ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 372-378









Страница 372

Вопросы и задания 

1. Какие художественные средства использует И.С. Тургенев при создании портретов персонажей?

При создании портретов певцов, Тургенев использует интонацию, которая характеризует каждого персонажа.

  Глубокие эпитеты помогают передать портреты героев:"рябой и курчавый плотный мужчина", "с тупым вздёрнутым носом, живыми карими глазками и жидкой бородой"-это внешность рядчика. Якова мы видим: "впалые щёки, большие, беспокойные серые глаза, прямой нос", "с светлорусыми кудрями, крупные, но красивые, выразительные губы". Его внешность полна страсти и он очень впечатлительный.

  Метафорично автор передаёт состояние певцов перед состязанием, сравнения передают чувства: "руки его дрожали, как в лихорадке"-это Яков перед боем, "лирический тенор"-ироничный эпитет, привык к успехам, самоуверен и не волнуется"-рядчик. Пение автор описывает через эпитеты, сравнения, олицетворяя голос каждого. "Он играл и вилял этим голосом, как юлой" и "неистово заиграл горлом", "неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательная - беспечная, грустная скорбь"-это о Якове. Портреты дополняют характеристики слушателей, вернее, как они слушали. "начал вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать..., наконец, затопал, засеменил ногами, задергал плечиком" и "стоял весь разнеженный". Характеристики говорят сами за певцов.

 

2. Что вам особенно запомнилось в образе певцов? Внешность персонажей — важная или второстепенная деталь в характеристике? Нарисуйте словесный портрет одного из героев.

Тургенев далеко не идеализирует  своего героя. Читателя потрясает картина пьяного разгула в "Певцах". Мы не видим героя,  носителя лучших черт русского национального характера. Это подчёркивается антитезой: поэтический образ чайки, навеянный песней Якова, и описание пьяного разгула. "…Все было пьяно, -  грустно отмечает автор, - все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом". Этой "невеселой" картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения "народного певца" редки и непродолжительны. После непродолжительных проблесков он вновь попадает в темноту быта. Эта сцена - трагический конфликт истинного искусства и грубой действительности.

     Драматическая судьба талантливого артиста из народа показывает тему губительного воздействия крепостнической действительности на человеческую личность. Это стало причиной забитости, запуганности, пьянства мужиков.

     Финальная сцена рассказывает о мальчике Антропке, которого ждёт унизительное наказание. Это ещё больше усиливает картину ужасного положения русского народа, когда над каждым из них с колыбели и до могилы тяготеют  гнёт и розги.

     Тургенев - писатель-гуманист. Рабское положение народа вызывает в его душе бурю протеста.  Он верил, что такой талантливый народ  должен что-то изменить в своей жизни.

 

3. Каждый из исполнителей относится к предстоящему событию неравнодушно, не как к спору и даже не как к соревнованию, а как к творчеству. Найдите в тексте рассказа и прочитайте те места, которые подтверждают этот тезис.

В Притынном кабачке Тургенев становится свидетелем необычного состязания – спора среди крестьян о том кто лучший певец.
В роли судей выступают посетители питейной избы.

Два героя, Яков – Турок и рядчик из Жиздры, поют, стараясь перепеть друг друга. Присутствующих поражает пение Якова-Турка.

Описание пения Якова-Турка в этом рассказе, может быть, - одна из самых вдохновенных "музыкальных" страниц в художественной прозе Тургенева. .

"...Он глубоко вздохнул и запел. . .Первый звук его голоса был слаб и неровен, и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Ивановича так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё, видимо, дрожащий, как струна, когда, внезапно прозвенев под сильным пальцем, она колеблется последним, быстро замирающим колебанием, за вторым - третий, и понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песнь. "Не одна во поле дороженька пролегла", - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; он даже сначала отзывался чем-то болезненным; но в нём была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь; русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны".

4. Что особо выделяет писатель в исполнении каждого из певцов? С каким чувством он говорит о таланте крестьян? 

Во-первых, индивидуальность каждого. Все они поют по-разному. В0-втор, их самобытный талант. Все они самородки. Слушая, Тургенев сливается с "простонародной" аудиторией. Его так же, как и остальных, потрясло их пение. Он остается восхищенным талантом русских людей.
5. Прочитайте те фрагменты рассказа, где изображено отношение слушателей к пению. Как влияет искусство певцов на душевное состояние посетителей кабака?

Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала». Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня  его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »

Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.

6. Сформулируйте главную мысль рассказа.

Даже простые крестьяне могут иметь большой талант, вне зависимости от положения в обществе.

 

7*. Познакомьтесь с текстами песен, которые исполняют герои. Попробуйте объяснить выбор песен тургеневскими певцами.

 

8. Выберите законченный фрагмент рассказа и выучите его наизусть. Подготовьтесь к выразительному чтению. Послушайте фрагмент произведения в исполнении чтеца.

 

 

Страница 375

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА И.С. ТУРГЕНЕВА

 

1. Название — «Нищий». Речь идёт только о нищем человеке? Человеке, просящем подаяние? Не торопитесь с ответом — рассуждайте!

Тема — стихотворения-это сострадание, автор призывает к уважению любого человека, независимо от его социального положения. Идея в том, что каждому человеку присуще чувство достоинства, все люди братья и важна значимость каждого.  Тургенев призывает не проходить мимо людей, нуждающихся в помощи, не быть равнодушными к чужому горю. Нищий просил подаяния, но у автора ничего не было с собой, и он пожал протянутую руку. Получив рукопожатие, нищий был благодарен, он получил нечто иное, чем милостыню, но именно этот знак уважения был очень важен для него, как для человека, имеющего достоинство. Назвав автора братом, он отблагодарил в ответ, дал почувствовать равенство всех людей. Автор не остался равнодушным, не прошёл мимо, а морально поддержал нищего, сохранил свою честь.

 

2. Тургенев создаёт портрет нищего. С помощью каких художественных деталей? Что подчёркивает писатель в образе героя? Запишите ключевые слова и словосочетания.

 

3. Перечитывайте внимательно каждый абзац. После чтения — остановитесь, подумайте. Затем выпишите из абзаца самые главные слова, которые несут основную мысль абзаца или раскрывают очень важную тему.

Образец: «Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи». — ...стонал, мычал о помощи.

Мы выписали именно эти слова, потому что мотив просьбы о подаянии уже звучал; слова же «стонал», «мычал о помощи» красноречиво передают просьбу нищего.

 

4. Какое слово чаще других употребляется в стихотворении? О чём это вам говорит?

Самое часто произносимое слово в вышеприведенном тексте — это "брат". Тургенев всю свою жизнь не мог спокойно относится к крепостному рабству, он был убеждён, что ни один человек не может быть властителем другого, поскольку каждый человек рождается свободным.

Тургенев, несмотря на своё происхождение, с теплотой относился к крестьянам, он их жалел, и выступал против крепостного права. Для него даже крестьянин был братом, другом, товарищем, и готов бы был отдать все нищим и обездоленным людям.

5. Какова художественная роль многоточия (оно употребляется в стихотворении довольно часто)?

Этим многоточие Тургенев заставляет нас самим придумать окончание истории, самим предугадать дальнейшее развитие событий, задуматься о судьбе героя

6. Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения (вернитесь к ответу на первый вопрос)?

Основная мысль: нищий - это не тот, кто не имеет материальных благ. Нищим может быть человек с «набитыми карманам» (богатый человек), но пустой душой. Богатство измеряется не в материальных благах, а во внутреннем мире человека, его души.

7. Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

В произведении И.С. Тургенева "Нищий" говорится о важности не только материальной, но и моральной помощи.

Главный герой (простой прохожий) встречает на своем пути старика, просящего подаяния. Не найдя ничего в карманах, он крепко пожимает руку бедняге, искренне просит прощения и называет его своим братом. Так рассказчик проявляет уважение и доброту по отношению к старику и показывает духовное родство между ними. " - Что же, брат - прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат," отвечает бедняга.

Бывают люди, имеющие много денег, но бедные душой. Их тоже можно назвать нищими.Может герой не смог помочь материально, зато он морально поддержал старика, который оказался внутренне богатым человеком!

8*. Познакомьтесь со стихотворением И.С. Никитина «Нищий». Сопоставьте это произведение со стихотворением в прозе И.С. Тургенева.

 Упражнение

После уроков 

Подберите материал для выставки «На родине И.С. Тургенева».

Смотрите также: