ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 172-199









Страница 172

Вопросы и задания 

1. Основным художественным приёмом в стихотворении является приём антитезы. Что и чему противопоставлено в «Деревне»?

В своем стихотворении Пушкин не просто противопоставляет мечты и реальность, "суетные оковы" городской жизни и размеренную, спокойную жизнь в деревне. Он противопоставляет концепции, идеи свободы и существующего "рабства". Тяжелая жизнь крестьян здесь, в деревне, не может не бросаться в глаза. Поэта не покидают мучительные раздумья, ощущение собственного бессилия от неспособности изменить то, что он видит: в этом "приюте спокойствия" царит такая же несправедливость и насилие, как и везде.

Крестьяне гнут спину на помещиков, даже не питая надежд на то, что что-то может измениться. Привыкнув жить и умирать в рабстве, они просто не знают другой жизни.

 

Но Пушкин - поэт от Бога: он видит больше, чем остальные, чувствует - острее, он не может не противопоставлять смиренную крестьянскую покорность своему громкому поэтическому голосу, предназначение которого - нести в мир правду и справедливость, он должен и будет "тревожить" сердца, чтобы однажды и над его отечеством взошла "прекрасная заря".

 

2. Противопоставление это подчёркнуто композицией. Из каких смысловых частей состоит текст, где завершается первая часть и начинается вторая?

Стихотворение Пушкина "Деревня" делится на две большие части. В первой из них лирический герой восхищается деревней как местом покоя и умиротворения, тем уголком, где на него нисходит «вдохновение». Лирический герой отдыхает душой на лоне природы, в общении с ней и с самим собой. Он противопоставляет уединенный мир деревни миру светской жизни, миру порока и заблуждений. Герой наслаждается трудами «оракулов веков», и они помогают зреть его собственным творениям.Так начинается вторая часть стихотворения.

Вторая часть стихотворения, резко противопоставленная первой. К своему сожалению, герой замечает в жизни деревни и много отрицательных сторон.

 

3. Какие впечатления навевает на лирического персонажа «пустынный уголок»? Каким он представляется? Назовите образы стихотворения, которые могут подтвердить ваши суждения.

В стихотворении "Деревня" А.С. Пушкин в первой строке называет деревню "пустынный уголок", что говорит о симпатии поэта, о его трепетном отношении. На лирического героя деревня так же производит благоприятное впечатление: он считает, что жизнь в деревне проходит очень спокойно, безмятежно, он находится в гармонии с самим собой "на лоне счастья и забвенья". У него создаётся впечатление, что это место, где можно с лёгкостью творить, постигать Истину и законы бытия, предаваться размышлениям: "учуся в истине блаженство находить". Деревня представляется поистине райским уголком, где нет места порокам, все живут в мире и согласии: "мирный шум дубрав", "тишина полей", "тёмный сад с прохладой и цветами", "озёр лазурные равнины", "везде следы довольства и труда", "приют спокойствия, трудов и вдохновенья".

 

 

4. Сформулируйте вывод по первой части стихотворения: «Деревня в первой части — это почти идиллическое место, где…» (продолжите).

Где все заботы земные забываются, здесь хочется полностью погрузиться в себя и наслаждаться тишиной и спокойствием.

 

5. Какое сочетание слов уже в первом стихе второй части решительно противопоставлено предыдущему строю стихотворения?

Пушкин противопоставляет Пиры, забавы и забвенья, надоевшие ему на уют и тишину "пустынного уголка".

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

 

6. Что «омрачает душу» автора?

Пушкина омрачает барское беззаконие, омрачает бесправное положение крестьян в деревне. Он показывает своим стихотворением, что не приемлет классового неравенства.

 

7. Что такое в изображении А.С. Пушкина «барство дикое» и «рабство тощее»? Кто они — эти рабы «бесчувственного злодея»? Каково отношение к ним поэта?

Пушкин осуждает несправедливость крепостничества. Бесчеловечное отношение помещиков к  своим крепостным крестьянам, царящее повсюду беззаконие, барство он сравнивает с дикостью. "Рабство тощее" - это бесправные крестьяне русской деревни. Нищие и голодные крестьяне, измученные тяжелой работой, обречены на бесправную и беспросветную жизнь. Они полностью зависят от помещиков и находятся по сути на положении рабов. Отношение помещиков к крепостным крестьянам Пушкин называет бесчувственным злодейством.

 

8. О чём мечтает А.С. Пушкин, о каком времени и о каком отечестве? Вывод сформулируйте письменно.

Лирический герой считает деревню райским уголком, где жизнь течёт спокойно и размеренно, где человек может "трудиться на лоне счастья и забвенья", жить в гармонии с природой. Но его спокойствие и счастье омрачает "барство дикое без чести, без закона", которое царит в деревне. Его возмущает крепостное право, что простой крестьянин живёт впроголодь и не имеет никаких прав, он вынужден работать на помещиков. Поэт мечтает о том времени, в котором не будет крепостного права, о будущем, в котором он увидит "народ неугнетённый". Он мечтает о свободном и просвещённом отечестве.

 

Страница 175

Вопросы и задания 

1. Стихотворение «Во глубине сибирских руд...» посвящено ссыльным декабристам. Каким чувством оно проникнуто?

Любовь, забота, внимательность и грусть

 

2. Как вы понимаете последнюю строку стихотворения?

Меч - это, прежде всего, оружие, т. е. орудие борьбы за осуществление своих идеалов; свобода, упоминаемая Пушкиным, - свобода от деспотии царской власти, . свобода политическая и гражданская, а не свобода личная; оковы и темницы - не только и не столько реалии каторжной жизни, сколько метафора самовластья. Надежда на то, что вернутся из Сибири в свободную Россию

 

«Анчар»

Страница 178

1. Какие художественные средства использует поэт в стихотворении анчар?

В стихотворении "Анчар" используются следующие художественные средства:

1) эпитеты ("пустыня чахлая и скупая", "зной раскалённый", "жаждущая степь", "мёртвая зелень", "песок горючий", "вихрь чёрный, тлетворный", "лист горючий", "хладные ручьи", "властный взгляд", "бедный раб", "непобедимый владыка");

2) сравнение ("как грозный часовой");

3) метафоры ("застывает густой прозрачною смолою", "древо смерти");

4) олицетворения ("природа породила, напоила", "послушливые стрелы").

 

2. Письменно сформулируйте идею стихотворения «Анчар».

В основе стихотворения лежит легенда и ядовитом дереве анчар, которое отравляет всё своим ядом. Она приобретает в произведении Пушкина аллегоричный смысл: "непобедимый владыка" — собирательный образ монарха. Основная идея этого стихотворения — обличение самодержавия, как жестокой формы правления.

 

3. Как вы думаете, можно ли считать «бедного раба» ответственным за все смерти, которые несут в себе «губительные стрелы»? Организуйте в классе дискуссию по этому вопросу.

Не думаю, что раба из стихотворения Пушкина "Анчар" можно считать ответственным за все смерти, которые принесут с собой отравленные стрелы. Действительно, он доставил яд господину, но поступил так повинуясь приказу и сам стал первой жертвой смертоносного дерева, надышавшись его испарениями. Истинный виновник - пославший слугу царь, для которого человеческая жизнь ничто, а ядовитая смола не более чем средство утвердить свою власть, безжалостно истребив соседей. Подобно зловещему анчару он губит живое вокруг себя на многие мили вокруг.

 

«Туча»

Страница 179

Вопросы и задания 

1. Внимательно, медленно прочитайте стихотворение. С помощью каких изобразительных средств создан образ тучи?

В стихотворении "Туча" А.С. Пушкин для создания яркого образа тучи использует следующие средства художественной выразительности:

1. эпитеты "последняя туча", "рассеянная буря", "таинственный гром", "алчная земля", "успокоенные небеса";

2. олицетворение тучи ("несёшься", "наводишь", "печалишь", "издаёт", "промчалась", "поила"), "молния грозно обвивала", "алчная земля", "ветер ласкает, гонит", "успокоенные небеса";

3. лексическая анафора (повтор): "одна ты несёшься, одна ты наводишь, одна ты печалишь".

 

2. Определите микротемы каждого четверостишия.

 

3. Сформулируйте художественную идею стихотворения.

Это стихотворение характеризует жизнь поэта в ту эпоху. Он как: "Последняя туча" несется и пишет свои замечательные произведения. Это стихотворение Пушкин написал, будучи в одиночестве, и говоря о туче, он говорил о себе!

 

«Песнь о вещем Олеге»

Страница 183

Вопросы и задания 

1. Сопоставьте текст о смерти Олега из «Повести временных лет» и балладу А.С. Пушкина. Отметьте совпадения, объясните различия.

В "Сказании о смерти Олега от коня" и балладе А.С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" общим является основной сюжетный узел: кудесник предсказывает князю смерть от коня, Олег верит ему и больше на него не садится. После смерти коня он приезжает посмотреть на его кости, наступает на череп, из которого выползает ядовитая змея, от укуса которой он умирает. Различия наблюдаются в деталях сюжета: в сказании Олег просит кудесников предсказать его судьбу ("от чего я умру?"), а в балладе кудесник сам выходит ему навстречу; Пушкин упускает деталь о том, сколько лет прошло от предсказания до смерти Олега и тот факт, что  князь в это время "пошёл на греков"; в сказании князь говорит: "даже видеться с ним (конём) не буду" и нарушает своё слово, а У Пушкина он только приказывает заботиться о нём. Герои Пушкина произносят гораздо больше слов (например, кудесник описывает подвиги самого князя Олега, хвалит его коня и только потом следует предсказание), в то время как в сказании он просто говорит: "конь, которого любишь и на котором ездишь, от него тебе и умереть".

 

2. Какова основная тема баллады А.С. Пушкина? Сформулируйте главную идею произведения.

Основная тема баллады А.С. Пушкина в том, что князь очень переживает разлуку со своим конём, который был ему верным другом на поле брани, боевым товарищем. Он приказывает заботиться о нём, прощаясь, ласкает и треплет его по шее, а узнав о его смерти, злится на кудесника и едет увидеть его кости.

 

3. Какие мысли выражает поэт в этих строках?

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Поэт хочет передать этими строками то, что волхвы знают будущее. Они не бояться будущего, потому что знают все наперед, что и как произойдет.

Известно, что князь Олег обладал способностью предвидеть, за это его и прозвали "вещим". Он был бесстрашным князем, решительным и храбрым и, благодаря предвидению, побеждал много раз. Но он не смог предвидеть своей смерти и погиб от укуса ядовитой змеи.

 

4. Выпишите из текста баллады устаревшие слова и словосочетания. Запишите соответствующие им синонимы из современного литературного языка. Образец: чело — лоб.

1) ныне - теперь, сегодня;
2) кудесник - волшебник,колдун;
3) волхвы - жрецы;
4) врата - ворота;
5) сеча - битва;
6) взор - глаза;
7) ретивый - резвый, усердный;
8) внимать - слушать;
9) тризна - похороны;
10) вещий - умный, мудрый;
11) завет - наставление, совет.

 

5*. Какой исторический факт имеет в виду Пушкин в стихах: «Победой прославлено имя твоё; / Твой щит на вратах Цареграда...»? Найдите в тексте другие указания на исторические факты и события.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава — отрада;

Победой прославлено имя твое:

Твой щит на вратах Цареграда..."

Автор имел в виду покорение князем Олегом Константинополя (Цареграда). Главным результатом этого похода стал договор о беспошлинной торговле с Византией.

 

 

6. Послушайте выразительное чтение баллады. Расскажите о своих впечатлениях.

 

Страница 184

Живое слово 

Какими предстают перед читателями кудесник и Олег? Опишите их.

Олег предстаёт перед читателями гордым, сильным и мужественным. Он всем своим видом доказывает что ему можно доверять и положится на него. кудесник кажется загадочным, мудрым и может дать дельный совет.

 

Полтава

Страница 193

Вопросы и задания 

1*. Вспомните определение баллады и балладу Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Чем баллада отличается от поэмы?

Баллада - это стихотворное переложение фольклорного рассказа - героического, исторического или мифологического характера. Поэма - это просто большое по размерам стихотворное произведение. То есть главное отличие баллады от поэмы - в размерах, а также поэма не обязательно может быть на героико-историческую тематику (например, поэма "Евгений Онегин")

 

2. Найдите в поэме сравнения. Определите, к каким персонажам они относятся и какие черты характеров оттеняют.

Сравнения Карла и Петра I дают ясное представление об отношении автора к этим героям. Описания Петра и Карла, шведского ко­роля, контрастны, в основу этих описаний положен прием антитезы — противопо­ставления. Петр I обладает провидческим даром полководца («свыше вдохновленный»), его облик вызывает одновременно противоречивые чувства («лик его ужасен» — «он прекрасен»), движения быстры, Петр энергичен, нет предела его деятельности («движенья быстры», «он промчался», «поле пожирал очами»). По-другому выглядит противник Петра Карл Двенадцатый. Он, «несомый верными слугами», болен, пассивен, бой не вдохновляет его. Карл предстает не­подвижным, задумчивым, он страдает от раны, его смущенный взор выражает вол­нение. Боевой клич Петра контрастирует со слабым движением руки Карла. Пуш­кин хочет показать, что ни Карл, ни его войско ни верят в победу, в отличие от русской армии и ее славного полководца, которых ведет в бой высокое чувство пат­риотизма.

 

3. Приведите примеры антитезы в поэме. Какова её художественная роль?

Противопоставление Петру 1 Карла 12, про Перта он говорит "весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками», а про Карла, что он «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке». Т.е. Петр представляется ему как смелый, сильный, ответственный человек, а Карл как вялый и неспособный на подвиги или какие-то действия.

 

4. Найдите риторические восклицания в поэме. Какова их художественно-выразительная функция?

"Она забыла стыд и честь, она в объятиях злодея! Какой позор!". "Бесстыдный! старец нечестивый!". "И ныне злобный недруг смел его седины опозорить!". "Но как он вздрогнул, как воспрянул, когда пред ним внезапно грянул упадший гром!". "Мария, бедная Мария, краса черкасских дочерей!". "Как сладок юности покой! Как сон её лелеет нежно!". "О милый мой, ты будешь царь земли родной! Твоим сединам так пристанет корона царская!". Риторические восклицания служат для передачи сильных эмоций и глубоких мыслей автора.

 

5. Проследите в поэме роль союза но. Запишите свои выводы.

Поэма А. С. Пушкина построена на основе противопоставления образов, чувств. Автор пытается доказать, что союз "но" помогает изобразить сложность, противоречивость характеров отдельных героев.

 

 

6*. Поэма «Полтава» основана на реальных исторических событиях, в ней показаны реальные исторические лица. Как вы думаете, что в поэме является художественным вымыслом автора?

Александр Сергеевич Пушкин старался написать своё произведение как можно ближе к историческому событию. (Полтавской битве) Единственным художественным вымыслом автора является замена имени героини, которую на самом деле звали Матрёной.

 

7*. Не в первый раз вы встречаетесь с произведениями Пушкина на исторические сюжеты. Что в истории интересовало поэта? Чем «Полтава», как произведение на историческую тему, отличается от «Дубровского»?

А.С. Пушкина заинтересовало такое грандиозное сражение Северной войны, как Полтавская битва в 1709-м году. Это сражение он изобразил в своей поэме "Полтава". Так же Пушкин нарисовал яркие образы Петра I  и Карла XII, которые являются в произведении полной противоположностью друг другу.

Поэма "Полтава" как произведение на историческую тему отличается от романа "Дубровский" тем, что в поэме А.С. Пушкин изобразил генеральное сражение Северной войны и выразил своё отношение к двум великим личностям: Петру I и Карлу XII, а в романе он изобразил такое историческое явление, как расслоение и обнищание дворянства.

 

8. Определите, каким стихотворным размером (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест) написаны следующие произведения А.С. Пушкина: «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «К Чаадаеву», «Два чувства дивно близки нам...», «Во глубине сибирских руд...», «Деревня».

1. Как ныне сбирается вещий Олег (—/— —/— —/— —/)

Отмстить неразумным хозарам (—/— —/— —/—)

 

Их сёла и нивы за буйный набег (—/— —/— —/— —/)

 

Обрёк он мечам и пожарам (—/— —/— —/—)

 

Размер "Песни" — четырёхстопный и трёхстопный амфибрахий.

 

2. Богат и славен Кочубей (—/ —/ —/ —/)

 

Его луга необозримы (—/ —/ —/ —/ —)

 

Там табуны его коней (—/ —/ —/ —/)

 

Пасутся вольны, нехранимы (—/ —/ —/ —/—)

 

Размер поэмы "Полтава" — четырёхстопный ямб.

 

3. Любви, надежды, тихой славы (—/ —/ —/ —/ —)

 

Недолго нежил нас обман (—/ —/ —/ —/)

 

Размер стихотворения "К Чаадаеву" — четырёхстопный ямб.

 

4. Во глубине сибирских руд (—/ —/ —/ —/)

 

Храните гордое терпенье (—/ —/ —/ —/ —)

 

Размер стихотворения "Во глубине сибирских руд" — четырёхстопный ямб.

 

 

9. Выучите наизусть два стихотворения Пушкина (по выбору).

 

10. Перечислите знакомые вам произведения А.С. Пушкина, написанные в жанре лирического стихотворения, сказки, поэмы, баллады, романа.

Во время южной ссылки Пушкин создает поэмы "Цыганы", "Анджело", "Бахчисарайский фонтан", "Кавказский пленник". В 20-х годах Пушкин пишет баллады "Жених", "Утопленник", "Песнь о вещем Олеге", поэмы "Полтава", "Руслан и Людмила", "Граф Нулин", трагедию "Борис Годунов", задумывает и сочиняет роман в стихах "Евгений Онегин". Во время Болдинской осени Пушкин пишет трагедии "Пир во время чумы", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", поэмы "Медный всадник", "Сказку о попе и работнике его Балде".

 

В лаборатории писателя

Живое слово 

1. Найдите информацию об истории Полтавского сражения, подготовьте сообщение на эту тему.

Полтавская битва, или Полтавское сражение, кратко говоря, стало одним из ключевых событий в истории Северной войны, которая длилась с 1700 по 1721 годы. Сама битва произошла 8 июля 1709 года. В апреле Карл ХII вторгся в Российскую империю со стороны Украины, и в апреле начал осаду Полтавы. На тот момент его защитой управлял Алексей Келин, под руководством которого было 4 тыс. солдат и 2,5 тыс. ополченцев. Осада продлилась недолго, так как уже в июне Петр I привел под Полтаву свою армию. В ее состав входило 42 тыс. солдат и 72 орудия. Карл ХII, надеясь победить в этом сражении, ожидал, что Османская империя также выступит против Москвы.

 

2. Напишите сочинение на тему «Пётр I и Карл ХII в поэме А.С. Пушкина “Полтава”». В своих рассуждениях вы можете ориентироваться на образы, представленные на иллюстрациях к поэме.

В поэме Пушкина эти важнейшие персонажи выступают в явном противопоставлении. Они – главы двух государств-соперников, то есть у них точно очень разные интересы (они оказываются даже на поле боя в Полтавской битве во главе двух противоборствующих армий). А ещё эти государи просто очень по-человечески отличаются.

Пётр больше похож, по-моему, на стихию. Он высокий, быстрый, энергичный – в нём столько сил природы, что их хватит, как мы знаем, на переделку мира в отдельно взятой нашей стране. Его не останавливает ничего. В поэме он показан также очень живо. Он и переживает за события своей эпохи, гневается, радуется. Важно, что Пётр ещё совсем молод при этих событиях, а Россия как государство также молода (пишет Пушкин). Пётр отважен, его называют гением – практически во всём. В бою он сам садится на коня, «пожирая глазами» поле боя. Но всё-таки он не просто «вояка», а государь – очень талантливый.

Карл же показан в преклонном уже возрасте. За ним, к слову, двенадцать его предков Карлов. (А Пётр наш Первый!) Он впитал в себя все дворцовые интриги. Карл готов обманывать, предавать… Сначала он показан почти немощным, больным. Вот он слабый лежит на кровати, практически готов завещание писать, но как только он добился своего такой уловкой, как тут же он бодро и весело вскакивает с кровати, хитрец. В поэме сказано, что Карл был увенчан «бесполезной» славой, что он был тщеславен и жесток. Он «бродяга», который очень мало проводит в собственной стране, предпочитая жадно завоевывать новые земли.

Думаю, что симпатии Пушкина были на стороне своего – нашего Петра. Со всеми своими хитростями дворцовыми Карл проиграл. Пётр был очень деятельным, умным, целеустремленным, он был всегда выше, как я понимаю, всех этих дворцовых сплетен, интриг мировой политики.  

Мне тоже больше понравился образ нашего государя. Он такой даже немного пугающий… Пётр, как ураган, сметает всё на своём пути. И всё-таки это лучше, чем быть интриганом Карлом, способным на любую подлость.

Смотрите также: