ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 80-171









Страница 80

Денис Иванович Фонвизин

Вопросы и задания 

1. Расскажите об образовании, полученном Д.И. Фонвизиным.

Сначала, как все дети в то время Фонвизин получил прекрасное домашнее образование под руководством его отца.

В 1760 году поступил в дворянскую гимназию при Московском государственном университете и закончил его в 1762 году.

 

2. Своими словами дайте определение понятиям «просветительство», «драма», «комедия».

Просветительство - общественно-политическое течение, которое устраняло проблемы общества, распространяя научные знания и идеи справедливости.

драма - жанр в литературе и кинематографии, построенный на частной жизни человека и его конфликтах

комедия - жанр в литературе и кинематографии, одной из характеристик которого является юмор.

Страница 150-151

 

Вопросы и задания 

1. В комедии в афористической форме высказаны многие идеалы просветителей, например: «Тиранствовать никто не волен», «Век живи, век учись». Найдите другие афористически сформулированные просветительские мысли.

"Злонравие в благоучрежденном" государстве терпимо быть не может", "Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных", "Прямое достоинство в человеке есть душа", "Вить с задами-то век назади останесся", "Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью".

 

2. Кто в комедии высказывает просветительские идеи? Приведите примеры.

В комедии высказывает просветительские идеи Стародум - умный, проницательный человек, защитник просвещения и человечности.

"Начинаются чины – перестает искренность",

"Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время",

"Последуй природе, никогда не будешь беден",

"Оставлять богатство детям? В голове нет. Умны будут – без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство",

"В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь",

"Просвещение возвышает одну добродетельную душу",

"Я ждал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие".

 

3. Как вы понимаете слово «любочестие»? Как оно связано с общей идеей комедии?

Любочестие — устаревшее слово. Оно означает, что человек желает, стремится получить высшую должность где-либо, либо почетное высокое звание. Так, в комедии "Недоросль "мы видим семью Простаковых, котрые желают любыми путями разбогатеть. Таким образом, они хотят возвысить себя, хотя они ничего из себя не представляют. Митрофанушка, сын Простаковой, очень глупый и несерьезный молодой человек, который так ничему и не научился, несмотря на то, что к нему приходили учителя. Так, их любовь к любочестию привела к тому, что они остались ни с чем.

 

 

4. Как в комедии изображены учителя Митрофанушки? Какие идеи воплощают эти образы?

Учителя Митрофана — это Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, которые на самом деле не учителя, а малограмотные люди. Цыфиркин — бывший солдат, который должен обучить воспитанника арифметике, но  не может этого сделать. Его положительными качествами являются доброта и честность. Кутейкин — дьячок, который боится учёбы как огня (бросил семинарию, так как там преподавали "заумные" науки), но берётся учить грамоте из корыстных побуждений. Вральман — бывший кучер, с помощью хитрости и лести он обогащается.

 

 

5. Найдите признаки классицизма в «Недоросле». Приведите примеры.

Это направление в литературе, которое основывается на преобладании разумного над чувственным, имеет поучительный характер повествования, историческую направленность, разделение персонажей на добрых и злых, комедийность жанра, гармоничность построения изложения во времени, действии и месте, наличие основного конфликта. Обладая ярко выраженными признаками классического построения произведения, с соблюдением правил, комедия Фонвизина "Недоросль" является ярчайшим представителем русского классицизма.

 

6. Назовите «говорящие фамилии» в комедии. Какие главные свойства персонажей выражены Фонвизиным через фамилии?

 

Тарас Скотинин: дядя недоросля, Тарас-смутьян, бык в переводе, фамилия оправдана-характер у Тараса "скотский", ума нет, жадный человек, обожающий свиней, да и внешность скотоподобна. О себе говорит:"...Ну, будь я свиной сын,..."

Госпожа Простакова: сестра Скотинина ,грубая, недалёкая ,сварливая, жестокая помещица. О себе говорит:"...С утра до вечера, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится..."

Терентий Простаков: подкаблучник, простак и глупый человек. Терентий-в переводе помощник, помогает своей жене во всём, по недомыслию, не имея своего мнения."...положить скоро границы злобе жены и глупости мужа..."

Митрофан: в переводе – походит на свою мать. Жесткий, бессердечный, избалованный подросток. Глупый, малодушный ябеда.

"Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!.."

Правдин: правдолюб, общественник. Борется с жестокостью помещиков, переживает за правду. "Счастлив ты, мой друг, будучи в состоянии облегчать судьбу несчастных..."

Милон: офицер, милый, добрый, храбрый молодой человек. "молодой человек, похвальных свойств..."

Софья: племянница Стародуба, София в переводе мудрость.  Софья - образованная, умная, воспитанная девушка, с прекрасным характером."...ты соединяешь в себе обоих полов совершенства..."

Стародум: представитель настоящего, правильного дворянства, приверженец старинных порядков, человек чести. Прямой и честный человек:"...Я говорю без чинов. Начинаются чины- перестает искренность..."

 

 

7. Составьте цитатный план для ответа по теме «Митрофанушка и Простакова».

1)"Шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы".

2)Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

3)."Злая фурия с адским нравом".

4)".Дитя, первое, растет".

5)"Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка"

6)"Нашел деньги, ни с кем не делись."

7)"Не хочу учиться, хочу жениться".

8)"За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному."

9)"Да отвяжись, матушка, как навязалась.."

 

 

8. В чём смысл последней реплики Стародума? Почему именно этими словами заканчивается комедия?

"Вот злонравия достойные плоды" -неограниченная власть помещиков, самодурство и беззаконие -это потеря нравственности, чести и роли дворянства, как руководящего класса. Идеи просвещение должен нести передовой класс, а невежество и духовная необразованность ведёт к вырождению дворянства. Автор ставит этим точку в произведении, внося политический подтекст комедии.

 

9. Все ли виды комического (юмор, сатира, ирония, сарказм) представлены в комедии «Недоросль»? Приведите примеры.

В комедии представлена сатира, сарказм-автор негодует, его комедия-это трагедия дворянства, он резко высмеивает пороки людей. Много смешного в комедии, но это смех сквозь слёзы, в комедии не использован мягкий юмор, мы смеёмся над грустным. Ирония использована автором в алогизмах, намёках, неправильной речи героев, сравнениями с животными.

 

10*. Вспомните, каким «штилем», по мнению М.В. Ломоносова, должна быть написана комедия. Соблюдены ли эти требования в комедии Фонвизина? Аргументируйте свой ответ.

"Низкий штиль" Ломоносов предназначил для жанров комедии, басни, песни. Использование русских слов и простонародных, просторечий, фамилии героев, которые характеризуют их суть, высмеивание пороков, сатира и комичность, наказание злодеев, всё признаки соответствуют "низкому штилю " Ломоносова и делают произведение ярким примером классической русской дворянской комедии.

 

11. Какие персонажи изображены на иллюстрациях Н.Е. Муратова? К 2—3 иллюстрациям подберите из текста подписи.

• Госпожа Простакова

• Митрофанушка

• Простаков

• Софья

• Еремеевна

• Кутейкин и Цыфиркин

• Милон

• Тарас Скотинин

• Стародум

• Вральман

 

Подписи к иллюстрациям :

Митрафанушка явление 5

Стародум явление 7

 

Живое слово 

1. Известный русский писатель, современник А.С. Пушкина В.Ф. Одоевский назвал «Недоросль» первой русской трагедией. Как вы понимаете слова писателя? Свой развёрнутый ответ оформите письменно.

Я считаю, что Одоевский видел трагедию в судьбе главного героя (Митрофана) и его семьи. Ведь, если задуматься, вся жизнь Простаковых абсолютно бессмысленна. Неизвестно, что ждет их сына после событий, описанных в комедии. Однако ясно одно: он вряд ли изменится и навсегда останется бесполезным и глупым человеком, который ни на что не способен. Трагедия заключается также и в том, что такой "Митрофан" - это тип молодых людей, которые стали жертвами неправильного воспитания. Поэтому в будущем страну ожидает появление поколения ленивых и глупых людей.

 

2. Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану:

а) «Недоросль» — пьеса о том, как неправильное воспитание морально калечит молодого дворянина, делая из него грубого, тёмного, эгоистичного, неблагодарного «недоросля».

б) В «Недоросле» дано глубокое изображение общественного зла.

в) Комедия «Недоросль» выражает антикрепостнические идеи, направлена против телесного и духовного рабства. Носителями этих идей являются положительные персонажи, прежде всего Стародум.

г) В жанровом отношении «Недоросль» — комедия, однако смех в ней печальный.

д) Фонвизин является создателем общественной комедии в России.

Денис Иванович Фонвизин - великий драматург, автор знаменитой комедии «Недоросль», одного из самых значительных и важных литературных произведений XVIII века. В центре пьесы поднимается социально-политическая тема. Автор подчеркивает, что в поведении помещиков полностью отсутствует мера и здравый смысл, причем такое поведение поддерживается властями. Контрастно выглядит на этом фоне полнейшее бесправие крепостных. Об этом цинично заявляет госпожа Простакова, рассказывая, что после того, как отобрали у крестьян последнее, что у них оставалось, теперь уже с них взять нечего. Еще одна важна тема, поднимаемая в произведении, - тема воспитания и образования.

 

Александр Сергеевич Пушкин

Страница 164

Вопросы и задания 

1. Какие особенности в поведении А.С. Пушкина после окончания Лицея отмечает в книге о поэте Ю.М. Лотман?

Пушкин стал более широко мыслить и его идеи стали более обширней. Стремление и энергия, которая появилась у Пушкина в годы после Лицея удивляла не только его, но и других людей. Что было не менее интересно это то что вступал Пушкин исключительно в кружки где уже определились с вкусами и взглядами и имели определённое литературно-политическое лицо. Пушкин выделялся среди всех получая звание "ищущий среди нашедших"

 

2. Выпишите ключевые слова и словосочетания из статьи Ю.М. Лотмана. Подготовьтесь к её пересказу.

Ключевые слова: Пушкин, Петербург, Россия, книга, чтение, кружок, дружеское общение.

3*. Как вы поняли эти мысли учёного о 1820-х годах: «...кипела и бурлила молодая Россия»; «Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно»? Дайте развёрнутый аргументированный ответ.

 

Это высказывание понимается как то, что  Россия в период с 1817 по 1820 имеет особую "атмосферу". Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы. Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно. Молодые люди полны были жажды деятельности и веры в ее возможность в России. Конфликт на этом пути с правительством и "стариками" уже вырисовывался довольно ясно, но никто еще не верил в его трагический характер. Характерной чертой времени явилось стремление объединить усилия. Даже чтение книги - занятие, традиционно в истории культуры связывавшееся с уединением, - производится сообща.

 

Страница 169

 

Вопросы и задания 

1. Запишите строфу по образцу. Дайте своё толкование каждого мотива, попытайтесь ответить на вопросы в скобках:

Любви (чьей?)

Надежды (на что?)

Тихой славы (почему «тихой»?)

Недолго (почему?)

Нежил (что это значит?)

Нас (кого?)

Обман (почему? какой?)

Исчезли юные забавы (почему «забавы»?)...

 

 

2. Прочитайте строки стихотворения от слов «Товарищ, верь: взойдёт она...» до конца и дайте свою трактовку этих строк.

 

Автор призывает людей верить в то, что что-то изменится в их жизни, что когда-либо народ все-таки станет счастливым и познаёт совершенно другую жизнь. Автор говорит о том, что когда-нибудь Россия изменится, наконец-то поменяются законы и люди забудут про самовластие. И те, кто принимал в этом преображении нашей страны участие, не останутся в стороне, их будут помнить и чтить, как героев. Автор надеется и верит, что когда-то наступит и хорошее время на его любимой и замечательной родине.

 

3. Обратитесь к следующим тезисам второй главы книги Ю.М. Лотмана «Пушкин. Биография писателя».

а) «Окружающие Пушкина опекуны и наставники — от Н.М. Карамзина до Н.И. Тургенева — не могли понять, что он прокладывает новый и свой путь: с их точки зрения он просто сбивался с пути. Блеск пушкинского таланта ослеплял, и поэты, общественные и культурные деятели старшего поколения считали своим долгом сохранить это дарование для России. Они полагали необходимым направить его по привычному и понятному пути. Непривычное казалось беспутным. Вокруг Пушкина было много доброжелателей и очень мало людей, которые бы его понимали. Пушкин уставал от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, и порой всем назло аффектировал мальчишество своего поведения».

б) «Постоянно соприкасаясь с участниками тайного общества, Пушкин, конечно, знал о его существовании и явно стремился войти в его круг. То, что он не получал приглашения и даже наталкивался на вежливый, но твёрдый отпор со стороны столь близких ему людей, как Пущин, конечно, его безмерно уязвляло. Если мы не будем учитывать, в какой мере он был задет и травмирован, с одной стороны, назойливыми поучениями наставников, с другой — недоверием друзей, для нас останется загадкой лихорадочная нервозность, напряжённость, характерные для душевного состояния Пушкина этих лет. Они выражаются, например, в том, что он в любую минуту ожидает обид и постоянно готов ответить на них вызовом на дуэль».

в) «Чаадаев тоже давал Пушкину уроки и требовал от него “в просвещении стать с веком наравне”. Однако поучения его ставили Пушкина в положение не школьника, а героя. Они не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах».

Таким образом, с одной стороны, Пушкин держит перед своим старшим другом экзамен на гражданскую зрелость, с другой стороны, «поддерживает» Чаадаева в психологически трудные для него минуты и, наконец, обращается не только к Чаадаеву — «ко всей свободолюбивой молодёжи».

Постарайтесь сделать вывод: почему на обломках самовластия должны написать имена Чаадаева, «двадцатилетнего с небольшим молодого человека, который ничего не написал, ни на каком поприще ничем себя не отличил», как ядовито писал о нём один из мемуаристов, и Пушкина, ничем ещё себя не заявившего в политической жизни и даже не допущенного в круг русских конспираторов?

4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Послушайте произведение в исполнении чтеца.

Смотрите также: