ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 403-421









Страница 403

Живое слово 

1. Есть замечательный фильм — «Звезда пленительного счастья» (режиссёр В. Мотыль). Постарайтесь посмотреть этот фильм, в нём использован сюжет из главы «Княгиня Трубецкая». Расскажите о своих впечатлениях от фильма и его героев.

 

2. Напишите небольшое сочинение на тему «Если бы княгиню Трубецкую (генерал-губернатора) довелось играть мне...».

 

Страница 409-410

Вопросы и задания 

1. Перед вами цитатный план произведения. Переделайте его в тезисный и подумайте, в чём особенность композиции стихотворения «Железная дорога».

План

1. «Нет безобразья в природе!»

2. «…Этот царь беспощаден, / Голод названье ему».

3. «Слышишь ты пение?..»

4. «Это всё братья твои — мужики!»

5. «Что же… всё это народ сотворил?»

6. «Каждый подрядчику должен остался…»

7. «И — недоимку дарю!..»

 

2. Какие элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) имеются в стихотворении «Железная дорога»?

В стихотворении Некрасова "Железная дорога" действительно имеются элементы фабулы, несмотря на то, что это, прежде всего, поэтическое произведение.

Напомним, что фабула - это фактическая сторона повествования.

Стихотворение "Железная дорога" написано в 1864 году, но речь в нем идет о строительстве Николаевской железной дороги в 50-е годы 19 века. Железную дорогу строили из Петербурга в Москву в тяжелейших условиях. При строительстве железной дороги крестьян секли плетьми, тысячи их умирали от болезней, голода и непосильного труда. Об этом строительстве писал и Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи», название которой говорит само за себя.

Так что именно эти элементы фабулы и отражены в стихотворении "Железная дорога".

3. Какова роль экспозиции в данном стихотворении? Почему речь идёт о гармонии в природе, её совершенстве?

Экспозиция в данном произведении играет роль противопоставления. Автор описывает прекрасную погоду в начале, чтобы показать, как безразлична природа к делам человека. Все горести, беды людей никак не влияют на окружающий их мир. Всё в природе идёт своим чередом, пока человек губит человека. Всё в мире совершенно, потому что независимо, а те, кто провозгласил себя вершиной эволюции, страдают, нуждаясь в низших потребностях (голод, жажда и т.д.).

 

 

4. Назовите всех персонажей стихотворения. Кто они? О каких персонажах Некрасов говорит более подробно? Почему?

В этом стихотворении очень много персонажей. Само стихотворение построено как разговор троих: автора, генерала и генеральского сына Вани. В рассказах автора перед читателем предстают и другие герои - строители железной дороги, простые мужики. За окном Ваня видит толпу мертвецов - мужиков с разных концов великого государства. Более подробно автор останавливается на описании белоруса, изможденного, но продолжающего работать и после смерти. Думаю, Некрасов так подробно описывает белоруса, чтобы выразить свое сочувствие настоящим строителям железной дроги. В третьей главе появляется лабазник, грабящий мужиков и откупающийся от них всего одной бочкой вина.

 

5. В чём суть изображённого автором спора?

В стихотворении Некрасова "Железная дорога" автор рассказывает о тяжёлом труде рабочих, занятых на строительстве железной дороги в середине 19 века. Тысячи простых людей русского народа отдали свои жизни ради этого блага цивилизации.

Рассказчик повествует попутчику-мальчику Ване об истинных строителях железной дороге, в то время как его отец-генерал приписывает эту заслугу графу Клейнмихелю. Генерал смеётся над утверждением рассказчика о том, что дорогу строили простые мужики. Генерал считал русский народ скопищем пьяниц и варваров, разрушающих то, что создают "лучшие" люди. Однако, рассказчик считает своим долгом рассказать мальчику правду, призывает перенять привычку к труду и уважать простого мужика, руками которого создано это благо - железная дорога.

 

6. Определите стихотворный размер «Железной дороги».

Трехдольные размеры

Дактиль — трехдольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, четвертый, седьмой и т. д. слоги. Пример четырехстопного дактиля:

 

Сла́вная о́сень! Здоро́вый, ядре́ный, _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __

Во́здух уста́лые си́лы бодри́т; _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_ __ __ · _́_

Н. А. Некрасов, «Железная дорога»

 

7*. В стихотворении имеется несколько случаев синтаксического переноса. Постарайтесь найти их. Объясните, чего достигает Некрасов, используя этот приём. Какие ещё выразительные средства художественной речи имеются в стихотворении?

 

8. Какова главная мысль стихотворения? Есть ли в стихотворении строки, в которых она прямо выражена?

В стихотворении "Железная дорога" Н.А. Некрасов рисует ужасающие картины строительства железной дороги: рабочие умирали от голода, холода и болезней. Но больше всего автора возмущает то, что их труд не ценится: ни приказчики, ни купцы, ни генерал, который едет по этой железной дороге, не признают заслугу простого народа. Оставшиеся в живых мужики не получают никакой платы за свой труд, но им милостиво "дарят недоимку" и выкатывают бочку вина — это считается достойной платой за рабский труд. Смысл стихотворения в том, что русский народ обладает не только рабской покорностью, но и сильным характером, он силён духом: он всё вынесет, всё преодолеет, благодаря простым мужикам страна будет развиваться и процветать. Всё в стране держится на плечах народа, и власть имущим надо признать это и научиться уважать простых людей. В стихотворении есть строки, в которых эта мысль прямо выражена: "благослови же работу народную и научись мужика уважать".

 

9. Стихотворение заканчивается строками: «Кажется, трудно отрадней картину / Нарисовать, генерал?» Как вы поняли такой финал?

 

После уроков 

1. Подготовьте для литературной викторины два-три вопроса по теме «Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество».

 

2. Многие художники-передвижники создавали картины по мотивам произведений Н.А. Некрасова. Подготовьте и проведите литературно-художественный вечер «Н.А. Некрасов и передвижники». Отдельно рассмотрите историю создания И.Е. Репиным картины «Бурлаки на Волге».

 

3. Подготовьте материалы для историко-литературного вечера «Сибирскими дорогами декабристок». Инсценируйте отрывок из поэмы Н.А. Некрасова.

 

 

Салтыков-Щедрин

Страница 414

Вопросы и задания 

1. Составьте цитатный план статьи. Подготовьтесь к рассказу о писателе.

1. Детство. Первые учителя.

2. Первые произведения.

3. Ссылка в Вятскую губернию.

4. Литературная деятельность и основные мотивы творчества

5. Последние годы жизни

2. Как вы думаете, почему аллегория и гротеск часто используются в сатирических произведениях? Назовите ключевые слова и словосочетания, которые понадобятся вам при ответе.

Гротеск это и есть карикатура, а аллегория это иносказание. что и характерно для сатирических произведений то есть ими легче описывать действия в сатирических произведениях.

3. Что нового по теме «Писатель и читатель» вы узнали из статьи о Салтыкове-Щедрине?

Смотрите также: