menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс Коровина, Журавлев Страница 82-125



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

Страница 82
Размышляем о прочитанном
1. Какие стороны мастерства Державина отразились в «Признании»?
2. С какими общественными явлениями не соглашался Державин в жизни и в поэзии?
Фонохрестоматия
Г. Р. Державин. «Признание»
Соединение торжественного, одического звучания с задушевными, дружескими интонациями, высокой похвалы с иронией, возвышенной лексики с просторечиями — особенность поэзии Гавриила Романовича Державина. Поэтноватор, он смело разрушал поэтические правила, каноны, создавая свой неповторимый державинский стиль.
1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля?
2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр?
Проверьте себя
Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чьё высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?
Страница 87
Обогащаем свою речь
1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?
2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к не бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?
3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?
4 . Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.
Страница 93
Размышляем о прочитанном
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?
2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.
3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Страница 94
Обогащаем свою речь
1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Страница 94
Фонохрестоматия
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?
3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой фразе?
4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?
5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?
Размышляем о прочитанном
1. Какие чувства, переживаемые Пушкиным, выражены в стихотворении?
2. Почему Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие о воющей и плачущей буре?
3. Зачем поэт просит няню спеть ему народные песни про синицу и про девицу?
Страница 105
Размышляем о прочитанном
1 . Пушкин подчёркивает: «Характер Пимена не есть моё изобретение. В нём собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времён давно минувших...
Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
Страница 109
Размышляем о прочитанном
1. Как вы думаете, правильно ли понял А. И. Одоевский мысль Пушкина?
2. Что означает слово «меч» («И братья меч вам отдадут») в стихотворении Пушкина и то же слово («К мечам рванулись наши руки») в стихотворении Одоевского?
3. Почему Пушкин называет не подвергнутых наказанию дворян «братьями», которые после освобождения декабристов («Оковы тяжкие падут») вручат им меч? И что означает этот жест? Подумайте, как понимать выражения «отобрать меч» у рыцаря и «отдать, вернуть меч» рыцарю? Вспомните уроки по истории Средних веков.
Страница 122
Размышляем о прочитанном
1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?
2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?
3 . В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.
5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.
6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?
Фонохрестоматия
А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»
1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?
2. Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?
3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?
4. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?
5. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 82-125