menu
person


ГДЗ по литературе 7 класс Меркин Страница 80-171



Вопросы расмотренные в данном параграфе:

Страница 80
Денис Иванович Фонвизин
Вопросы и задания 
1. Расскажите об образовании, полученном Д.И. Фонвизиным.
2. Своими словами дайте определение понятиям «просветительство», «драма», «комедия».
Страница 150-151
Вопросы и задания 
1. В комедии в афористической форме высказаны многие идеалы просветителей, например: «Тиранствовать никто не волен», «Век живи, век учись». Найдите другие афористически сформулированные просветительские мысли.
2. Кто в комедии высказывает просветительские идеи? Приведите примеры.
3. Как вы понимаете слово «любочестие»? Как оно связано с общей идеей комедии?
4. Как в комедии изображены учителя Митрофанушки? Какие идеи воплощают эти образы?
5. Найдите признаки классицизма в «Недоросле». Приведите примеры.
6. Назовите «говорящие фамилии» в комедии. Какие главные свойства персонажей выражены Фонвизиным через фамилии?
7. Составьте цитатный план для ответа по теме «Митрофанушка и Простакова».
8. В чём смысл последней реплики Стародума? Почему именно этими словами заканчивается комедия?
9. Все ли виды комического (юмор, сатира, ирония, сарказм) представлены в комедии «Недоросль»? Приведите примеры.
10*. Вспомните, каким «штилем», по мнению М.В. Ломоносова, должна быть написана комедия. Соблюдены ли эти требования в комедии Фонвизина? Аргументируйте свой ответ.
11. Какие персонажи изображены на иллюстрациях Н.Е. Муратова? К 2—3 иллюстрациям подберите из текста подписи.
Живое слово 
1. Известный русский писатель, современник А.С. Пушкина В.Ф. Одоевский назвал «Недоросль» первой русской трагедией. Как вы понимаете слова писателя? Свой развёрнутый ответ оформите письменно.
2. Подготовьте устное сочинение по данному тезисному плану:
а) «Недоросль» — пьеса о том, как неправильное воспитание морально калечит молодого дворянина, делая из него грубого, тёмного, эгоистичного, неблагодарного «недоросля».
б) В «Недоросле» дано глубокое изображение общественного зла.
в) Комедия «Недоросль» выражает антикрепостнические идеи, направлена против телесного и духовного рабства. Носителями этих идей являются положительные персонажи, прежде всего Стародум.
г) В жанровом отношении «Недоросль» — комедия, однако смех в ней печальный.
д) Фонвизин является создателем общественной комедии в России.
Александр Сергеевич Пушкин
Страница 164
Вопросы и задания 
1. Какие особенности в поведении А.С. Пушкина после окончания Лицея отмечает в книге о поэте Ю.М. Лотман?
2. Выпишите ключевые слова и словосочетания из статьи Ю.М. Лотмана. Подготовьтесь к её пересказу.
3*. Как вы поняли эти мысли учёного о 1820-х годах: «...кипела и бурлила молодая Россия»; «Право на общественную активность казалось достигнутым бесповоротно»? Дайте развёрнутый аргументированный ответ.
Страница 169
Вопросы и задания 
1. Запишите строфу по образцу. Дайте своё толкование каждого мотива, попытайтесь ответить на вопросы в скобках:
Любви (чьей?)
Надежды (на что?)
Тихой славы (почему «тихой»?)
Недолго (почему?)
Нежил (что это значит?)
Нас (кого?)
Обман (почему? какой?)
Исчезли юные забавы (почему «забавы»?)...
2. Прочитайте строки стихотворения от слов «Товарищ, верь: взойдёт она...» до конца и дайте свою трактовку этих строк.
3. Обратитесь к следующим тезисам второй главы книги Ю.М. Лотмана «Пушкин. Биография писателя».
а) «Окружающие Пушкина опекуны и наставники — от Н.М. Карамзина до Н.И. Тургенева — не могли понять, что он прокладывает новый и свой путь: с их точки зрения он просто сбивался с пути. Блеск пушкинского таланта ослеплял, и поэты, общественные и культурные деятели старшего поколения считали своим долгом сохранить это дарование для России. Они полагали необходимым направить его по привычному и понятному пути. Непривычное казалось беспутным. Вокруг Пушкина было много доброжелателей и очень мало людей, которые бы его понимали. Пушкин уставал от нравоучений, от того, что его всё ещё считают мальчиком, и порой всем назло аффектировал мальчишество своего поведения».
б) «Постоянно соприкасаясь с участниками тайного общества, Пушкин, конечно, знал о его существовании и явно стремился войти в его круг. То, что он не получал приглашения и даже наталкивался на вежливый, но твёрдый отпор со стороны столь близких ему людей, как Пущин, конечно, его безмерно уязвляло. Если мы не будем учитывать, в какой мере он был задет и травмирован, с одной стороны, назойливыми поучениями наставников, с другой — недоверием друзей, для нас останется загадкой лихорадочная нервозность, напряжённость, характерные для душевного состояния Пушкина этих лет. Они выражаются, например, в том, что он в любую минуту ожидает обид и постоянно готов ответить на них вызовом на дуэль».
в) «Чаадаев тоже давал Пушкину уроки и требовал от него “в просвещении стать с веком наравне”. Однако поучения его ставили Пушкина в положение не школьника, а героя. Они не унижали, а возвышали Пушкина в собственных глазах».
Таким образом, с одной стороны, Пушкин держит перед своим старшим другом экзамен на гражданскую зрелость, с другой стороны, «поддерживает» Чаадаева в психологически трудные для него минуты и, наконец, обращается не только к Чаадаеву — «ко всей свободолюбивой молодёжи».
Постарайтесь сделать вывод: почему на обломках самовластия должны написать имена Чаадаева, «двадцатилетнего с небольшим молодого человека, который ничего не написал, ни на каком поприще ничем себя не отличил», как ядовито писал о нём один из мемуаристов, и Пушкина, ничем ещё себя не заявившего в политической жизни и даже не допущенного в круг русских конспираторов?
4. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Послушайте произведение в исполнении чтеца.






Вы просматриваете решебник ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 80-171