ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 229-343









Николай Васильевич Гоголь

Страница 229

Возвращаясь к теме 

1. Что вы знаете о жизни Н.В. Гоголя, о местах, где он родился и где прошло его детство?

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

 

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель».

Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался.

 

 

2. Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали? Чему они посвящены? Какие герои произвели на вас наиболее сильное впечатление?

Больше всего из произведений Н.В. Гоголя мне понравилась повесть "Тарас Бульба", так как в ней рассказывается о героях, которые доблестно защищали своих товарищей и родину. Так же очень понравилась повесть "Нос" своим необычным сюжетом: нос покинул лицо своего хозяина, нарядился во фрак, служит советником и не считает нужным считаться с прежним хозяином, который заискивающе просит вернуться его на своё место. Повесть "Шинель" — о маленьком человеке, посвятившем всю свою жизнь переписыванию документов, но он вызывает не насмешку, а сочувствие.

 

 

Тарас Бульба

Страница 341-345

Вопросы и задания 

Глава I

1. Как характеризует Тараса та встреча, которую он устраивает сыновьям? Как проявляются в этой ситуации различные характеры Остапа и Андрия?

Характеризует как сильного характером человека, не показывающего своих чувств к сыновьям, несмотря на то, что они у него есть.

Андрий - младший сын, по первой его встрече с читателями можно понять, что он "маменькин сынок", нежный, любящий,не стесняющийся своих чувств. Сразу подходит к матери и начинает обнимать ее.

Остап-старший сын, полная противоположность Андрию, это видно по первому его описанию. Как только встретился с родителями, то решил затеять драку с отцом, чтобы помериться силой, а не стал обнимать родителей, в частности мать, как Андрий.

 

 

2. О каких качествах характера Тараса Бульбы говорит рассказчик? Что подчеркнул в портрете героя художник Е.А. Кибрик?

Уже в первой главе повести Н.В. Гоголь даёт яркую характеристику Тараса Бульбы. Это суровый и жёсткий человек, который не привык к изыскам и роскоши, ему не нужна семья, хозяйство, семейный уют: "на что нам эта хата? К чему нам всё это? На что эти горшки?" — кричит Тарас, круша кухонную утварь в доме. Ему всё равно, что чувствует его жена, соскучившаяся по сыновьям — Тарасу чужды сентиментальность и чувствительность. Ему больше по душе Остап, так как старший сын более сдержан в чувствах, а трогательное отношение Андрия к матери не приятно Тарасу, он насмехается над младшим сыном. Тарас очень твёрд в своих решениях ("был упрям страшно"), его влечёт вольная казацкая жизнь, главные чувства, которыми он руководствуется в жизни — это патриотизм, верность Родине и товарищам.

 

3. Почему Тарас решает ехать в Сечь?

По случаю приезда сыновей Тарас Бульба созывает всех сотников и весь полковой чин и объявляет о своем решении послать Остапа и Андрия на Сечь, потому что нет лучшей науки для молодого козака, как Запорожская Сечь. При виде молодой силы сыновей вспыхивает воинский дух и самого Тараса, и он решается ехать вместе с ними.

 

 

4. Что Тарас Бульба считал главными достоинствами рыцарства?

Тарас Бульба - это герой одноименного произведения Николая Васильевича Гоголя. Это очень сильный и отважный атаман казаков. Он безумно любит своих сыновей, и мечтает чтобы они стали таким же как он. Главным в своей жизни Тарас считает службу родине. Казаки - это большая семья, и он думал, что нет ничего лучше, чем бок о бок сражаться с товарищами, помогать им. Именно товарищество и возможность служить Родине Тарас Бульба считает главными достоинствами рыцарства. Без этого он просто не мог жить. И когда его младший сын предал то, во что верил Тарас, атаман убил собственного сына. А вот за старшего он оставался горд до самого его конца, его душа погибла вместе с Остапом.

 

 

5. Составьте цитатный план к теме «Образ матери».

1) «…и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах…».

2) «Да и когда виделась с ним, когда они жили вместе, что за жизнь ее была? Она терпела оскорбления, даже побои; она видела из милости только оказываемые ласки, она была какое-то странное существо в этом сборище безженных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».

3) «...бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще обнять ненаглядных детей своих...».

4) «В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века…».

5) «...говорила она, и слезы остановились в морщинах, изменивших ее когда-то прекрасное лицо".

6) «Молодость без наслаждения мелькнула перед нею, и ее прекрасные свежие щеки и перси без лобзаний отцвели и покрылись преждевременными морщинами».

7) «...говорила жалостно, со слезами на глазах, худощавая старуха мать…».

8) «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло поплелась в хату. Между тем как она со слезами готовила все, что нужно к завтраку».

 

 

6. Прочитайте внимательно отрывок от слов: «Одна бедная мать не спала...» до слов: «...он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». Проследите, как стилистически выделено местоимение она.

 

Глава II

1. Найдите непонятные слова и определите их значение по словарю.

1. Бейбас - балбес

2. Каныши- пирожки

3. Обравнодушили - сделали равнодушным к чему-либо

4. Брындик - выскочка

5. Мазунчик - избалованный ребенок

 

2. Повествование ведётся от имени рассказчика. Что вы можете сказать о нём? Насколько он знает жизнь запорожцев и какие чувства находят отражение в его рассказе?

Тарас Бульба был опытный казак, хорошо знакомый с казацкой жизнью. Для него было важно, чтобы его сыновья выросли настоящими мужчинами - сильными, смелыми, мужественными. Он воспитывал в них боевой дух, хотел видеть их в числе первых в бою. Сыновья были гордостью Тараса. Но патриотические чувства в нем сильнее, чем отцовские. Он убивает своего сына за предательство Родине.

 

 

3. Расскажите о жизни в бурсе. Какие порядки там существовали?

Метод обучения был один — зубрежка, или, как говорили в бурсе, долбня. Учение в долбежку непонятных богословских предметов становилось еще более нелепым потому, что педагоги не считали нужным объяснять ученикам смысл вдалбливаемых наук, а просто задавали «от сих до сих». Естественно, что такое учение приносило только страдания несчастным бурсакам, сложившим по этому поводу песню:

Сколь блаженны те народы,

Коих крепкие природы

Не знали наших мук,

Не ведали наук.

По некоторым предметам педагоги допускали так называемые «возражения»: ученикам позволяли спорить и выступать по одному и тому же вопросу с различных, но строго определенных начальством позиций. Темы были такие: «Может ли дьявол согрешить?», «Первородный грех содержит ли в себе, как в зародыше, грехи смертные, произвольные и невольные?», «Спасется ли Сократ и другие благочестивые философы язычества или нет?»

Подобные схоластические упражнения, наполненные пустой, никчемной софистикой, считались венцом премудрости и поэтому допускались очень редко. Многие бурсаки, отчаявшись преодолеть подобную премудрость, записывались в «вечные нули»,— авдитор, не спрашивая у них урока, ежедневно в нотате ставил против их фамилий нуль. Они переезжали на «Камчатку», играли, а то и просто спали под партами.

 

4. В каких деталях выражено своеобразие характеров Остапа и Андрия? Найдите в тексте эти детали.

Остап: "никак не избавлялся неумолимых розог...всё это должно было как-то ожесточить характер и сообщить ему твёрдость". "никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей". "он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки". "Он был прямодушен с равными". Андрий: "имел чувства несколько живее и как-то более развитые". "Он учился охотнее и без напряжения". "Он был изобретательнее своего брата". "умел увёртываться от наказания". "Потребность любви вспыхнула в нём живо, когда он перешёл за восьмнадцать лет".  

 

 

5. Каково ваше первое представление о Сечи? Что поразило ваше воображение, что удивило? Приведите аргументы.

Когда я прочитал о том, как приехал Тарас со своими сыновьями на Сечь, то мне показалось, что козаки там только гуляют, пьют и развлекаются. Описание некоторых козаков было совсем непривлекательным. Сложилось впечатление, что не было четкой организации козацкого войска. Шокировали законы Сечи, по которым убийцу хоронили под убитым, а привязанного вора долго били. Были и хорошие впечатления: мне понравились демократичные отношения, когда решение принималось всеми, а должности были выборными. По моему мнению, такое единство и равенство достигалось благодаря христианской вере, объединявшей всех, кто приходил на Сечь.

 

 

6. Какой образ использует Н.В. Гоголь, чтобы передать могущество и величие Запорожской Сечи?

Гоголь представляет нам Запорожскую Сечь как воплощение мечты украинского народа о вольной жизни, о настоящей дружбе и братстве. Здесь — царство равенства и свободы, и на протяжении всей повести Гоголь прославляет законы и нравы Запорожской Сечи: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украину! "

Главный герой повести Тарас Бульба убежден, что "нет лучшей науки для молодого человека как Запорожская Сечь". Образ Запорожской Сечи в повести Тарас Бульба

 

7. Устно нарисуйте портрет запорожца.

 

8*. Чем была Запорожская Сечь для России?

Запорожская Сечь была для России с одной стороны центром вольного и воинственного казачества, а с другой - крепостью и защитой от наступления турков и татар с юга Российской империи. Две стороны медали - казаки участвуют в сражениях, когда империя с кем то воюет, с другой стороны в любой момент могут организовать мятеж в южных землях империи.

 

 

Глава III

1. Н.В. Гоголь пишет: «Козаки почитали скучным занимать промежутки изучением какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах; всё прочее время отдавалось гульбе — признаку широкого размёта душевной воли». Подготовьте рассказ о мирной жизни казаков в Сечи.

 

Сечь представляла собой воинское поселение, основным населением которого были казаки. Они жили в отдельных куренях по принципу землячества. Куреней было около шестидесяти. В каждом был свой атаман, но руководили Сечью старейшины и кошевой, которого выбирали на общем сходе казаков.

Казаки не вели хозяйства, но в Сечи торговали евреи, армяне и татары. Эти торговцы жили в постоянном страхе, ведь их в любой момент могли ограбить или даже убить.

Казаки в Сечи вели вольную и разгульную жизнь. Они проводили время в воинских упражнениях, а в перерывах пил, гуляли и плясали.

Прийти в Сечь мог любой, для этого только и требовалось доказать свою принадлежность к православной вере.

Законы были и были достаточно суровыми. За кражу человека забивали палками, за убийство - закапывали живьем.

Казаки часто отправлялись на войну и грабительские походы, потому что жили преимущественно тем, что удавалось отбить у неприятеля.

 

 

2. Какие интонации, краски, образы преобладают в описании жизни запорожцев? Приведите примеры.

Образы запорожцев в русской литературе, наиболее красочно и колоритно отображены в повести Гоголя "Тарас Бульба". Помимо красочного описания их внешнего вида (чубы, длинные усы, красивые шаровары), автор "не скупится" и на описание героического образа и характера запорожских казаков. В повести мы видим не мало описаний казаков, ведущих разгульный образ жизни в мирное время, но проявляющих истинный героизм, верность войсковому товариществу и долгу, способность к самопожертвованию во время боевых действий.

 

 

3. Какие чувства вызвала у вас обычная жизнь «козаков»? Расскажите.

Козаки - это пример мужества, героизма, силы, справедливости, бесстрашия! Обычная жизнь козаков - это в первую очередь, проверка на выносливость. У меня такая жизнь вызывает чувство гордости и восхищения. Ведь в наше время вряд ли кто-то сможет отказаться от удобств ради жизни в обычном поле.

 

Глава IV

1. Как вы думаете, почему Тарас Бульба предложил новому кошевому «поднять запорожцев на какое-нибудь дело»?

Мне кажется, что он предложил сделать это потому, что считал, что это поможет его сыновьям стать настоящими казаками. Так же, что может быть одной из версий этого поступка, это доказательство величия и силы запорожских казаков.

 

2. Каким образом решались серьёзные вопросы в Сечи? О чём это свидетельствует?

Казацкие старейшины собирались на сходе и от их решения зависел исход любого вопроса - это свидетельствует о том, что во-первых казаки считались с мнением своих старейшин и уважали их, а во-вторых это говорит о равноправии и согласии среди казаков

 

3. Почему запорожцы легко откликнулись на слова кошевого и были готовы всей Сечью отправиться воевать?

Потому что запорожцы были боевыми, военными людьми, которым лишь бы воевать. Они часто воевали, поэтому для них это было - раз плюнуть.

 

4. Почему этого не хотел прежний кошевой?

Потому что он не хотел чтоб умирали его друзья(казаки)

 

5. О какой беде сообщил приехавший казак?

В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" во время боёв казаков с поляками прибывает казак Максим Голодуха, который рассказывает о том, что татары воспользовались отсутствием казаков в Запорожской Сечи и "ограбили в ней всё", а оставшихся в ней казаков избили и взяли в плен. Ему одному удалось сбежать: убив мирзу и переодевшись в его одежду, он двое суток спасался от погони, загнав при этом трёх коней. Эта весть сильно взволновала и возмутила казаков, которые готовы были тут же бросится в погоню, чтобы отомстить татарам за товарищей и вернуть украденное добро.

 

Главы V—VI

1. Как проявились характеры Остапа и Андрия в первых битвах? К кому из братьев рассказчик относится с большей симпатией?

Остап был бойцом он стоял за свою родину до конца, а Андрий был романтиком более нежным.

К Остапу как к настоящему войну.

 

2. Как вели себя жители города Дубно? Что можно сказать о защитниках?

Несмотря на опытность, жесткость и силу казаков, жители города ни за что не хотели сдаваться: они стояли толпами у стен города и на земляном валу. Они "не хотели быть праздными", в их глазах было "яростное сопротивление", даже женщины принимали участие в обороне города: они кидали со стен камни, горшки и другие тяжёлые предметы в казаков, которые пытались штурмом взять город. Защитники города решили "защищать город из последних сил" и предпочли бы умереть на площади от голода, чем "пустить неприятеля в дом". Их дальнейшие действия подтвердили серьёзность их намерений: несмотря на то, что жители города умирали от голода, они не хотели сдаваться казакам.

 

3. Какие чувства испытывает Андрий, когда уходит к полякам?

Андрием двигало желание увидеть полячку, очень чувственный молодой воин впервые влюбился и потерял голову. Андрий испытывал чувство страха-впервые он шёл против воли отца, ему было страшно, в глубине души он осознавал, что предаёт не только отца, но и Родину. Робость сковывала Андрия - он не был уверен, как встретит его возлюбленная, смущение и неловкость-вот что чувствовал юноша.

 

 

4. Прочитайте сцену встречи Андрия с возлюбленной. Чем отличается язык персонажей и рассказчика от речи героев в других эпизодах повести?

Если в обычной речи Андрий использует резкие выражения, то с возлюбленной он говорит совсем иначе. Его речь приобретает романтический характер и рыцарский стиль.

 

5. Как вы оцениваете поступок Андрия? Какую оценку его поступку даёт рассказчик? Найдите в тексте соответствующие слова.

 

Поступок Андрия возмутительный и безнравственный. Его измена родине, отцу братьям казакам, непростительна. В порыве страсти он предает все родное, но можно ли быть уверенным что в будущем, также он не предаст свою любимую? Рассказчик дает четкую характеристику его поступку "И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украине не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына"

 

6. Почему Тарас принимает такое страшное решение? Мог ли он поступить иначе? Выскажите своё отношение к поступку Тараса.

Желание того, чтобы сын стал продолжателем дела отца, является совершенно нормальным и естественным. Если сын исполняет его - для его отца это высшее счастье. Если сын идет своим путем, для отца это может стать величайшим разочарованием. Но если сын не просто выбирает иной путь в жизни, но восстает против своего отца, против его веры и своей Родины, то это уже величайшая трагедия.

Андрий был молодым и дерзким казаком, смелым и удачливым, и Тарас справедливо гордился им, считая что со временем он станет украшением казачьего войска. Но во время осады Дубно на Тараса обрушивается неожиданный удар. Он узнает о предательстве сына, о том, что тот перешел на сторону врага, что носит вражеские одежды и ездит на вражеском коне. О том, что Андрий собирается жениться на дочери польского воеводы. И слова Андрия, переданные Тарасу Янкелем, о том, что он отказывается от отца и брата, больное ранят старого воина.

Для Тараса Родина -это самое святой, что только есть на свете. А Родина - это не только родная земля, это еще и родная вера, это старые товарищи и друзья. А Андрий поднимает оружие на своих братьев.

Как же мог поступить Тарас? Он убивает сына, которого породил. И иначе он действовать не мог. Видя, что его сын становится угрозой Родине, отец понимает, что его долг защитить родную землю и от этого врага. Это нелегкое решение, но Тарас принял его и мужественно исполнил. Иначе было нельзя.

 

 

Главы VII—VIII

1. Что рассказчик подчёркивает в описании одежды польских воинов и запорожских казаков?

Польские воины были лучше экипированы и снаряжены, их доспехи намного прочнее чем у запорожских казаков, да и откровенно говоря у казаков то и не было никаких доспехов, экипировка их была проста. Самое главное для запорожского казака - "Шашка поострее и храбрости поболее". Они побеждали не экипировкой, а своим героизмом, они бились отчаянно и вместе, товарищество для зап. казака самое ценное

 

 

2. Запорожцы оказались перед необходимостью разрешить трудное противоречие. В чём оно состояло? Какое решение было найдено?

В главе VII рассказывается о том, что ночью поляки захватили несколько десятков казаков Переяславского куреня в плен, и много казаков было убито во сне. Несмотря на то, что в битве с поляками победа за казаками, их товарищи остаются в плену. В VIII главе приходит весть о том, что на Сечь напали татары. Кошевой призывает казаков к войне с татарами, но против такого решения выступает Тарас Бульба: он считает, что они не могут уйти, пока их товарищи в плену. Это противоречие было решено с помощью Касьяна Бовдюга: он посоветовал казакам разделиться.

 

 

Глава IХ

1. Составьте цитатный план главы.

Цитатный план речи Тараса Бульбы о товариществе.

1) «Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша… »

2) «Всё взяли бусурманы, всё пропало» .

3) «Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! »

4) «Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только русский человек» .

5) «Знаю, подло завелось теперь на земле нашей… »

6) «И проснётся оно когда-нибудь… »

7) «Уж если на то пошло, чтобы умирать, – так никому ж из них не доведётся так умирать!.. »

 

2. Как и в чём проявляется дух казачества? Приведите примеры.

Дух казачества у Остапа и Андрия проявляется через их поведение. Они на Сечи были абсолютно новыми людьми, которые раньше не знали, что такое быть казаком. Остап и Андрий, находясь в походах, воюя с поляками, стали понимать, как нужно себя вести. В боях они показывали свою отвагу, стремительность, смелость, героизм. Перед своей казнью Остап проявил мужество, стойкость, и даже не проронил ни звука, как все остальные казаки, которых казнили вместе с ними. Казаки хотели бороться за веру, за их народность, хотели уничтожить врагов — поляков, так как те издевались над пленными казаками.

 

 

3. С помощью каких художественных средств изображается битва? Обратите внимание на следующие особенности: повторение боевых кличей, обращение автора к воинам, обширные и величавые сравнения. Приведите примеры на каждый случай.

 

Глава X

1. Подберите ключевые слова и с их помощью назовите основные события, о которых идёт речь в главе.

Оправившись от ран, еле живой, Бульба любой ценой хочет узнать судьбу Остапа. Награда за голову Тараса две тысячи червонных, немыслимая цена. Но Тарас едет в Варшаву, его тайком провозит Янкель. Смертельная опасность, но Тарас не может поступить по-другому. Ему важно знать, что случилось с Остапом: "Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Разведаю во что бы то ни стало!"

 

Ключевые слова: Тарас жив, награда за голову, тревога за судьбу Остапа, новая Сечь, новые люди, тяготят мысли, просьба к Янкелю, едет в Варшаву.

 

2. Какие чувства испытывает Тарас Бульба, узнав о пленении Остапа?

Пленение Остапа становится большим испытанием для Тараса Бульбы. С одной стороны, как отец, он не может со спокойным сердцем вынести это и испытывает глубочайшую боль. С другой стороны, Тарас испытывает гордость за сына, потому что тот оказался настоящим казаком и не предал Родину до самого конца, в отличии от Андрия. Осознавая, что он не сможет спасти Остапа от казни, Бульба отправляется в город, чтобы видеть его последние минуты и показать, что поддерживает сына в его решении до самого конца.

           

3. Что решил делать Бульба? Как вы думаете, мог ли Тарас принять другое решение?

Оправившись от ран, еле живой, Бульба любой ценой хочет узнать судьбу Остапа. Награда за голову Тараса  две тысячи червонных, немыслимая цена. Но Тарас едет в Варшаву, его тайком провозит Янкель. Смертельная опасность, но Тарас не может поступить по-другому. Ему важно знать, что случилось с Остапом:" Что бы ни было, пойду разведать, что он: жив ли он? в могиле? или уже и в самой могиле нет его? Разведаю во что бы то ни стало!"

 

Глава XI

1. Составьте план главы.

В одиннадцатой главе повести "Тарас Бульба" говорится про то, как Тарас прибыл в Варшаву. Его привели к жидам и Тарас Бульба стал упрашивать их спасти ему сына. Но те отвечали, что это сделать невозможно. Потом они решили спросить совета у Мардохая и тот обещал помочь.

Но спасение Остапа действительно оказалось невозможным и Тарас упросил жидов хотя бы дать ему увидеть сына в тюрьме.

Но в тюрьме Тарас повел себя неосторожно и охранник узнал в нем казака. За большую мзду он не стал поднимать шума, а Тарас Бульба решил присутствовать на казни сына.

Он незамеченным пробрался на площадь и смешавшись с толпой наблюдал как пытали и мучили Остапа. Остап героически переносил страдания и Тарас одобрительно кивал головой. И только в самый последний момент, когда сердце Остапа дрогнуло и он воззвал к батьке, Тарас откликнулся.

Составим план пересказа одиннадцатой главы повести "Тарас Бульба":

  1. Прибытие в Варшаву
  2. Совет жидов.
  3. Мардохай
  4. Невозможность спасти сына
  5. Тарас в тюрьме
  6. Спор с гайдуком
  7. Тарас на площади
  8. Казнь Андрия
  9. Громогласный голос.

 

2. Как ведёт себя Остап во время казни?

Первого казнили Остапа, его казнь была ужасной: ему ломали руки дубинкой так, что хруст был слышен на всю площадь, но он не произносил ни звука, с доблестью держался атаман. А Тарас, со слезами на глазах поддерживал сына, и шептал: " Добре, сынку, добре..." .

 

3. Что испытывал Тарас Бульба, наблюдая за поведением сына? Запишите ключевые слова.

Тарас Бульба поддерживает своего сына и повторяет: “Добре, сынку, добре!”. Он стоит и смотрит в землю (“стоял, потупив голову”).

 

4. Почему в свой предсмертный час Остап думает об отце, почему ему важно, чтобы Тарас Бульба знал и видел всё происходящее?

Я считаю, что Остап хочет остаться в памяти отца героем, поэтому он терпит казнь, молчит, не кричит и проявляет мужество. Он хочет быть примером для других казаков и героем для своего отца, потерявшего младшего сына-предателя. Также в лице отца он ищет утешения: “Хотел бы он (Остап) теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине”.

 

5. Можно ли назвать смерть Остапа героической? Сравните её со смертью Андрия. Свой ответ подкрепляйте примерами из текста.

Да, я считаю, что смерть Остапа героическая, а смерть Андрия позорная. Остап умирает как герой, моча, терпя все страдания. Андрий же погибает как предатель от руки своего отца. Андрий предал казаческое воинство ради женщины, прекрасной полячки - это поступок не достоин воинской чести и доблести.

 

Глава ХII

1. Какие стороны личности Тараса выявляются в XII главе?

Мы видим Тараса в 12 главе как успешного руководителя своего войска, который продвигается к Кракову, одерживает победы, а также Тарас Бульба предстает в образе любящего отца, который помнит о смерти своего сына и мстит за нее.

“Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки; распечатали и поразливали по земле козаки вековые меды и вина, сохранно сберегавшиеся в панских погребах; изрубили и пережгли дорогие сукна, одежды и утвари, находимые в кладовых”.

 

2. Как завершается повесть? Прокомментируйте финал.

В конце повести гетман Потоцкий казнит Тараса Бульбу - сжигает его на костре.

Однако даже находясь в предсмертном состоянии, Тарас Бульба думает не о себе, а о своем войске и подсказывает им, как лучше скрыться от нерпиятеля:

“Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.

– Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, – кричал он, – горку, что за лесом: туда не подступят они!”

Повесть заканчивается тем, что войско Тараса Бульбы вспоминает о нем, обсуждает своего храброго атамана. Я надеюсь, что они еще будут долго помнить подвиги Тараса Бульбы и чтить его память.

 

 

3. Из текста повести подберите подписи к каждой иллюстрации. Прочитайте соответствующие эпизоды.

 

4. Как вы понимаете слова И.П. Золотусского о том, что «Тарас Бульба» — «самая историческая вещь Гоголя»?

Я считаю, что по своей структуре и сюжету повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” очень близка к летописи, а также к исторической повести. Автор во всех деталях передает войну с Речью Посполитою, указывая географические названия, а также перечисляя имена людей. Повесть носит эпический характер, широта повествования захватывает дух и удивляет. Поэтому я согласен со словами И.П. Золотусского полностью.

 

В мире художественного слова

Н.В. Гоголя

1. Вспомните самые смешные сцены из повести «Тарас Бульба», например встречу Тараса с сыновьями или другие сцены, которые найдёте сами. В чём проявляется комизм ситуации, которую создаёт автор?

Скорее всего комизм тут не только как юмор, но и как насмешка ( в ситуации с алкоголем). А комизм в ситуации с Андрием в том, что сыновья предстают перед отцом как два возмужавших мужчины, которых маленькими сыночками не назовешь, а тут он падает с коня! Казалось вот есть мужчина, казак! Рожден чтобы управлять конем, а тут он падает и на миг становится маленьким неуклюжим ребенком)

 

2. А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царём степи». Найдите в повести описание степи, прочитайте его внимательно, перескажите или напишите изложение.

Известно, что Гоголь написал великую свою повесть "Тарас Бульба".

Главный герой этой повести является казаком. Казаки жили и обитали в степи. Вся их жизнь проходила в степи. У них не было домов. Они спали прямо на улице, на свежем воздухе.

Во второй главе, когда Тарас с сыновьями подъезжают к Запорожской сечи, он видит свою родную степь, в которой когда-то жил со своими товарищами по духу. Во второй главе автором подробно и трогательно описывается степь, казаки, их занятия.

 

 

3. Определите, какие художественно-выразительные средства применяет Н.В. Гоголь в отрывке от слов: «...Оглянулся Андрий: перед ним Тарас!..» до слов: «...повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова».

Эпитет- и повалился на траву не сказавши ни одного слова

Устойчивое - Тарас дослов повис над головой

 

 

4. Выучите наизусть отрывок из речи Тараса о товариществе (со слов: «Нет уз святее товарищества...» до слов: «Нет, так любить никто не может!»). Послушайте выразительное чтение этого фрагмента.

 

Смотрите также: