ГДЗ по литературе 7 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 280-300









Страница 280

Размышляем о прочитанном

1. Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему?

У меня сказка Салтыкова-Щедрина "Как мужик генералов прокормил" вызывает все что угодно, кроме сочувствия. Ну некому сочувствовать в этой сказке. Глупо и смешно сочувствовать генералам, которые оказавшись на необитаемом острове не могли сами себя прокормить. Также не интересно сочувствовать мужику, что нашлись на его шею прихлебатели. Человек сам выбирает свою судьбу, тем более на необитаемом острове, а раз позволил себе на шею сесть, значит того и заслуживаешь.

А вообще, этот рассказ конечно сатира, и как сатира он вызывает гнев и негодование по поводу угнетения мужика, крестьянства различными генералами-помещикам­и. Вызывает он и осуждение крепостного строя, угнетения человека человеком.

Ну и грусть тут конечно есть. Грустно видеть как умелый и работящий мужик все равно остается в кабале генералов, не умеющих даже яблоко с дерева сорвать.

2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?

Интересны тем, что рассуждают взрослые мужики, да еще в таких званиях высоких - генералы, как дети.

Потому что это только маленькие дети могут не знать, откуда берутся булочки к кофе, например. И только маленькие дети не могут сами себе что-то добыть, а ведь генералы могли бы хоть плодов с деревьев сбить или натрусить, а то и поискать просто спелых паданцев, раз уже охота и рыбная ловля без готового снаряжения - не для них.

Зато они, как дети малые, сразу вспомнили про "маму" - про мужика, который им все даст, таким голодным и несчастным.

И получается, что богатое сословие, знатное - оно как дети, на шее у простого мужичья, крестьянства. Без мужиков ничего не будет у них, при этом сами мужики, умея абсолютно все, довольствуются почему-то малым, и позволяют собой помыкать и распоряжаться.

3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?

В сатирическом произведении Салтыкова-Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил" показана вся немощность дворянского сословия, что они без слуг трудиться вообще не умеют, а мужики наоборот очень трудолюбивы. Помимо они честные, прямодушные, умные, смекалистые. Они и океан могут шутя переплыть и суп сварить в пригоршне. По сравнению с ними генералы полные ничтожества - глупые, трусливые и жалкие в целом. Смех над ними - это по сути смех над власть имущими, угнетателями, но которые ничего сделать без холопов и слуг не могут. Смех над мужиком, который отстоять смог свое достоинство - это другое совсем, тут добродушие сквозит. Но с другой стороны если рассматривать всё произведение и его лейтмотив, то писателю больно видеть народ в холопах. И смех тут получается как сквозь слезы.

4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры).

Сказки Салтыкова-Щедрина - это уникальное явление в отечественной литературе, так называемая литературная сказка. Жанр сказки Салтыков-Щедрин стал использовать исходя из соображений цензуры: в рамках этого жанра художник более свободен. Он использует эзопов язык (иносказания), сатиру и юмор. Происходят чудеса, как во всех сказках (генералы во сне непостижимым образом оказались на острове, мужик сварил им суп в руке, газеты каждый день свежие номера сами на острове появлялись - во многих русских народных сказках вещи или еда появляются чудесным образом сами, например - скатерть-самобранка). На острове генералы оказались "По щучьему велению". Практически в каждой русской народной сказке герой в какой-то момент встаёт перед выбором пути, например, перед камнем, на котором написано: направо пойдешь ....Встал такой выбор и перед генералами.

Сначала один из генералов увидел плоды на дереве, потом рыбу в пруду, потом дичь в лесу. Но все это требовалось добывать. Есть несколько русских сказок, где используется подобный сюжет. Например, гуси-лебеди (яблоня, печь с пирожками). Мужик для генералов явился своеобразной Золотой рыбкой и исполнял все их желания.

5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.

Гипербола и гротеск используются создания определенного комического эффекта. Роли этих фигур речи могут варьироваться, в зависимости от авторского замысла. Чаще всего их используют для:

создания шокового эффекта, чтобы сбить с толку и дезориентировать читателя, вытащить его из привычных рамок восприятия мира и показать ему мир под совершенно другим углом зрения. Для усиления впечатления автор может использовать особый метод - сочетание несочетаемого.
чтобы вызвать смех или улыбку: обнажая ужасающие или отвратительные аспекты, вытаскивая их на поверхность, автор заставляет задуматься над происходящим.
снимает напряжение, особенно в тех случаях, когда общий трагизм произведения сочетается с комизмом той или ситуации.

Обогащаем свою речь

1. Какие слова «Повести...» напоминают народные сказки и в то же время как переосмысляются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»?

Подберите синонимы к словам служили, примите уверение, упразднили. Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.

Служили - работали
Примите уверение - будьте уверены
Упразднили - Устранили, отменили, ликвидировали.
В "Повести  о том, как один мужик двух генералов прокормил" эти слова, вероятно, используются для придания реалистичности сказке, ведь, как известно, вышеперчисленные слова для жанра сказки очень нехарактерны. Эти слова характерны для совершенно конкретной среды государственных служащих.  Автор подчеркивает тем самым не только легкую реалистичность происходящего, но и  придает социально-политический, сатирический подтекст. 

2. Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчёркивается автором с помощью этих слов?

Фонохрестоматия

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1. Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность. Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это было необходимо сделать актёру, читающему текст сказки слушателям?

Актеру удалось передать индивидуальность каждого генерала благодаря изменению интонации, тембра голоса и скорости чтения. Один из них говорил высоким, а другой низким голосом. Это было сделано для более приятного и понятного восприятия текста. А также для усиления эффекта сатиры.

2. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки «Московских ведомостей»?

Актер передал состояние генералов восклицаниями, интонацией, тембром, протяжностью окончаний слов. 

3. Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать?

Один вид спящего мужика приводит генералов в негодование: они начинают кричать и оскорблять его ("спишь, лежебок!"), их возмущает то, что они сидят голодные, а мужику, который должен о них заботится, до этого и дела нет ("негодованию не было предела"). Генералы разговаривают с мужиком повелительным, приказным тоном: "сейчас марш работать!" Так же по их поведению можно понять, что они безмерно рады, что нашли мужика: "закоченели, вцепившись в него". Таким образом, генералы, найдя мужика, сразу вернулись к привычному образу жизни и начали вести себя соответственно (то есть ничего не делать, ведь для работы есть мужик).

4. Сопоставьте «философские» разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствования и в период сытого благополучия?

Когда они были голодны, то разговаривали о еде, о том, как ее найти. Они искали мужика. Были подавлены. После еды они стали веселыми и переживали о пенсии, которая накапливаются в период их отсутствия.

5. Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бес страстном произнесении актёром слов: «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов се лёдками»?

“Сколько они ругали мужичину за его тунеядство” — этого ни пером описать, ни в сказке сказать”. Это выражение означает то, что они сильно ругали его в тот период, когда он не выполнял их приказы. Это они и считали тунеядством.  

“А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками”? - это высказывание о том, что сколько ругани и возмущений было в адрес мужика, он все равно все делал и кормил генералов.

6. Подготовьте выразительное чтение сказки, постарайтесь при этом передать иронию автора, помня, что ирония — это скрытая на смешка.

Страница 283

Размышляем о прочитанном

Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?

Я считаю, что Салтыков-Щедрин и его произведения нам до сих пор нужны. Они рассказывают о русском народе, и до сих пор не утратили своей актуальности. Салтыков-Щедрин много знал о России и передал эти знания в своих сказках, повестях и романах. Из них мы можем узнать, как жили помещики и крепостные крестьяне в 19 веке, какие мысли и стремления были тогда у людей. И еще одна особенность, которая делает творчество Щедрина ценным, - это его особое чувство юмора. Он иронично описывает многие ситуации, чего не встретишь у многих других писателей.

Страница 298

Размышляем о прочитанном

1. Какой представляется матушка герою повести «Детство»? Когда её лицо становилось ещё лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Матушка имела добрый и чуткий характер. Её нежная улыбка украшало красивое и милое личико. В начале она задумалась так, что даже не заметила приход детей. Отец был строгой личностью. Ему не нравилась мода, хотя одевался всегда изящно и элегантно. Его увлечение состояло из чтения книг и игр карт. А речь всегда была грамотной.

2. О чём тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька? Каково авторское отношение к учителю? Подтвердите свой ответ цитатами из текста повести.

Карл Иваныч переживал по поводу того, что дети должны уехать в Москву и продолжить обучение там. “я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети.”. Так он сказал после того, как узнал, что обучение скоро закончится. Ему не хватало благодарности: “Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай?” 

Во время урока он слушал зажмурившись, что было дурным признаком. “Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слёз не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушёл в комнату Николая и хлопнул дверью." 

После диалога с Николаем урок продолжился, Учитель диктовал предложение “из всех пороков самый тяжкий - неблагодарность”. Настолько сильно он был обижен. 

Автор относится к Карлу Иванычу по-дружески. Даже форму отчества от использует более разговорную.  

3. Какими представляются вам герои небольшой главы «Классы» (из повести Л. Н. Толстого «Детство»)? Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и об отце? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Карл Иваныч действительно полюбил учеников, он не хотел с ними прощаться. Володя плакал на уроке из-за того, что тоже полюбил и привязался к своему учителю, хотя он и был строг. Он любил учителя и отца на равных. Герою очень хотелось восстановить между ними согласие. Это характеризует его, как человека искреннего и умеющего проявлять сочувствие. 

4. Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы её решение? Почему?

Да, ее характер интересен. Я считаю, что она отказалась от вольной, так как это означало покинуть барский дом. А она не знала, как жить по-другому. Таким образом, она сама обрекла себя на рабскую жизнь. Я ее решение не одобряю. Человек может привыкнуть ко всему. Я думаю, что и она бы смогла жить самостоятельно. 

5. Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?

Эта ситуация о неравенстве в доме. Николенька - дворянин, а Наталья Савишна - крепостная. Это и разозлила мальчика. Она его унизительно наказала, а он расплакался. Ей стало его жалко. Герой видит свою ошибку и признает ее. В этой ситуации я на стороне мальчика.

6. Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь оставила такие тяжёлые следы в моём сердце, что навеки отошли от меня слёзы и восторги эти?» Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Детство является самым беззаботным отрезком нашей жизни, когда есть внимание и любовь близких. Л. Н. Толстой размышляет о детстве спустя прожитые годы жизни, приобрёв многолетний опыт. Я думаю, что Л. Н. Толстому очень приятны его воспоминания о детстве, и в тот же момент его охватывает грусть и тоска по тому безмятежному времени, которого нельзя вернуть и прожить заново.
 

Страница 300

Обогащаем свою речь

1. Выберите из приведённых отрывков повести размышления героя. Подумайте, какие мысли его тревожат, как помогает самосовершенствованию его «беспощадность к самому себе».

“Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?”. Эти мысли тревожат героя, он переживает, что веселая и беззаботная пора детства пройдет, пройдет и любовь, и вера. “Беспощадность к самому себе” совершенствует его силу духа, он перестает жалеть себя и учиться отпускать многие ситуации.

2. Подготовьте диалог с одноклассником о героях Л. Н. Толстого.

- Привет, ты читал (а) произведения Л. Н. Толстого «Детство»? Какие герои из этого произведения тебе понравились?

- Привет, конечно читал (а), это автобиографическое произведение, он пишет о своём детстве.

- А мне нравится произведение «Муму», но мне очень жалко собачку, которую утопил Герасим.

- А ты знаешь что Толстой написал такие романы как: «Война и Мир» и «Анна Каренина»

- Конечно знаю, но мы это ещё не проходили!

- Ну и что, прочитаем в старших классах!

- Он писал не только романы и повести, но и сказки, былины, песни.

- Ты в детстве читал (а) сказки: «Три медведя», «Вольга богатырь» и др.

- Конечно читала и очень хорошо их помню, мне нравится творчество Л. Н. Толстого!

3. Объясните значение слов и словосочетаний, введите их в собственную речь: возникают воспоминания, воскресить в воображении, утончённость, прелесть, самоуверенность, досада, огорчение.

Возникают воспоминания - невольно вспоминается что-то из прошлого, 

Воскресить в воображении - вспомнить, 

Утончённость - грация, 

Прелесть - красота, нежность,  

Самоуверенность - уверенность в себе и своих поступках,  

Досада -обида,  

Огорчение - разочарование.

Смотрите также: