ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 379-386









Федор Иванович Тютчев

Страница 379

Вопросы и задания 

1. Определите микротемы каждого четверостишия.

Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Этой гордой птице дано то, что неподвластно человеку.

2. Найдите антитезу в стихотворении. Объясните, какую мысль подчёркивает поэт с помощью этого художественного приёма.

Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечат­леть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Все выше, дале вьется он

И вот ушел за небосклон.

Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любу­ется его стремительным полетом. Зарисовка стано­вится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направ­лен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнета­нию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».

Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла —

А я здесь в поте и в пыли,

Я, царь земли, прирос к земли!..

Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоци­ации небо, небосклон — два мощных, два живых крыла; пот — пыль. Возможно и контрастное взаи­модействие образов: небо, небосклон, крылья — поляна, земля; я — коршун. По сходству соотнесены образы поляна — земля; по смежности — пыль — земля. Образы могут соотноситься по умозаключению: я — царь земли.

3. Сформулируйте идею стихотворения. Как вы думаете, какие черты, отмеченные писателями в творчестве Тютчева, нашли отражение и в этом стихотворении?

Главная идея "Бедных селений" - это порицание политики царя изнутри и крепостной зависимости, просуществовавшей долгий срок. Тютчев рассказывает нам о неволи человека и как бы дает понять его недееспособность противостояния монархии. Не забывая указать и о нищете и издевательстве над народом и об общем бессилии государства. Хотя не смотря на все это, герой все равно гордится своим родным краем.

 

Страница 380

Фонтан

Вопросы и задания 

1. Послушайте выразительное чтение стихотворения. Расскажите о своём впечатлении.

 

2. Вчитайтесь во вторую строфу стихотворения, определите, о чём она.

Ф.Тютчев был образованнейшим человеком своего времени, он не только был поэтом, но и дипломатом. Поэтому многие его стихотворения можно отнести к философской лирике. Во второй строфе стихотворения "Фонтан" как раз и звучат раздумья поэта над человеческой жизнью, которую он здесь сравнивает со струей фонтана, которая похожа на "водомёт неистощимый", но все-таки падает вниз. И многие люди точно также рвутся вверх по карьерной лестнице (об этом поэт говорит "как жадно к небу рвешься ты"), достигают высот, с которых многие и устремляются вниз. По мнению Тютчева, всё в мире людей можно сопоставить с миром природы, живой и неживой.  

 

3. Как вам кажется, что за «длань незримо-роковая» мешает человеческой мысли подняться к небу?

 

4. Отметьте, какие художественные средства использует поэт.

Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная).

 

5. Можно ли отнести прочитанные вами стихотворения Тютчева к пейзажной лирике? Сравните их. Какую роль играют образы природы в произведениях поэта?

 

6*. Сделайте вывод о том, почему Тютчева называют поэтом-философом, а его лирику — философской.

 

Афанасий Афанасьевич Фет

Страница 383

Вопросы и задания 

1. Как вы поняли слова критика: «Лирик из рук в руки передаёт читателю своё сердце»? Дайте развёрнутый ответ.

Как известно лирика- это жанр, для которого нужна передача чувств, эмоций. Автор, который пишет своё произведение вкладывает в него и собственные переживания, поэтому можно сказать, что автор лирического произведения дарит читателю частичку своего сердца.

 

2. Составьте тезисный или цитатный план статьи. Подготовьте рассказ об А.А. Фете по плану.

Примерный план:

Семья и детские годы поэта.

Годы учёбы в Московском университете (1838-1844).

Первый сборник стихов (1840).

Поступление на военную службу (1845).

Трагическая любовь Фета.

Высока оценка критиками творчества поэта.

Приглашение к сотрудничеству в "Современник".

Разочарование литературной деятельностью (1860).

Покупка усадьбы в Курской губернии (1877) и возвращение к активному литературному творчеству.

Признание поэта человеком дворянского сословия

Последние годы жизни поэта….

 

Страница 386

1. Послушайте два варианта выразительного чтения стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...». Какое исполнение вам понравилось больше? Почему?

Стихотворение А. Фета посвящено весне. Текст выражает теплые, нежные чувства. После долгого сна просыпается природа, люди расцветают вместе с ней. Появляется некая радость, улыбка, поднимается настроение. Фет описывает в произведении природу, её изменение, пробуждение.

Возникает чувство лёгкости, трепета. Появляется желание совершать новые дела, жить, дышать полной грудью. Фет сам отмечает в стихотворении, что от эмоций хочется петь песни.

 

2. Каким чувством проникнуто стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом...»? Какие художественные средства использует поэт?

Чтобы передать чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

Эпитеты – “горячий свет”, весенняя жажда”.

Метафоры – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет”.

Олицетворения – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся”.

Сравнение – “с той же страстью, как вчера”.

Их разнообразие также оживляет стихотворение, настраивает читателя на лирически-возвышенный лад. Выбранные поэтом средства выразительности идеально гармонируют со стилистикой его произведения. Светлое и яркое, оно заставляет восхищаться миром, который окружает человека, и сподвигает на то, чтобы поделиться этим восхищением с другими, разделить с кем-то счастье жизни

3*. Произведите синтаксический разбор первой строфы стихотворения «Вечер». Почему усиливается художественная выразительность за счёт применения именно данной синтаксической конструкции?

 

4. Прочитайте стихотворение «Вечер» ещё раз. С помощью каких образных средств переданы краски и звуки природы?

Ясной рекою, померкшем лугу, рощей немою, золотыми каймами.

Убегает река, вздохи дня есть в дыханье ночном.

Разлетелись как дым, облака.

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнём.

Эпитеты: ясная река, померкший луг, злотые каймы, дыханье ночное, голубой и зелёный огонь

Олицетворения: убегает река, теплится зарница

Сравнения: разлетелись, как дым, облака; зарница теплится голубым и зеленым огнем

Метафоры: роща немая, убегает река.

 

5*. Продолжите данное рассуждение о стихотворении «Вечер»:

«Мир неназванных звуков летнего дня исчезает, но я слышу в этих звуках голоса людей, пенье птиц, вздохи падающей травы на летнем покосе. Однако всё “прозвучало, прозвенело, прокатилось”, исчезло — и осталась удивительная звенящая тишина...»

 В стихотворении «Вечер» А.А. Фет рисует природу в совершенно необычных образах: он будто пытается остановить мгновение, поэтому его называют “певцом мгновенья”. Обыденность окружающего мира в стихах поэта приобретает свою уникальность и неповторимость. В «Вечере» обычные река, луг, роща превращены поэтом в прекрасные образы пейзажа благодаря эпитетам и сравнениям (“ясной”, “померкшем”, “немою”, “как дым”). Эти мгновенные, как фотографии, детально зафиксированные картины окружающего, которые, как думает поэт, уже не повторятся, помогают понять любовь лирика к природе, умение понимать её, одушевлять, не случайно Фет использует олицетворение “Вздохи дня есть в дыханье ночном”.

Пережив сильнейшую жизненную драму, Фет находит отраду в природе. Только она даёт ему покой и гармонию. Красота природы — это идеал Фета, его муза, вдохновляющая его в поэзии и помогающая пережить все жизненные невзгоды.

 

6. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворений. Как вы полагаете, в чём вы будете испытывать наибольшее затруднение? Каким образом попытаетесь его преодолеть? Выучите одно стихотворение наизусть.

 

7*. Познакомьтесь с другими стихотворениями А.А. Фета.

Смотрите также: