Вопросы по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 82-125









Страница 82

Размышляем о прочитанном

1. Какие стороны мастерства Державина отразились в «Признании»?

Посвятив всю свою жизнь служению России, Державин, безусловно, думал о том, какие воспоминания сохранятся о нем в памяти потомков. В "Признании" он попытался подвести итог всем своим жизненным принципам и изысканиям. Написанное в поздние годы, стихотворение является образцом державинского поэтического мастерства, в котором отразились следующие характерные черты:

мировоззрение и личность автора раскрываются с точки зрения бытия. Поэта на закате дней сильно волновал вопрос жизни и смерти, и ему было крайне важно понимать, какая память останется о нем.
эмоциональность, красочность (Державин называл свою поэзию "говорящей живописью"), чувство юмора (особенно последние строчки стихотворения).
paзpyшeниe единонаправленности жaнpa: органично переплетаются личностные, пейзажные и сатирические мотивы, поэт напрямую обращается к своим читателям.

2. С какими общественными явлениями не соглашался Державин в жизни и в поэзии?

Писать стихи Державин начал только в тридцать лет, будучи еще военным, но по настоящему литературным творчеством писатель занялся на государственной службе. Связь между расцветом творчества Державина и его службой очевидна.

На службе Державин быстро делал карьеру, его ценили за ум и непримиримость. Но как раз последняя часто становилась для поэта преградой для дальнейшего карьерного роста. Он был врагом казнокрадства и взяточничества, он не умел льстить, но отличался огромным трудолюбием. Такое ответственное отношение к службе нажило Державину немало врагов. Постоянные стычки с чиновниками привели к тому, что поэту часто приходилось менять место службы.

Даже на посту министра юстиции он долго не продержался.

Расцвет творчества Державина пришелся на время правления Екатерины 2, которая заслужила уважение поэта своим покровительственным отношением к наукам и искусствам, в том числе к литературе. Державин искренне восхищался императрицей и написал на нее немало хвалебных од. В своих произведениях Державин всегда восхвалял честность и правдивость, он подчеркивал реальные заслуги, а не мнимые, его оды никогда не становились объектами лести.

Фонохрестоматия

Г. Р. Державин. «Признание»

Соединение торжественного, одического звучания с задушевными, дружескими интонациями, высокой похвалы с иронией, возвышенной лексики с просторечиями — особенность поэзии Гавриила Романовича Державина. Поэтноватор, он смело разрушал поэтические правила, каноны, создавая свой неповторимый державинский стиль.

1. Какими средствами художественного чтения актёру удаётся передать своеобразие державинского стиля?

Повышение голоса в важных моментах, постановка логического ударения, паузы. 

2. Какие особенности характера автора стихотворения сумел донести до слушателя актёр?

Сдержанность, искренность, прямолинейность.

 

Страница 84

Проверьте себя

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чьё высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

К примеру, Лев Озеров нам пишет, что творчество Пушкина всегда будет покрыто загадками. Белинский говорил, что наступит время, когда творчество Пушкина будет признано. В то же время Гоголь писал, что многое, что у него есть хорошего это все благодаря Пушкину. Даже Лев Толстой считал себя учеником знаменитого поэта. В любом случае жизнь и личность Пушкина интересны нам своим стремительным развитием, любовью к поэзии, которая зародилась в нем еще с раннего детства. Также восторг вызывает и количество произведений, созданные Пушкиным.

Страница 87

Обогащаем свою речь

1. Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

Меня поразило описание Александром Сергеевичем битвы. Перед нами предстали настоящий баталии, описанные словом. В тексте в большом количестве встречаются глаголы: грянул, смыкают, рубятся, прыгают, разят, роют, шипят, рубит, режет. Эти слова помогают автору передать действие, которое происходит на поле боя. Также благодаря особым фразам Пушкину удается передать звуки сражения, что помогает читателю сполна окунуться в текст: саблями звуча, бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон. Таким образом, автор рассказывает очень эмоционально. Битва - это всегда горечь потерь, смерть, страх. Поэт настаивает на том, что бой - это "ад со всех сторон". Именно так я и представлял войну.

 

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарёю новой», «Дым багровый кругами всходит к не бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

«Горит восток зарею новой» - начало нового дня без смертей и потерь, 

 «Дым багровый кругами всходит к небесам» - дым от стрельбы, наполненный кровью, 

 «В кустах рассыпались стрелки» - спрятались, 

 «Поле роковое» - место, на котором все решится, 

«Как пахарь, битва отдыхает» - с удовольствием, ценит время отдыха, 

«И за учителей своих заздравный кубок подымает» - за тех, кто дал знания, которые помогли победить. 

При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя. 

При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы: 

аллитерации («...браздами, саблями звуча, / Сшибаясь, рубятся с плеча»); 
метафоры («Горит восток зарею новой»); 
олицетворение («битва отдыхает»); 
сравнение («могущ и радостен, как бой»); 
многосоюзие и ряды однородных членов («И Шереметьев благородный, / И Брюс, и Боур, и Репнин»); 
эпитеты («верный конь»); 
антонимы («...лик его ужасен... он прекрасен»).  
Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.
  

3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.  

Упоминание реальных исторических лиц, например, Карл, Петр I, а также видов оружия и остальных деталей, дают читателю полное понимание того, о каком историческом сражении идет речь. 

4 . Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

Петр 1 : звучный глас, мек ужасен, он прекращен, движение быстры, глаза сияют, божия гроза.

Карл 12 : бледный, недвижный, несомый слугами смущенный взор страдая раной, слабое движение руки.

У А.С.П. есть герой- Петр 1. Петра 1 в 20х годах 19 века все знали больше по рассказам и преданиям , чем из книг. В поэме Полтава А.С.П. глубоко интернсовался над поэмой и всего за год до работы над поэмой нашел образ Арапа Петра Великого. В основы поэмы положены борьба украинского гетмана Генерала Мазепы и шведского короля Карла 12 с Великом Петром 1.

Страница 93

Размышляем о прочитанном

1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

Кудесник рассказал Олегу, от чего тот умрёт. Кудесник указал на коня Олега и сказал, что именно конь будет причиной его смерти, во что Олег не желал верить, ведь он так был привязан к своему коню. Баллада о вещем Олеге, которую написал Пушкин, идёт стихотворным текстом, а летопись повествовательным. В балладе говорится всего лишь о предсказании кудесника и о смерти князя. В летописи подробно описывается жизнь и быт Олега, почему он был назван "вещим". В летописи не упоминается все же, как именно умер Олег, а в балладе чётко указано, как и от чего он умер.

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.

В диалоге "Песни о вещем Олеге" А. С. Пушкин показывает князя в расцвете сил и боевой славы, а также старца, который провел жизнь в молитвах и гаданиях. Олег может подарить коня или разгневаться, но волхвам не страшны власть и гнев правителей. Может, не стоило князю спрашивать о своей смерти и лишаться любимого товарища. Он не спрашивал совета, как победить врагов, а хотел удовлетворить любопытство.

  Мне больше понравился мудрый старец за волю и правдивость.

3 . Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

В своих произведениях А.С. Пушкин часто высказывал недовольство и возмущался действующей властью, социальным устройством страны, порабощением крестьян, их тяжёлой жизнью. Он считал своим долгом открыто говорить об этом, невзирая на недовольство правящей верхушки, а поэта приравнивал к пророку, который должен открывать людям глаза на то, что происходит вокруг (стихотворения "Пророк", "Памятник"). В слова волхва в "Песне о вещем Олеге" Пушкин вложил свои либеральные, свободолюбивые взгляды на взаимоотношения правителей и поэтов, правителей и поэзии. Таким образом, можно говорить о том, что устами кудесника он провозгласил независимость поэта и поэзии от власти царей: поэты-пророки "не боятся могучих владык", их язык "правдив и свободен", их нельзя подкупить — "княжеский дар им не нужен".

Страница 94

Обогащаем свою речь

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Вещий - тот, кто вещает. Я считаю, что больше этот эпитет подходит к кудеснику. Ведь именно он вещал князю о будущем.

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик. 

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?

В первоначальном тексте Пушкин хотел выразить словом "смирный" , то что конь подчинённый Олегу , и он делает все что ему прикажет князь. А в окончательной редакции автор наоборот воспевает коня тем что, он верен своему хозяину и будет с ним сражаться до конца не по тому, что его заставляют, а по тому что он сам этого хочет.
 

Страница 94

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?

Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?

Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.

3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой фразе?

То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь. 

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?

Интонация, тембр, логические ударения, паузы.

5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?

Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.

Размышляем о прочитанном

1. Какие чувства, переживаемые Пушкиным, выражены в стихотворении?

2. Почему Пушкин дважды повторяет одно и то же четверостишие о воющей и плачущей буре?

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.
В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

3. Зачем поэт просит няню спеть ему народные песни про синицу и про девицу?

Он просит няню спеть народную песню и выпить с ним, чтобы сердцу было веселей.

 

Страница 105

Размышляем о прочитанном

1 . Пушкин подчёркивает: «Характер Пимена не есть моё изобретение. В нём собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времён давно минувших...

Пимен прожил бурную жизнь, но теперь он «ведает блаженство», потому что осознал суетность жизни, оказавшись в монастыре.
Пимен пишет летопись, у него нет тщеславия, он пишет, не оценивая события, «не мудрствуя лукаво». Его труд останется безымянным, но цель старца - донести правду до потомков, которые должны знать и о добрых делах царей, и об их грехах и «темных деяниях».
Но Пимен имеет и свой взгляд на вещи: правление Бориса он считает страшным грехом.
Полной противоположностью Пимену является Григорий. Он молодой человек, его душа бунтует против того образа жизни, который он ведет, Григорий завидует бурной молодости Пимена.
Те сны, которые видит Григорий, он сам называет «бесовским мечтанием», то есть его искушают бесы, и он поддается искушению. Личность Бориса Годунова он оценивает совершено иначе: Григорий размышляет о могуществе Бориса и записи Пимена называет «ужасным доносом».
Так проявились характеры героев в сцене «Келья в Пудовом монастыре».

Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Пимен вспоминает, что в этой самой келье он видел Грозного. Царь беседовал с монахами и плакал, он раскаивался в своих грехах, признавал их, считал себя преступником. «Приду к вам, преступник окаянный», — говорит он о себе. Летописец сравнивает Грозного с его сыном Федором, который «на престоле» воздыхал о мирном житии молчальника». Образ жизни Федора противопоставлен образу жизни Грозного: царствование Федора дало Руси утешение «во славе безмятежной» в то время как правление Грозного отличалось большим количеством войн и казней.
 

Страница 109

Размышляем о прочитанном

1. Как вы думаете, правильно ли понял А. И. Одоевский мысль Пушкина?

2. Что означает слово «меч» («И братья меч вам отдадут») в стихотворении Пушкина и то же слово («К мечам рванулись наши руки») в стихотворении Одоевского?

3. Почему Пушкин называет не подвергнутых наказанию дворян «братьями», которые после освобождения декабристов («Оковы тяжкие падут») вручат им меч? И что означает этот жест? Подумайте, как понимать выражения «отобрать меч» у рыцаря и «отдать, вернуть меч» рыцарю? Вспомните уроки по истории Средних веков.

Страница 122

Размышляем о прочитанном

1. Что характерного из жизни станционных смотрителей рассказал автор? Какими чувствами окрашен этот рассказ?

В начале повести рассказчик сообщает о жизни станционных смотрителей следующее: они имеют низший чин, что не застраховывает их от ругани и даже побоев. Должность станционных смотрителей, по мнению рассказчика, настоящая каторга: во всех бедах проезжающие винят именно их. Короче говоря, невесела судьба станционного смотрителя, героя пушкинской повести.

2. Как вы думаете, почему рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя?

Рассказ о судьбе Дуни, начатый Самсоном Выриным, ведётся от лица автора-повествователя для того, чтобы передать отношение самого автора к события. Через рассказ Пушкин осуждает поступок Дуни, сочувствует смотрителю и показывает несогласие с действиями Минского, их унизительность и высокомерие, с каким гусар отнёсся к отцу ,которого лишил дочери, а потом и смысла жизни.   Пушкинский  приём ,вести рассказ от имени автора, даёт возможность  читателю самому осмыслить прочитанное, дать свою оценку, сделать выводы. Читатель, как и автор, не очевидец событий, как те, о ком ведётся рассказ, поэтому и понять проще рассказ "со стороны". Через восприятие рассказчика ,акцентируется внимание на главной проблеме "маленького человека", передаётся равнодушие окружающих ,отношение общества к чужим бедам, отсутствие сочувствия и понимания у людей.

3 . В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю блудного сына? Есть ли связь между ними и судьбой Дуни? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Основа этих двух историй похожа. Только блудный сын - это о принятии Бога в душе, а судьба Дуни - бытовой случай. Но, у этих двух историй один финал - каждый нашел свое счастье. Кто-то в Боге, а кто-то в любви. 

4. В «Повестях Белкина» рассказчик и безвестные русские люди, рассказы которых он передаёт, отличаются отзывчивостью и чуткостью. Кто из героев повести «Станционный смотритель» не остался равнодушным к беде Самсона Вырина? Найдите в тексте повести эпизоды, подтверждающие ваш ответ.

Единственный неравнодушный человек - это рассказчик, так как он все равно приезжал навещать Вырина. Он искренне переживал за его судьбу после ухода Дуни. (“Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!”, “ не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика”.) 

5. Подготовьте характеристику станционного смотрителя Самсона Вырина. Включите в свой рассказ цитаты из повести.

Самсон Вырин жил небогато, но зато честно. Такое описание главного героя дает автор в начале произведения: “Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти», «свежий и бодрый», одетый в «длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах”. 

А вот каким встретил его рассказчик в свой следующий приезд:  “я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину”. 

Он любил дочь и очень переживал за ее отъезд: “он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик.

6. Кому из героев рассказчик симпатизирует? Каким настроением пронизана вся повесть? Какие чувства и размышления она у вас вызвала?

В повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» рассказчик явно симпатизирует Самсону Вырину – смотрителю, но также он и испытывает сочувствие к его дочери – Дуне. Повесть пронизана чувством несправедливости и беспомощности людей, более низких по чину и классу. Прочитав повесть, мне стало очень жалко и Дуню, и ее отца. Повесть наталкивает на мысли о социальном неравенстве, которое и в наше время существует в обществе.

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1. Начало повести — эмоциональный рассказ автора о станционных смотрителях — «сущих мучениках четырнадцатого класса». Какими интонациями окрашивает актёр чтение первых страниц произведения, полностью соглашаясь с рассказчиком?

Я считаю, что первые страницы наполнены грустью, тоской, разочарованностью.   

2. Что переживает рассказчик во время первого посещения почтовой станции в селе Н? Как меняется его настроение и как это отражается в чтении актёра?

Во время первого посещения автор заинтересован этим местом и взволнован жизнью этих героев. Настроение сменяется на более радостное. Автор проявляет заинтересованность. Актер отражает смену настроений интонацией чтения, паузами.  

3. Какое впечатление произвела на рассказчика обстановка станционного дома во время второго посещения? Как это впечатление передал актёр?

Обстановка была ветхой, уже не было цветов. Это явно огорчило рассказчика, как и внешний вид Самсона. Актер передал этом сменой тембра голоса, вздохами и удивлением.

4. Послушайте внимательно фрагмент из повести о третьем посещении рассказчиком села Н. Какими вы представили жену пивовара и деревенского мальчика Ваньку, прослушав их разговор?

Жена показалась мне безразличной, грубой, а Ванька послушно выполнил ее приказание. Он относился к смотрителю уважительно, вспомнил, как тот угощал его орешками. 

5. Как вы считаете, почему Ванька назвал приехавшую в село дочь смотрителя «прекрасной барыней»? Только ли из-за её серебряной монеты?

Я считаю, что он назвал ее так только из-за пятака. Потому что он акцентировал свое внимание на ее материальном положении. 

Смотрите также: