ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 216-251









Страница 216

Размышляем о прочитанном

1. Какие эпизоды повести показались вам забавными, смешными, какие — печальными, какие — трагическими? При чтении каких глав вы особенно волновались?

В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" мне показался смешным эпизод возвращения сыновей в отцовский дом из бурсы. Особенно забавна речь Тараса, обращённая к сыновьям: их одежду он называет "поповскими подрясниками", бурсу — "академией", предлагает побежать, чтобы посмотреть, "не шлёпнется ли он на землю".

Печальными в повести мне показались все эпизоды, связанные с матерью казаков: описание её нелёгкой жизни, её тоска по сыновьям, её состояние, когда она узнаёт, что муж отправляет сыновей на войну, её страх за Остапа и Андрия.

Самым трагическим эпизодом в повести я считаю казнь Остапа. Это очень страшная, но в то же время героическая смерть.

2. А. П. Чехов, вспоминая «Тараса Бульбу», назвал Гоголя «царём степи». Чем, по вашему мнению, заслужил писатель столь высокую оценку?

Николай Васильевич Гоголь был "царем степи" из-за того, что умело описывал все края лесов, степей и разной живности. Автор уместно делал сравнения в своих произведениях к природе. По моему мнению, это один из величайших писателей, которые умеют превосходно описывать живность.

3. Каковы ваши впечатления от описаний степи? Подготовьте небольшой отрывок описания степи для выразительного чтения или для художественного пересказа (т. е. пересказа с максимальным сохранением художественных особенностей прочитанного).

Мне очень понравилось как была описана степь в повести Н. Гоголя. Отчего-то при прочтении мне было очень тепло и комфортно когда я представлял её. Солнце, яркие краски цветов и чувство свободы. Мне казалось что я сам стал одним из тех козаков.

"Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы"

Отрывок:

Красота была неописуема. Золотисто-зеленый океан травы, сквозь чьи стебли были видны различные цветы, яркие волошки, виднелась белая кашка с зонтикообразными шапками. Воздух что был наполнен пением и цвериканьем тысячи птиц. А под тонкими корнями растений шныряли куропатки. Из травы же была вида поднимающаяся в высь чайка.

Пусть и приходя вечер забирал с собою прекрасную музыку дня, но степь оставалась все так же прекрасна. На место дневного шума пришла вечерняя песнь насекомых что успокаивала и убаюкивала дремлющий слух

. Запах благовоний что испускала каждая травка и цветок, чистый и свежий ветерок, степь усеянная яркими искрами светящихся червей, создавали волшебную атмосферу для тех кто поднимался ночью

4. Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы — на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героев (внешность, характер, поступки). Вам помогут в подготовке и небольшая статья, и план характеристики героя литературного произведения в справочном разделе части 2 учебника.

Наиболее важными эпизодами повести для характеристики главных героев являются:

1. Андрий — разговор с полячкой в осаждённом городе (Андрий отказывается от отца, товарищей и Отчизны  и говорит, что на всё готов ради неё) и его смерть (когда Андрий увидел Тараса, то побледнел и ничего не мог сказать в своё оправдание, но перед смертью он прошептал имя прекрасной полячки — это были его последние слова);

2. Тарас — убийство Андрия (Тарас не мог смириться с предательством сына, Андрий стал для него врагом, поэтому Тарас приказал заманить его в лес и там застрелил) и смерть Тараса (когда Тараса поймали поляки и привязали к дереву, чтобы сжечь живьём, он думал не о себе, а как помочь казакам: даже когда огонь подобрался совсем близко, он радовался, что помог спастись товарищам и насмехался над поляками);

3. Остап — смерть (Остап мужественно выносил пытки страшные пытки, он не издал ни одного стона).

Н.В. Гоголь восхищается Остапом и Тарасом, для него они — настоящие национальные герои. Андрия он презирает за предательство, но и сочувствует ему, так как он погиб в расцвете сил.

Андрий и Остап — молодые, статные, сильные казаки. Остап — мужественный, сильный, смелый, его интересуют только война и "гульба" с казаками. Андрий так же силён и смел, но более чувствительный: он стремиться к красоте, во всём видит прекрасное, влюбляется в полячку, ради которой совершает предательство. Даже перед смертью Андрий не раскаивается в своём поступке. Остап, напротив, мужественно терпит пытки, он не опозорил своё честное имя. Тарас — пожилой опытный казак. Он толстый и грузный, но по-прежнему силён и ловок. Это суровый, смелый, хитрый, жестокий человек. Он безжалостно убивает сына, совершившего предательство, отчаянно пытается спасти Остапа и едет во враждебный город, откликается на его зов; он жестоко мстит за смерть Остапа и мужественно погибает, угрожая своим врагам и насмехаясь над ними.

5. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

Согласна,поскольку любовь к Родине - это главная тема произведения "Тарас Бульба". В мирное время патриотизм отходит на второй план, но в минуту опасности весь народ объединяется и встаёт на защиту Отечества, чести народа и свободы веры. Борьба запорожских казаков против захватчиков, национальное единство, подвиги людей и трагедии борьбы, всё это легло в основу повествования Гоголя. В  центре произведения - Тарас Бульба, истинный патриот своей Родины. Для него любовь к Родине-это его жизнь, то, чем он дышит и о чём мыслит. Его жизнь - это борьба за свой народ, за свободу и правду. Им движет  любовь к Родине, он готов умереть за неё. Казнь Тараса - финал повести, он умирает как мученик, поляки сами не понимая, сделали его святым. Тарас - символ свободы своего народа, символ борьбы за независимом, символ героизма и любви к своей Родины. Тарас не боится смерти,ему важнее знать, что его товарищи сумели спастись и продолжат его дело.

Страница 228

Размышляем о прочитанном

1 . Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приёмы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.

Образ грозы - это описание самого Бирюка. Через символ грозы Тургенев передаёт описание русского мужика-"подобного грозовой туче". Бирюк хозяин леса, гроза в лесу начинается, когда кто-то приходит незвано в лес. 

Роль образа-через описание природы Тургенев рисует характер Бирюка, страшного и грозного в гневе. Гроза-это сам Бирюк, гроза воров. Тургенев использует эпитеты, красочно рисующие картину грозы-грозной и беспощадной. Оживляя природу, добавляя метафоры, автор передаёт страх, гнев, отчаяние людей. 
Тургенев любил описывать леса, Гоголя-поля и степи. Гоголь передавал через пейзажи состояние героев, а Тургенев-характеры. Гоголевское живописное описание природы даёт представление не только о красоте пейзажей, но и о разнообразии, богатстве, бескрайности просторов родного края автора. Гоголь использует мягкие. ласковые эпитеты. Описывая степь, автор создавал образ любимой Родины в повести "Тарас Бульба". Вольность, своенравие — запорожцев-это бескрайняя степь, с могучими ветрами-войнами, которые не могут вырвать и унести прочь травы, а лишь немного пригнуть, взволновать живое море степи. 
Тургеневский пейзаж суров, высокий лес и огромные деревья, символ русского народа. В тёмные леса редко проглядывает солнце, как и в душу Бирюку заглянуть трудно. Но и в лесу есть жизнь, тяжёлая и подневольная. Автор показывает величие огромной страны, дикую и буйную красоту природы, на фоне могучего, но подневольного народа, живущего в нищете. 
 

2. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте её исполнение в лицах.

Я бы выделила в рассказе эпизод, где происходит диалог Бирюка и мужика, которого он поймал в лесу за воровство.

Бедный мужик начинает слёзно просить и умолять лесника отпустить его, но Бирюк стоит на своем. Мужик сидит в углу связанный, он дрожит и плачет. Он уверяет Бирюка, что больше не станет воровать, что его заставила воровать сильная нужда, так как у него семья и им нечего есть.

Бирюк сначала огрызается на слова мужика, но в конце все же он его отпускает восвояси, так как он не лишен чувства жалости.

3. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»?

Из-за нелюдимости Бирюка к нему было страшновато подступиться — сам крупный и сильный он на контакт не идёт, подкупить и подговорить его невозможно. Деревенские мужики побаивались замкнутого и угрюмого лесника, потому что тот честно нёс свою службу и никого не щадил — воришек не признавал, считая, что даже бедность не должна толкать человека на воровство.

Отпуская мужика, который рубил лес, Бирюк сам сомневался в своём решении. Но жалость к безысходности и бедности крестьянина взяла верх, но отпуская, Бирюк предостерёг воришку на будущее — сказал, чтобы тот больше воровать не ходил.

Рассказчик называет героя повести по имени, Фомой. Это и понятно, потому что Бирюк — не имя, а прозвище, которое используют крестьяне, таким образом характеризуя героя. История с воровством леса показывает, что за-глаза лесника называют по прозвищу, а встретившись лицом к лицу, да ещё и чувствуя свою вину, вороватый крестьянин обращается к Бирюку по имени-отчеству.

Фома остался один с детьми на руках — жена предала и сбежала с любовником в поисках лучшей жизни. Вот и замкнулся мужик, перестал доверять людям.

Тяжёлая и бедная жизнь, человеческое непонимание, малые дети, подневольная судьба крепостного — это явилось испытанием для мужика, он стал озлоблен. Нет поводов для улыбок и радости, надо растить детей и выживать. Всё же Фома остался честным, трудолюбивым и сострадательным человеком, но закрылся от людей.

Писатель назвал рассказ по прозвищу главного героя "Бирюк", потому что хотел показать суровую жизнь обычного крепостного, которая доводит человека до состояния "одинокого злого зверя", ищущего пропитание для семьи, не имеющего поддержки, уверенности за свою судьбу и за будущее своих детей.

4. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»?

Я думаю, что автор произведения "Бирюк" относится ко всем героям положительно, с чуткостью и пониманием. К самому главному герою он относится хорошо. В его повествовании видно сочувствие к Бирюку из описания его жизни, внешности, речи. К мужику автор также относится с пониманием, он его жалеет, называя такими словами, как "несчастный", " бедняк". К барину или рассказчику у автора также хорошее отношение, ведь сам Бирюк с уважением относится к нему. Также барин не дал Бирюку побить мужика и заступился за него, что говорит о том, что барин хороший, миролюбивый человек.

Страница 229

Фонохрестоматия

И. С. Тургенев. «Бирюк»

1. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать особое, редкое явление природы — грозу в лесу? Какие чувства  гроза заставляет пережить рассказчика, читателя и слушателя? К каким событиям подготовляет читателя и слушателя такое начало рассказа? 

Актер менял интонацию, делал логические ударения. Гроза заставляет тревожиться, переживать. Такое начало готовит к неблагоприятной ситуации. 

2. Какие чувства и мысли автора передаёт актёр при чтении описания избы лесника? 

При чтении описания избы возникает чувство неизбежности, опустошенности. Автор показывает бедность простого народа и окунает читателя полностью в эту гнетущую атмосферу. 

3. Как меняются интонации актёра, когда он переходит к описанию внешности лесника? 

Интонация становится грубее. 

4. Как вы думаете, почему музыка начинает звучать после восклицания рассказчика: «А, ты Бирюк?!» 

Потому что дальше идет описание Бирюка и то, как о нем думают другие люди. 

5. Как Бирюк разговаривает с барином? Какие черты характера лесника подчёркивает актёр, воспроизводя этот разговор?  

Он говорит мало, прерывисто. Это говорит о его нелюдимом характере. Он не привык с кем-то общаться, а тем более с барином. 

6. Какие черты характера Бирюка стремится донести до слушателя актёр, читая диалог лесника и крестьянина-вора? 

Бирюк показан милосердным, снисходительным. 

7. Как реагирует лесник на истошные обвинения и угрозы крестьянина? 

Сначала он не хотел его отпускать, а потом смиловался. Бирюк говорил о том, что много еще таких. Реагировал он спокойно, зевал. 

8. Какое объяснение неукоснительного исполнения лесником своего долга звучит убедительнее: «Воровать никому не след» или «Я тоже человек подневольный»? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос. 

Я считаю, что объяснение «Я тоже человек подневольный» звучит убедительнее, так как в многих произведениях Тургенева поднимается тема крепостничества, бедности и зависимости от барина и государства в целом. 

Страница 230

Размышляем о прочитанном

1. Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?

"Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!''

Автор этого стихотворения в прозе воспевает силу и могущество русского языка, утверждает мысль о том, что нахождение вдали от родины помогает оценить его достоинства. Он родной, свой, близкий. Он – частица Родины, "поддержка и опора".

2. В стихотворении «Два богача» Тургенев сравнивает богача Ротшильда и простого русского мужика. В чью пользу сравнение и почему?

Стихотворение рассказывает нам о двух подвигах. Несомненно, поступок Ротшильда является хорошим и благородным, ведь он помогает огромному количеству нуждающихся, облегчает их жизни. Но еще более велик подвиг простого мужика, отказывающегося от последнего ради помощи девочки Кати. Возможно, Ротшильд способен помочь большему количеству людей. Но решение взять племянницу-сироту сродни библейской притче про две лепты бедной вдовы. Это действительно героический поступок.

Страница 231

Фонохрестоматия

И. С. Тургенев. «Русский язык»

Прислушайтесь к музыке, сопровождающей чтение тургеневского стихотворения в прозе. Помогает ли музыка Модеста Петровича Мусоргского полнее прочувствовать мысли и переживания поэта? В чём музыка созвучна содержанию стихотворения?

Музыка торжественная, она полностью созвучная содержанию стихотворения. Она передает ликование автора перед русским языком. 

«Два богача»

1. Когда автор говорит о Ротшильде, он «умиляется». С каким чувством читает эти слова актёр? Нет ли здесь иронии? Есть ли у актёра основание читать с иронией?

У актера есть основание читать с иронией, так как именно ее вложил автор в слово “умиляюсь”. Потому что после этой фразы автор рассказывает, чему он действительно умиляется.

2. Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?

Актер мастерски передал характеры героев. Жена - мягкая по характеру, а муж - глава семьи, как он скажет, так и будет. 

Размышляем о прочитанном

1. В чём особенности творческой позиции И. С. Тургенева?

Практически у каждого автора есть особенности, по которым с легкостью можно узнать автора. Тургенев не стал исключением.

Главные особенности творчества Тургенева:

1. Тургенев писал о том, что сам пережил в своей жизни. Он клал в основу свои, часто переделанные жизненные моменты.

2. Особое место в творчестве Тургенева всегда занимали женщины. Они были нежными, добрыми, но в то же время с силой воли и характером.

3. В центре внимания был один человек. Именно его переживания и описывал автор.

4. Тургенев всегда был требователен к себе. Однако, он часто прислушивался к мнению окружающих и дорабатывал свои рассказы.

2. Подготовьте на основе прочитанного небольшой диалог о писателе («Разговор о жизни и творчестве Тургенева»).

Страница 249

Размышляем о прочитанном

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жён?

Декабристы совершили попытку переворота в надежде изменить российскую действительность в лучшую сторону, сделать державу сильнее, прогрессивнее. А их жёны не бросили их.Они отправились с ними в ссылку в восточную Сибирь.Я одобряю действия декабристов и их жён.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жён декабристов в Сибирь? Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

Я представляю себе трудный и опасный путь жен декабристов в Сибирь за своими мужьями. мне кажется, что эти женщины были отважны и решительны, у них была смелость, любовь и верность своим спутникам жизни и желание всюду быть с ними рядом, и в горе, и в радости. Они самоотверженно оставляли свои дома, свои дела и родных и уезжали в далекую, холодную неизвестность. Они многое претерпевали.Они многое вынесли и проявили стойкость,как и их мужья.Поэма Некрасова вызвала у меня восхищение женами декабристов. Верные и преданные своим мужьям, они отправлялись в долгий и трудный путь. Не каждая женщина способна на такой поступок-подвиг.Это был подвиг во имя любви. Это самопожертвование вызывает у каждого сильные эмоции, побуждает людей не сдаваться и проявлять мужество и отвагу.

3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

В поэме "Русские женщины" ("Княгиня Трубецкая") Н.А. Некрасов даёт следующие определения "почтенного генерала": "как мощи сух, как палка прям", "кресты, мундир, на шляпе — перья петуха, почтенный бригадир", "ругнув за что-то ямщика, поспешно подскочил", "упрямый старичок", "смотрел он долго в пол", "в раздумье", "важен, молчалив", "эффектно замолчал", "хворает тяжело", "я мучил вас, но мучился и сам", "душа моя чиста", "я не могу, я не хочу тиранить больше вас". Сначала автор относится к "почтенному генералу" скептически, в его словах звучит ирония, так как генерал ценит прежде всего материальное благосостояние, связи, родство, для него важно исполнить "строгий приказ". Но постепенно отношение автора к этому персонажу меняется: он уже не "почтенный генерал", а "упрямый старичок" — в этих словах проявляется сочувствие писателя к герою, который уже сам не понимает, как ему правильно поступить. В конце автор проникается глубокой симпатией к генералу, так как тот отступает от своего служебного долга и начинает руководствоваться велениями сердца.

4 . Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? В чём пафос её доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чём их сила?

Княгиня не хочет жить среди людей, которые запросто могут обменять ее на любое другое богатство, русского царя она назы­вает палачом «свободных и святых». Своим долгом княгиня считает необходимость поддержать мужа:
Мой долг, — я слез не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.

5. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует её? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?

Словарь княгини характеризует ее как сильную женщину, для которой нет преград, чтобы встретиться с мужем. Автор относится к ней уважительно. 

Фонохрестоматия

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»

1. В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэт показал переживания графа-отца его действиями. Когда была готова повозка для княгини, он положил туда образок и зарыдал. Становится понятно, что в такой ситуации надежда только на Бога.  

Актриса передает переживания графа интонационно. 

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Потому что она понимает, что назад пути нет и морально она уже настроилась. Пусть ей будет тяжело, но она будет рядом с мужем, сможет оказать ему поддержку. Актриса читает эти строки уверенно. 

3. Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации в том, что сначала генерал всячески отговаривал княгиню не ехать в Сибирь. Она подписала отказ от своих прав, обрекая себя на жизнь простолюдинки. Затем генерал сказал, что лошадей нет и путь княгиня продолжит пешком. Но потом он понял, что и это ее не остановит и да лошадей.  

Я считаю, что сострадание генерала завладело им. Под влиянием этого чувства он убеждал княгиню остаться. Ведь, по приезду в Сибирь ее  жизнь уже не будет прежней. 

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

Актеру удалось это передать сменой интонации, постановкой логических ударений, ритмикой чтения. 

5. Подготовьте выразительное чтение фрагмента диалога губернатора и княгини Трубецкой. Постарайтесь при этом выразить ваше личное отношение к героям поэмы

Смотрите также: