение сцены вручения супругами друг другу подарков, помня, что главное в этой сцене — любовь героев, как это и должно быть в рождественском рассказе.

Страница 234

Проверьте себя

1. Что нового о Р. Брэдбери вы узнали из статьи известного специалиста по англо-американской литературе Н. П. Михальской?

В статье Н Михальской очень сжато дается анализ творчества американского писателя фантаста Рея Брэдбери. Мы узнаем, что автор написал очень много пессимистических произведений, в которых предрекал человечеству скорую гибель или полную деградацию. Эти книги отражают внутреннее беспокойство автора процессами в человеческом обществе, свидетелем которых он был - холодная война, угроза ядерной войны, тоталитаризм, охоту на "ведьм", рост эгоизма и духовное обнищание.

Поэтому Рей Брэдбери предупреждает в своих книгах об опасностях такого существования и заставляет задуматься об истинных человеческих ценностях - гуманизме и любви.

2. В чём старался убедить читателя Р. Брэдбери? Часто ли вы, «отправляясь в путь», берёте с собой «два воздушных шарика» — Пыл и Увлечённость? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Писатель Рэй Брэдбери старается убедить своего читателя в том, что только настоящие чувства могут иметь ценность и для автора и для его читателя. Он отмечает, что часто мы забываем о том, что на свете столько всего прекрасного, что радость не обязательно должна быть огромной, великой. Что в мире существует множество маленьких радостей, которые можно найти во всем, что нас окружает. Именно маленькие радости могут сделать нас по настоящему счастливыми, научить любить мир таким, каков он есть.

А Пыл и Увлеченность, это два шарика, которые могут сделать нашу жизнь ярче. Иначе их можно назвать любовь и восторг, умение ценить жизнь во всех ее проявлениях. К сожалению, не часто мне удается взять с собой эти шарики, но когда это получается жизнь становится интересной и прекрасной.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: