Вопросы по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев часть 1 страница 126-215









Страница 126

Размышляем о прочитанном

1. Какие художественные литературные средства и приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?

Мне отрывок понравился. Пушкин использует в нем эпитеты («бедный челн», «печальный пасынок», «ветхий невод», «громады стройные», «задумчивые ночи». «державное течение»). 

2. Как вы понимаете строки:

«Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам...»?

Пушкин предвидит и обещает с гордостью читателям в своём «Медном всаднике» строчками: «Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам...» Автор с помощью этих строк зашифровал картину недалёкого будущего: по волнам реки Невы будут ходить корабли, под флагами своих государств (далёких и близких). Эта водная трасса и этот порт новы для торговых обменов с иностранцами. Прежде не существовало истинного города (Санкт – Петербург), уже не далеко открываются огромные возможности. В этих строчках - гордость за Россию!

3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?

Весь текст этого отрывка пронизывает чувство гордости за то решение, которое принимает Петр I, за величие и красоту города, который под его руководством строился. Кроме того, текст пропитан чувством любви к городу, это горделивое чувство передается читателям.

Фонохрестоматия

А. С. Пушкин. «Медный всадник»

1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец.

После прослушивания произведения я пришел к выводу, что автор разбивает его на две части. Первая о том, как Петр укрепляет владения на берегах Балтийского моря. Вторая о любви Евгения к Параше. 

Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. <...> Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей. 

2. Как бы вы озаглавили эти части?

Первая - могущественный Петр I. 

Вторая - история любви, который не суждено сбыться. 

3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?

Первая часть прочитана с чувством гордости за такого великого правителя, а вторая с пониманием и состраданием к Евгению.

4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет...» актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?

Потому что через сто лет все действительно изменится. 

5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?

Выразительно, мощно, проникновенно. 

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть.

Страница 131

Проверьте себя

1. В чём особенность первых впечатлений детства Лермонтова? Какими талантами одарила природа поэта и как они проявились в его жизни и творчестве?

Самые первые впечатления поэта связаны с прелестными пейзажами Пензенской губернии, где находилось имение Тарханы. Не менее яркие впечатления оставил Кавказ, куда бабушка возила часто болеющего мальчика. Кавказ с детских лет вошел в сознание Лермонтова как край свободы, как страна благородных, возвышенных страстей. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами: он обладал редкой музыкальностью, писал картины маслом, решал сложные математические задачи, владел несколькими иностранными языками, слыл сильным шахматистом. Все давалось ему легко, но свой поэтический дар Лермонтов совершенствовал упорным трудом.

2. Используя статью учебника и материалы биографических словарей, подготовьте сообщение о жизни поэта.

Лермонтов Михаил Юрьевич родился в ночь на 15 октября(3 октября по старому стилю) 1814 в Москве. Его отцом был офицер, и спустя года, сын пойдёт по его стопам. В детстве же он воспитывался бабушкой.Именно бабушка дала ему начальное образование, после которого юный Лермонтов отправился в один из пансионов Московского университета. В этом заведении из под его пера вышли самые первые, ещё не очень удачные, стихотворения. По окончанию этого пансиона Михаил Юрьевич стал студентом Московского университета, а уже потом он отправился в школу гвардейских подпрапорщиков в тогда еще  столицу - Петербург. После этой школы, Лермонтов начал свою службу в Царском селе, поступив в Гусарский полк. После того, как на смерть Пушкина им было написано и опубликовано стихотворение «Смерть поэта», его арестовали и отправили в ссылку на Кавказ. По дороге в ссылку он пишет своё гениальное произведение «Бородин», посвятив его годовщине битвы. На Кавказе ссыльный Лермонтов начинает увлекаться живописью, пишет картины. В то же время его отец ходит по чиновникам, прося помиловать сына. Что и происходит в скором времени – Михаила Юрьевича Лермонтова восстанавливают на службе. Но ввязавшись в дуэль с Барантом, его снова отправляют на Кавказ в ссылку, на сей раз на войну. За это время он пишет множество произведений, которые навсегда вошли в Золотой фонд мировой литературы – это «Герой нашего времени», «Мцыри», «Демон» и многие другие. После ссылки Лермонтов приезжает в Пятигорск, где случайно оскорбляет шуткой своего старого знакомого Мартынова. Товарищ, в свою очередь, вызывает поэта на дуэль, которая стала для Лермонтова роковой. 27-ого (15 по старому стилю) июля 1841-ого года он гибнет.

Страница 149

Размышляем о прочитанном

1. Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы 1, судьбы каких героев взволновали вас? Почему поэма названа Лермонтовым песней?

Мне стало грустно от гибели такого человека, как Калашников. Именно его судьба меня взволновала. Она названа Лермонтовской песней, потому что в ней есть элементы фольклора.  

2. Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?

Я представил картину пира так: сидит царь в золотом венце, все опричники вино пьют, царя славят. Кирибеевич в этом эпизоде был задумчив, сидел, опустив глаза. Лишь после того, как несколько раз глянул Грозный на любимого опричника, тот и поднял глаза. 

В эпизоде кулачного боя царь был горделив, заносчивый, ждал тех, кто его повеселит, а он их наградит. Кирибеевич вышел и начал плохих бойцов задирать. А к нему вышел Калашников. По его внешнему виду и речи я сделал вывод, что купец не боится опричника, он готов умереть за правду. 

3 . В чём характер Алёны Дмитревны близок народному идеалу женщины, жены? Как речь Алёны Дмитревны, Калашникова, Кирибеевича характеризует каждого из них? Дайте устный ответ на эти вопросы, заранее выписав цитаты из текста «Песни...», которыми вы будете подтверждать свои мысли.

Алена Дмитриевна - собирательный образ женщины того времени. Она готова к любым невзгодам, кроме немилости мужа. Она верна ему, посвящает свободное время хозяйству и  быту.  

В данном произведении речь героев не характеризует героев, так как это лишь тип героев, за которыми стоят гусляры.

Фонохрестоматия

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1. М. Ю. Лермонтов, подражая фольклорным произведениям, начинает «Песню...» с зачина. От чьего имени звучит зачин? К кому он обращён, к читателю или слушателю? Почему? Какое настроение создаёт у слушателя зачин песни, к чему готовит?

Зачин начинается с обращения к царю от народа. Но само произведение для слушателя, так как эта песня и ее должны напевать. Зачин создает приподнятое, веселое настроение и готовит к истории между царем, опричником и купцом.

2. Какие интонации преобладают в голосе народного артиста России Сергея Сазонтьева, читающего описание царского пира?

Артист читает эпизод пира с явным восхищением, ликованием. 

3. Как актёру удаётся при чтении передать черты характера царя Ивана Грозного и молодого опричника Кирибеевича? Что в характерах этих персонажей подчёркивает актёр?

Черты героев артист передал с помощью интонации, напевности, ритмики. Он подчеркивает решительность и смелость.

4. Как Кирибеевич рассказывает о себе царю и как — красавице, которая на него смотрит? Как вы думаете, почему в этом разговоре актёр подчёркивает самовлюблённость Кирибеевича, его уязвлённое самолюбие?

Конечно, интонация различается. Кирибеевич разговаривает с царем уважительно, с некоторой боязнью, говорит о том, что ни одна девушка на него не глядит, вызывает чувство жалости. Красавице он рассказывает о себе дерзко и самовлюбленно. Актер подчеркивает эти качества, чтобы показать на что способен такой человек. 

5. Как меняется характер чтения актёра, когда он переходит к описанию лавки и дома купца Степана Парамоновича Калашникова?

Актер снова читает ритмично, весело, задористо. Это передает решительный характер купца.

6. Какие качества характера Алёны Дмитревны удалось передать актёру при исполнении её рассказа мужу о том, что с нею произошло? Чем она была напугана, что терзало её душу?

То, что она любит своего мужа и ей было страшно и неприятно находится у Кирибеевича. Она не боялась ничего, кроме немилости мужа. Она была напугана тем, что платок и вода остались у нее. Алена Дмитревна переживала, что оскорбили ее честь и ее семьи. Она просила помощи у мужа, боялась остаться одна, так как кроме него у нее никого не осталось.

7. Какие чувства звучат в голосе актёра, читающего описание московского утра в день кулачного боя? В чём причина сложности, противоречивости этих чувств?

В голосе актера звучит серьезность и торжественность. Сложность в том, что эти чувства несопоставимы.

8. Какие черты характера Кирибеевича и Калашникова подчёркивает в своём чтении актёр, воспроизводя события, предшествующие началу боя?

Он показал Кирибеевича богатым, напыщенным, самолюбивым, хвастливым, а Калашникова верующим, уважающим окружающих. 

9. Какие средства выразительного чтения делают столь эмоциональной сцену казни Степана Калашникова в исполнении актёра?

Повышенный тембр голоса, ударение.

10. Подготовьте выразительное чтение монолога одного из героев «Песни...»: царя Ивана Васильевича, Степана Парамоновича Калашникова, Алёны Дмитревны, опричника Кирибеевича. Постарайтесь в своём чтении выразить характер персонажа, его душевное состояние.

Страница 153

Фонохрестоматия

М. Ю. Лермонтов. «Молитва»

1. Как меняется настроение, эмоциональное состояние актрисы, читающей стихотворение?

Сначала настроение грустное, подавленное, а затем меняется чувство надежды на лучшее.

2. Помогает ли музыка Эдварда Грига глубже почувствовать содержание стихотворения? Какими эпитетами вы охарактеризовали бы музыку: грустная, скорбная, весёлая, светлая, нежная, радостная?..

Музыка помогает почувствовать глубже это стихотворение. Я бы охарактеризовал ее как грустную, скорбную, нежную.

3. Как вы думаете, может ли грусть быть светлой? Переживали ли вы когда-нибудь такое состояние? Расскажите об этом.

Я считаю, что грусть может быть светлой. Я переживал такое состояние, когда мне было печально, но я верил в хороший исход.

4. Выучите стихотворение наизусть. Подготовьте его выразительное чтение, передавая движение чувств от грусти к тихой, светлой радости.

Страница 154

Фонохрестоматия

М. Ю. Лермонтов. «Ангел»

1. Как актриса средствами художественного чтения передаёт неземную возвышенность, одухотворённость видения летящего ангела, небесных звуков его песни?

Она передает эти чувства интонационно, то замедляясь, то ускоряясь, добавляя напевность и полушепот. 

2. С грустными, печальными или просветлённо-радостными интонациями актриса читает строки о земной жизни души, слышавшей звуки ангельской песни? Согласны ли вы с актрисой? Почему? Подготовьте развёрнутый ответ на эти вопросы.

Актриса читает эти строки, используя просветленно-радостную интонацию. Я согласна с такой трактовкой, так как эти строки о мечтах ангела.  

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Страница 155

Фонохрестоматия

1. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...»

1. В стихотворении «Ангел» юный поэт противопоставляет «скучные песни земли» «звукам небес». Услышали ли вы такое противопоставление в чтении стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива...» народной артисткой России Алиной Покровской? Противопоставлены ли здесь звуки земли (шум леса, звуки ветерка, лепет родника) и видение Бога в небесах?

Да, я услышала такое противопоставление. Я считаю, что звуки земли противопоставлены видению Бога. Актриса подчеркивает это своей интонацией. 

2. Первые три строфы стихотворения — однородные придаточные предложения, начинающиеся с союза «когда», актриса читает примерно с одной интонацией, со схожей эмоциональной окрашенностью. Права ли она, ведь изображённые поэтом картины так различны: «желтеющая нива» — осень, «ландыш серебристый» — весна? Обоснуйте свой ответ.

Актриса права, так как такое чтение держит читателя в напряжении. Он ожидает, что же будет после когда..

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Размышляем о прочитанном

1. Какие переживания, связанные с красотой природы, передаёт поэт в стихотворении «Ангел» (блаженство, полнота жизни)?

Это романтичное лирическое стихотворение рассказывает о печали душ на земле.

2. Какие чувства вызывает в поэте молитва («созвучье слов живых») в стихотворении «Молитва»?

Чувства светлой грусти и веры в силу молитвы.

3. Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастливым?

Душа становится счастливей, когда видит Бога, т.е. оказывается на небесах.

Обогащаем свою речь

1. Прочитайте начало «Песни... про купца Калашникова». На какие произведения фольклора похожи напевные интонации этого произведения? Характерны ли они для современной русской речи?

Напевные интонации характерны для былин. В современной речи такие обороты и фольклорные элементы не используются.

2. Как вы понимаете выражения: православный народ ею тешился; Опостыли мне кони лёгкие, / Опостыли наряды парчовые; Твоему горю пособить постараюся; Заря алая подымается; лепечет мне таинственную сагу; внимали той песне святой; есть сила благодатная?

«Православный народ ею тешился» — русский народ получал удовольствие, ему нравилось происходящее. 

«Опостыли мне кони легкие, Опостыли наряды парче­вые» — надоели, опротивели мне кони легкие (быстрые, луч­шие), наряды парчовые (дорогие). 

«Твоему горю пособить постараюся» — твоему горю по­мочь постараюсь. 

«Заря алая подымается» — рассветает. 

«Лепечет мне таинственную сагу» — тихо, неясно расска­зывает мне таинственное сказание, легенду. 

«Внимали той песне святой» — слушали с особым внима­нием, проникновенно, заинтересованно ту песню святую. 

«Есть сила благодатная» — есть живительная, благотвор­ная сила. 

Смотрите также: