Вопросы по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 55-81









Страница 55

Размышляем о прочитанном

1. Что вы узнали о поэме «Песнь о Роланде» и её героях из статей учебника?

"Песнь о Роланде" является одной из самых узнаваемых поэм героического характера. Она была написана примерно в 9-10 веках. Н. Томашевский называет поэму "величайшим поэтическим памятником французского народа". Он отмечает, что именно это произведение стояло у истоков французской литературы в том виде, в котором она существует в современности. Об авторе поэмы он говорит следующее: "он знал классическую древность во всем объеме сведений своей эпохи и сложил свое произведение по превосходно задуманному плану".

2. Прочитайте всю поэму самостоятельно, расскажите о её героях (Роланде, Оливье и Карле).

Роланд - храбрый войн, который презирает опасность. Роланд был племянником Карла, который поручил ему остаться в ущелье с его войском, чтобы обеспечить защиту Испании.

Оливье - смелый и храбрый воин. Лучший друг Роланда. Он сражался вместе с Роландом в ущелье.

Карл Великий - император франков.

3. Подготовьте отрывок из поэмы для выразительного чтения в классе.

4. Подумайте, гиперболичны ли сражения и сами герои в поэме. Чем это объяснить?

Учитывая тот факт, что "Песнь о Роланде" является, без сомнения, эпическим произведением, можно определенно говорить о том, что в ней присутствуют все характерные для эпоса черты, включая использование гипербол в описании образов героев и их поступков, а также некоторых деталей сражения.

Роланд представляет собой не просто воплощение всех лучших качеств средневекового воина, таких как доблесть, решительность, преданность своему королю, эти качества для создания полноты картины как будто умножены надвое, доведены автором до абсолютной идеала.

Сверхъестественность и гиперболичность - обязательная особенность любого эпоса. Без необходимости использовать сверхъестественные элементы никакая эпопея не смогла бы внушать читателям страх и удивление. В каждом эпосе есть, конечно, что-нибудь сверхестественное, волшебное, в "Песне..."- это меч Дюрандаль.

Использование гипербол помогает создать более красочную картину и со всей полнотой и яркостью довести до читателя ощущения и мысли автора.

5. Сравните стихотворный и прозаический переводы. Какой из них драматичнее? Аргументируйте свою позицию цитатами из текстов.

Отличия поэтических от прозаических переводов можно определить такими моментами:

1) Проза переводит эпос довольно сухо, максимально придерживаясь хронологии источника.

2) В прозе главные герое безлики, а в поэтической форме они имеют глубокую эмоциональную окраску.

3) В прозе Роланд представляет собой простого благородного рыцаря, в прозе он истинный герой, который сложил голову в битве.

4) В прозе автор не делает приукрашивания событий, а в поэтическом варианте, он использует все доступные художественные средства, чтоб эмоционально наполнить произведение.

5) В поэме автор дает возможность читателю представить самому события, а в прозе он точно их переписывает.

Страница 58

Проверьте себя

1. Чьё высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах.

Из всех существующих высказываний великих людей о пословицах точнее всего выразился Александр Сергеевич Пушкин. Поэт очень точно и правильно назвал пословицы золотом, ведь они и есть золото. Он говорит, что в каждая пословица имеет свой смыл. И тут он на самом деле прав. Ведь любая пословица создана для того, чтобы донести до людей что-либо. Александр Сергеевич очень точно понимал то, для чего существуют пословицы.

2. Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц.

Мы часто используем в речи различные пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле» и другие.

Пословицы легко объединяются по темам. Например, I - о любви к Родине, II - о труде, III - о знаниях и учении, IV, V — о дружбе и друзьях.

Большинство пословиц имеет прямой и переносный смысл. Например, пословица «Своя земля и в горсти мила».

Имеет прямое значение - то, что мы ценим даже маленькие кусочки своей земли. Переносный же смысл такой: ничто не заменит человеку его родины.

Страница 63

Размышляем о прочитанном

1. Покажите на примере нескольких пословиц их меткость, мудрость, образность и красоту.

Пословицы мудро и метко выражают мысли, а мысли эти очень важны для человека.

Возьмем английскую пословицу «Пустая посуда гремит громче всего». В прямом смысле действительно пустая кастрюля гремит громче полной, а в переносном значении она о человеке, который бурной деятельностью, громкими и длинными разговорами старается прикрыть свою внутреннюю пустоту или некомпетентность.

Или эстонская пословица «Опираясь на колени матери, ребенок быстро растет». В прямом смысле эта пословица говорит о том, что мать, находясь рядом, помогает ребенку. А в переносном смысле её следует понимать так: велика роль матери в становлении личности человека.

Пословицы очень образны, и нужно стремиться употреблять их в речи

2. Каково отношение к добру и злу, к дружбе, труду и учению у различных народов мира? Подтвердите свой ответ пословицами.

Добро

Верная указка - не кулак, а ласка. (русская пословица)

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца. (башкирская пословица)

Ухаживай за деревом в молодости - в старости оно окажет тебе поддержку. (вьетнамская пословица)

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб. (персидская пословица)

Дружба

Дерево держится корнями, а человек - друзьями. (русская пословица)

Этикет надо соблюдать даже в дружбе. (японская пословица)

Один друг лучше ста священников. (французская пословица)

Одна пчела лучше пригоршни мух. (испанская пословица)

Лучше выслушать упреки друзей, чем потерять последних. (арабская пословица)

Труд

Уменье и труд все перетрут. (русская пословица)

Ничего не делая, учишься делать плохо. (итальянская пословица)

Малый топор может срубить большое дерево. (албанская пословица)

В иных руках и горсть пыли в золото превращается. (бенгальская пословица)

Начинай взбираться вверх снизу. (японская пословица)

Учение

Человек неученый - что топор неточеный. (русская пословица)

Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (персидская пословица)

В науку нет коротких путей. (японская пословица)

Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь. (вьетнамская пословица)

Не говори, чему учился, а говори, что узнал. (таджикская пословица)

Зло

Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит. (русская пословица)

Не рой другому яму - сам в нее ввалишься. (русская пословица)

Если человека ужалила змея, значит он кого-то обидел. (индейская пословица)

Не всегда молния ударяет там, где она сверкает. (немецкая пословица)

Собаки, которые не находят кого укусить, кусают друг друга. (испанская пословица)

3. Разумеется, в списке нет пословиц многих народов мира. Какие пословицы народов других стран вам известны и какие из них вы используете в своей речи?

И бедный, и богатый - все нуждаются в деньгах (Уэльская пословица),даже если у кого-то что-то в достатке, а у кого-то этого мало или совсем нет, оба нуждаются в этом, независимо от того, имеется это у тебя или нет.

Беспокойство - не больше, чем сеть паука (Китайская пословица), беспокойством никогда ничего не добьёшься и не решишь проблем, не нужно беспокоится, это всего лишь собьёт тебя с твоего пути.

Половина правды - та же ложь (Еврейская пословица), если человек сказал не всю правду, а только часть, это тоже самое, что он солгал

4. Подготовьтесь к конкурсу «Кто знает больше пословиц и кто может объяснить их?».

Обогащаем свою речь

1. От каких слов происходят слова «былина», «сказитель»?

Былина, скорее всего, от слова "быль", то есть то что было. В самом слове есть намек на прошлое, на старину. Сказитель - тот, кто эти былины рассказывал, а может быть и сочинял. Делал он это напевным голосом, создавая атмосферу величия и торжественности под гусли. Очевидно в корне "сказ", сказание, то есть пересказ.

2. В каком случае пословицы легче запоминаются? Приведите примеры пословиц, которые часто употребляются в разговорной речи.

 Пословицы легче запоминаются, если в них есть рифма. (Старый волк знает толк. Сверху блестит, а в голове свистит.)

   

Страница 65

Проверьте себя

1. Расскажите кратко о том, как в древности трудились над рукописной книгой, какие жанры литературы включены в «Повесть временных лет». Используйте для своего ответа высказывания исследователей древнерусской литературы.

Жанры: былина, песня, плач, повесть(слово).

Книгу писали от руки в течении длительного времени, украшали ее драгоценными камнями и т.д. Не существовало знаков препинания(. или ,) и даже пробела между слов, так, что текст был труден для понимания, иногда книги закрепляли цепями в библиотеках, чтобы не украли. Стоили они очень дорого и хранились в основном в монастырях. Содержание их было в основном религиозное.

2. Почему в отрывке о пользе учения книжного говорится, что «книгами наставляемы и поучаемы на путь покаянья»?

Потому что книга- бесценный дар, она помогает во всем разобраться, найти правильное решение и направит на путь истинный.

3. Какова основная мысль прочитанного текста и сумели ли вы понять его на древнерусском языке? Прочитайте выразительно текст на древнерусском языке и тот же текст в пересказе.

Мысль текста состоит в важности книги, ее глубине и пользы для души. Я смог понять эту мысль и на древнерусском языке.

 

Страница 67

Размышляем о прочитанном

1. В чём смысл поучений Владимира Мономаха и какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? Как вы понимаете советы: «не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни по севам», «напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте»?

Владимир Мономах учит быть самодостаточными, ни на кого не рассчитывать и не лениться. Также он оберегает от таких пороков, как ложь и пьянство. Уважать старших и младших. Я считаю, что все его поучения актуальны и в нынешнее время.

«не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам» - нужно относится уважительно ко всем, ценить чужой труд.

«напойте и накормите просящего», «убогих не забывайте» - быть добрым к нуждающемуся.

2. Как должно звучать это произведение? Прочитайте его выразительно, отметьте особенности стиля.

Владимир Мономах жил в 11-12 веках. Поэтому неудивительно, что писал он не так, как пишут сейчас. За почти тысячу лет русский язык очень изменился. В "Поучении" встречается много слов которые сейчас устарели, но во времена Владимира Мономаха они были общеупотребительными.

Изменилась и манера излагать свои мысли. Владимир Мономах пишет довольно длинными фразами, излагает свои мысли неторопливо, но ясно и убедительно. Он последовательно переходит от одной мысли к другой, его повествование течет как река - плавно. В тексте есть ритм, как будто человек не пишет, а говорит, обращаясь к читателю.

Страница 74

Размышляем о прочитанном

1. Какими чувствами пронизаны поступки главных героев?

Верность, любовь, вера в Бога и в себя, мужество и смирение

2 . Похожа ли Феврония на героинь русских народных волшебных сказок? Чем? Какие сказочные приёмы изображения героини использовал автор повести? Каковы особенности речи Февронии и как они её характеризуют?

Я считаю, что Феврония, во многом, похожа на героинь русских сказок. В ней есть что-то от Василисы Премудрой, ведь она способна разгадать любую самую сложную загадку. Также Февронию многое объединяет с героинями сказок о мудрых дочерях (например, "Дочь-семилетка"). Например, она происходит из крестьянской семьи и впервые проявляет свой ум, пытаясь помочь князю Петру избавиться от болезни. В дальнейшем ум Февронии помогает ей стать княжеской женой, что также часто случается с героинями в сказках.

3. На что надеялась Феврония в трудные минуты жизни?

Феврония обладала двумя важнейшими качествами, которые давали ей надежду на преодоление любых трудностей и несчастий: во-первых, она искренне и горячо верила в Бога, а, во-вторых, обладала достаточной мудростью, чтобы идти к цели, не отступая и не сдаваясь.

Глубоко религиозная и порядочная, она умела спокойно и стойко воспринимать удары судьбы, умела прощать и забывать обиды, понимая, что каждому человеку свойственны и минуты слабости, и минуты отчаяния.

Крепкий духовный стержень не давал Февронии сгибаться перед лицом опасностей, а сила духа - стойко выдержать все испытания, выпавшие на ее долю.

Поняв, что ее путь на земле связан с князем Петром, и на протяжении долгих лет была не просто его женой, а его совестью и его поддержкой.

А вместе они на века стали символом любви и верности для всего православного мира.

4. Почему вельможи и народ города стали просить героев вернуться назад?

В одном из фрагментов «Повести о Петре и Февронии Муромских» вельможи и народ города просили вернуться героев обратно в Муром. Причиною тому были начавшиеся жестокие междоусобицы: большинство городских вельмож поубивали друг друга из-за погони за властью. Жители в городе поняли, что самым лучшим правителем будет лишь Петр, поэтому пытались его вернуть.

5. Что вы могли бы сказать о характерах главных героев повести, их поступках? Чем важна для нашего времени история жизни Петра и Февронии? Чему она учит?

Пётр − смелый и отважный, не побоялся убить змея-искусителя, и смертельно заболевает. Обладает умом, держит своё слово, женился как и обещал на своей спасительнице. Феврония − мудрая женщина, у неё есть дар исцеления, она бескорыстна. Помогает князю не за блага, а за любовь. Жили они вместе душа в душу. Были пастырями, а не наёмниками, управляли справедливо государством своим, бедных защищали, нагих одевали. Повесть учит нас поступать по совести, помогать друг другу, быть милосердными.

6. Найдите в словарных ресурсах Интернета определение древнерусского литературного жанра «житие»

1. Какие черты этого жанра характерны для «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

Житие — литературно-церковный жанр. Оно создается после смерти святого. В житие описывается то, как жил и что делал святой на протяжении своей жизни. В житии есть такая черта, как тенденциозная черта, которая является нравоучительной, и иногда политически-общественной. В повести о Петре и Февронии есть такие моменты нравоучительные. Например, когда они плыли на корабле, а с ними на корабле была одна семейная пара. Чужой муж посмотрел на Февронию якобы желая ее, а она ему ответила на это, что естество всех женщин одинаковое, поэтому не надо смотреть на чужих жен.

Фонохрестоматия

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1. Какие интонации преобладают в чтении народной артисткой России Алиной Покровской древнерусской повести о житии святых? Чем они отличаются от былинных интонаций? Как вы думаете, в чём причина отличий?

Алина Покровская читает эту повесть размеренно, спокойно. Былины читаются более нараспев, эмоционально. Я думаю, что причина отличий в литературных жанрах. Повесть - это повествование, прежде всего.

2. Какие чувства передаёт актриса, читая заключительные строки повести, рассказывающие о последних днях жизни Петра и Февронии?

При прослушивании заключительных слов создается ощущение, что актриса сопереживает героям.

3. Какие свойства человеческой натуры, черты характера прославляет повесть, а какие осуждает? Какими средствами выразительного чтения актриса подчёркивает, усиливает авторскую оценку душевных качеств героев повести?

Повесть осуждает лукавых, а прославляет справедливых и любящих людей. Актриса меняет тембр голоса на более высокий, делает паузы и вздыхает.

Страница 78

Проверьте себя

1. Расскажите, в чём необычность курса обучения, пройденного М. В. Ломоносовым, и деяний его как учёного, поэта и общественного деятеля.

Как известно, Михаил Васильевич Ломоносов пришел из родных Холмогор в Москву пешком, с рыбным обозом. С собой у него были две рубахи, тулуп «Грамматика» Смотрицкого и «Арифметика» Магницкого.  Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, назвавшись сыном дворянина. Поступил он на учебу 15 января 1731 года, в возрасте 19 лет, то есть уже взрослым человеком.

Михаил учился очень прилежно (в первый же год прошел класс пиитики, за следующий - класс риторики, в 1734 закончил класс философии) и много читал. Жил он очень бедно и страдал от насмешек одноклассников, которые были намного младше него.  

Образование его было очень разносторонним: он год проучился и в Киево-Могилянской академии, в 1735 году был представлен в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге в числе 12 лучших учеников и зачислен студентом в Академический университет. В 1736 году был направлен в Германию, 3 года учился в Марбургском университете.

Благодаря таланту, прилежанию и широким интересам (его интересовало буквально все, от горного дела до литературы и философии), он достиг больших успехов и совершил открытия во множестве отраслей науки. Кроме того, Михаил Ломоносов был общественным деятелем и известным поэтом.

2. Какие жанры относятся к каждому из «трёх штилей»?

Жанры (но теории «трех штилей») относится:

- к высокому штилю: героические поэмы, оды, трагедии

- к среднему штилю: драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии

- к низкому штилю: комедии, эпиграммы, песни, басни

3. Используя статью учебника и материалы словаря «Русские писатели XVIII века», подготовьте устное сообщение о жизни М. В. Ломоносова.

Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка, близ Холмогор, около Архангельска, в семье государственного крестьянина, который занимался земледелием и рыбным промыслом. С детства он помогал отцу, но это не помешало ему научиться читать и писать, а также освоить грамоту.

Михаил уехал учиться в Москву, где получил достойное образование, изучил латынь и другие науки. Он вернулся в Петербург, где и началась его деятельность как академика. Ломоносов стал инициатором открытия университета в Москве.

Он также написал множество сочинений, всего себя он посвятил науке и ее развитию.   

В своих произведениях Ломоносов поднимал тему России, подчеркивая ее могущество.

Размышляя о прочитанном

1. К какому «штилю» (стилю) относятся приведённые в учебнике надписи Ломоносова? Выпишите из них архаизмы, историзмы и церковнославянизмы.

Оба отрывка из произведения Ломоносова, приведенные в учебнике, относятся к высокому «штилю».

Главная мысль надписи «К статуе Петра Великого» такова: о человеке говорят его дела, его достижения, памятник ничего не значил бы, если бы не было тех деянии, которые совершил Петр I.

Главная мысль отрывка из «Оды на день восшествия» - прославление отечественных наук, которыми должны овладевать молодые люди, потому что российская земля богата талантами

2. Какова главная мысль каждой надписи?

"К статуе Петра Великого" прославляет Петра, возносит его достижения.  

"Ода на день восшествия..." о талантливых умах России.

3. Какие труды Ломоносова вам известны?

Ломоносов М. В. был выдающимся ученым, такие остаются в истории навсегда. Будучи многогранным человеком XIII века, сегодня мы знаем о нем, как о физике, химике, историке, художнике, так же Михаил Васильевич был прирожденным оратором и наконец сделал одно из важнейших открытий в астрономии - увидел, что планета Венера окружена атмосферой. Нам известны такие работы Ломоносова, как "Слово о происхождении света" (1756), "Явление Венеры на Солнце, наблюдённое в Санктпетербургской Императорской Академии Наук Майя 26 дня 1761 года", "Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих" (1753), и в "Русской Грамматике" (1755), "Атлас российский" (1758), сочинение "О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном", диссертация "Элементы математической химии" (1741).

 

Смотрите также: