ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 252-279









Страница 252

Размышляем о прочитанном

1. Что означает выражение «несжатая полоса»? Какую «полосу» имеет в виду Некрасов?

Выражение "несжатая полоса" взято из стихотворения Н. А. Некрасова "Несжатая полоса".

Это выражение означает, что у человека нет сил доделать то, что он начал. Пахарь затеял работу не по силам.

"Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли как плети"

У пахаря нет сил дожать эту полосу.

Некрасов имел в виду полосу тягостного положения русского народа. Крепостное право, неволю, в которой находился народ. И независимо от того, здоров человек или нет, должен был трудиться.

2. От чьего лица поэт ведёт рассказ?

От лица автора.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какие признаки этого размера вы можете назвать? Убедительно ли в нём выражается содержание стихотворения?

Размер стиха – четырехстопный дактиль. Рифмовка используется парная. Признаки - используется повторение элементов. Да, в нем убедительно выражается содержание стихотворения.

Страница 257

Размышляем о прочитанном

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить в читателе Некрасов?

Гнев Некрасова направлен на равнодушие чиновников, которые живут в дворцах и не замечают нищеты кругом. Чиновники не только не защищают права народа, наоборот,они унижают людей, лакеи гонят от подъезда простой люд. Отсутствие сострадания у власть имущих, сердобольности и человечности-против этого направлен гнев автора. Он возмущён и безропотностью простых людей, их терпению и жизни в унижениях. Стихотворение - это попытка автора призвать народ к действиям, не униженно просить, а отстаивать свои права. Автор призывает одних-начать думать о нищих и нуждающихся, а других-попытка разбудить протест, предпринять действия, которые выведут людей из нищеты.

 

2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем?

3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту А. Я. Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот конкретный эпизод изображён поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста.

Нет, в стихотворении "У парадного подъезда" Н.А. Некрасов изобразил не конкретный эпизод, а социальное положение в стране в целом. Неслучайно у "важного лица" отсутствует имя — так как он живут и поступают с народом все чиновники, это типичный представитель власти, собирательный образ. Поэт изобразил не конкретных мужиков, пришедших с просьбой к "парадному подъезду" — в их лице он изобразил весь русский народ, который терпит притеснения и несправедливость по всей России: "я такого угла не видал, где бы русский мужик не стонал", "стонет в каждом глухом городишке", "скорбью народной переполнилась наша земля".

Страница 259

Размышляем о прочитанном

1. Какое время суток описывает поэт?

Ночь

2. Есть ли последовательность в передаче пейзажа и любовного свидания?

В центре стихотворения темы любви и любовного свидания Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.

3. Как нарастает восторг поэта и наслаждение природой?

В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.
Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо».
В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть.

4. Почему для выражения высоких чувств поэт не нуждается в глаголах?

Особенность стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки»

5. Какие выражения передают счастье поэта?

Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Страница 260

Размышляем о прочитанном

 1. Кто более способен, по мнению поэта, выразить свои мысли и чувства — «мудрец» или «поэт»?

2 . Почему для «мудреца» «наш язык» «беден» и он не может тождественно передать в слове чувства и мысли, которыми наполнен? Почему он называет выраженные бедным языком мысли и чувства «ложью роковою»?

3. Почему автор отдаёт предпочтение «поэту» перед «мудрецом»? Почему поэт может выразить «И тёмный бред души и трав неясный запах»?

4. Какой «язык» присущ «мудрецу» и какой — «поэту»?

5. Что означают слова «крылатый слова звук», «Так, для безбрежного покинув скудный дол, Летит за облака Юпитера орёл…» и почему в стихотворении упоминается Юпитер и его орёл?

6. Почему «мудрец» не может преодолеть трудности выражения чувств и мыслей, а «поэт» преодолевает эти трудности мгновенно и легко?

Страница 262

Размышляем о прочитанном

Прочитайте два произведения А. К. Толстого. Подумайте, к какому жанру их можно отнести? Обоснуйте свой ответ.

Жанр - баллада, в обоих произведениях. Баллада близка по стилистике устному народному творче­ству и использует многие приемы произ­ведений фольклора. В ней много просто­народных слов и оборотов. Использование мотивов песнопения.
Писатель использует выражения, устаревшие слова эпохи Грозного.

Страница 269

Размышляем о прочитанном

1. Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом? Под чьим руководством шло его художественное развитие? Вспомните написанную для Алёши Толстого «Чёрную курицу...». Чему учил А. Погорельский своего племянника этим произведением?

Я узнал то, что со слов самого А. К. Толстого, он уже с шести лет писал стихи, которые потом стали пьесами. Толстой обладал особым интересом к эпохе правления Ивана Грозного. 

Художественное развитие его шло под руководством дяди, А. А. Перовского, псевдоним которого — Антоний Погорельский. Он учил племянника не гордиться своими поступками, быть честным и в любой ситуации оставаться человеком. 

2. Какие произведения А. К. Толстого вам известны?

"Сон Попова" ,"Князь Серебряный" ,"Василий Шибанов" ,"История государства Российского...".

3. Вы прочитали два произведения А. К. Толстого. О чём они? Кто их главные герои?

Эти два произведения об эпохе правления Ивана Грозного. Герои противоположны друг другу (Василий Шибанов и князь Михайло Репнин). 

4. Какие характеры героев раскрываются автором и что он хочет сказать о людях и времени, в которое происходят эти события?

Шибанов показан верным своему хозяину, готовым умереть за него. А Репнин - смелый, он смог сказать царю свое мнение, за что был убит. 

Автор показывает суровое и деспотичное время правления царя Ивана Грозного. Но есть люди, такие как герои этих баллад, которые не боятся царя. 

5. В чём упрекает царя Ивана Грозного Курбский? Как вёл себя Шибанов под пытками? О чём он просит Бога?

Курбский упрекает царя за то, что он убил преданных ему людей, а оставил возле себя льстецов. Они хотели пытками выведать фамилии товарищей Шибанова, но он стойко переносил все мучения.В первую очередь он просит Бога простить своего господина. Затем он просит прощения за все свои прегрешения. Шабанов молится за святую Русь и за Ивана Грозного.

6. Почему Репнин не поднял свой кубок? В чём он обвиняет Ивана Грозного? О чём жалеет царь?

Он не поднял свой кубок, так как сейчас не время празднования. Он обвиняет царя, что тот, вместо того чтобы самостоятельно исполнять свои обязанности, перекинул их на опричников. Царь жалеет, что от его рук погиб слуга, который в отличии от остальных, не побоялся сказать ему всю правду.

7. Какие сравнения, эпитеты встречаются в текстах баллад и что они подчёркивают?

«Ва­си­лий Ши­ба­нов»

Эпи­те­ты:  

раб­ская вер­ность

лихой зло­дей

дерз­кий гонец

со­ба­чья из­ме­на

Ме­та­фо­ры: 

«перо его ме­стию дышит»

«по­сла­ние, пол­ное яду»

«зво­нит всей оприч­ни кро­меш­ная тьма».

Сравнения:

«лиях кровь, аки воду» - лил кровь, как воду

«Князь Ми­хай­ло Реп­нин»

Эпи­те­ты: 

раз­гуль­ные оприч­ни­ки

бе­сов­ские дети

дер­жав­ное слово

строп­ти­вый раб

прав­ди­вый князь.

Ме­та­фо­ры: 

«С ве­чер­ни льют­ся вины на цар­ские ковры»

«Рас­сыпь дер­жав­ным сло­вом детей бе­сов­ских рать»

Сравнения:

«Да правит, как правил ими встарь»

Средства выразительности, используемые автором в обеих балладах, помогают более точно понять условия жизни в той эпохе, раскрывают образы героев и позволяют читателю оценивать их и их поступки.

 

8 . Какие жанровые признаки баллады вы можете отметить в прочитанных произведениях А. К. Толстого?Это эпический жанр, в котором есть сюжет и историческое лицо или факт. Отличие баллады от былины в том, что в ней отсутствуют основные элементы композиции.

 

Страница 271

Проверьте себя

1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?

«Я вырос на лоне крепостного права...» - так писал Салтыков-Щедрин в своих воспоминаниях.
Мать Салтыкова-Щедрина отличалась властным, прямым и практичным характером. В доме царили бережливость и скопидомство. И все ужасы крепостного права прошли перед глазами мальчика. Он рано познакомился с жизнью и тяготами крепостных крестьян, много беседовал с ними. Поневоле тяжелое положение сближало крестьян и мальчика.

2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий 2. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «...Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин“.

Дело обстояло так. Ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией... Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый“, т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы 3».

Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «щедрина» (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя?

Псевдоним «Щедрин» легко соотносится с именем этого писателя. Именно корень - щедр - дает основное значение псевдонима: щедрый, отдающий всего себя. Тем более, как написал в воспоминаниях сын писателя, такой псевдоним посоветовала взять Михаилу Евграфовичу его жена (так как «он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы»).

Смотрите также: