ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 422-444









Страница 422

Вопросы и задания 

1. Найдите в тексте сказки и зачитайте фрагменты, в которых даётся описание внешности генералов. Что это даёт для понимания произведения?

В самом начале повествования нам представлены два генерала, чудом перенесены на необитаемый остров. Попали они сюда во сне и выглядели соответственно:  

"Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену".

Этим Салтыков-Щедрин показывает, что нет у генерала перед человеком никаких врожденных привилегий, а вот если орден повесить, то сразу вельможей делается.

Далее идет сцена поединка двух оголодавших господ, где они готовы съесть друг друга:

"Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание".

Этим автор показывает животную натуру, пристрастие к чревоугодию и, вообще, низость поведения господ.

Но находка мужика на острове меняет жизнь генералов в лучшую сторону. А всего-то поели вдосталь и посплетничали от души.

"Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые".

Тут изобличается духовная низость правящего класса, его существование за счет рабочей силы народа. Полное отсутствие принципов и целей, праздность и скудность ума - такова картина развращенного крепостничеством барства.

 

2. Имеются ли в сказке сведения о том, за какие деяния был получен героями чин генерала?

Нет, было только сказано, что они всю жизнь служили в регистратуре.

3. Генералы совершенно не приспособлены к жизни, не могут позаботиться о себе, не могут даже бороться за своё спасение. Что же они могут? Какой ответ на этот вопрос дан в сказке?

Умели показать свое почтение к людям, говоря:  "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". Могут брать взятки и приказывать мужику, еще пенсию получать.

 

4. Охарактеризуйте речь генералов. Какую лексику они чаще всего используют? Выпишите по 1—2 примера.

Речь генерала лаконичная, требовательная, обращается по уставу даже к гражданскому населению иногда ( в силу привычки), командным тоном.

 

5. Как относятся генералы к мужику? А он к ним?

Генералы, в силу своего невысокого воспитания и малой культуры, относились к мужику плохо, предвзято, свысока, властно, ведь они были генералами, а он простым мужиком-крестьянином.

Мужик считал этих генералов высокостоящими людьми, ведь мужик привык подчинятся высшей власти, поэтому он с легкостью и кротостью выполнял все, что генералы ему велели.

Генералы даже не отблагодарили мужика, как следует, а послали ему на остров только рюмку водки и пятак, потому что думали, что для мужика это достойная награда.

 

 

6. Обратите внимание на авторское отношение к мужику. Оно проявляется в описании того, как мужик воспринимает приказания генералов. Как он их воспринимает: спокойно, с раздражением, неохотно, с восторгом, как должное? Выберите нужное слово и объясните, почему именно так.

Поначалу автор как бы насмехается над мужиком, как тот на необитаемом острове прислуживает двум генералам. Потом автор как бы сваливается над мужиком, и два генерала посылают ему водки и денег. Сам мужик выполнял их приказы спокойно, даже с охотой.

 

 

7. Как мужик выполнил приказания генералов?

Мужик с готовностью и подобострастием исполняет все приказы генералов, старается: "до того изловчился, что стал в пригоршне суп варить".

 

8. Что высмеивает сатирик в мужике? Какой это смех — весёлый, грустный, злой? Аргументируйте свой ответ.

Мужик в произведение показывает народ, а генералы — это буржуазия. Сильный и храбрый мужик унижается и выполняет все прихоти генералов, он готов на все, лишь бы генералам было хорошо. Щедрин не согласен с этим, почему могучий народ должен пресмыкаться перед слабыми и беспомощными без народа богачами? В конце произведения в награду за всю проделанную работу мужику дают рюмку водки и одну монету, сам автор в конце произведения говорит: «Весились, мужичина». В этой фразе он хочет показать всю несправедливость этой ситуации. Это определенно вызывает у него грустный смех.

 

Минуты творчества 

Нарисуйте портрет одного из генералов. Предварительно определите, какой литературный приём лежит в основе изображения характера. Это поможет вам точнее выполнить задание. Сопоставьте свой рисунок с работой товарища. Есть ли в ваших рисунках принципиальная разница? Если нет, то почему? Если есть, то в чём она?

 

Вопросы и задания 

1. Прочитайте сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

 

2. Что невероятно, а что вполне реалистично в сказке «Дикий помещик»?

Невероятное:

  • исчезновение мужиков в мякинном вихре;
  • степень одичания помещика;
  • разговор дикого помещика с медведем;
  • отроившийся рой мужиков.

Реалистичное:

  • чтение газет "Весть" помещиком;
  • притеснение, которое учинил помещик мужикам;
  • театр с актёрами;
  • генералы и капитан-исправник;
  • название города в России (Чебоксары), страны (Англия);
  • игра в грандпансьянс.

Реалистичного в сказке гораздо больше.

 

3*. Чем отличается эта сказка от народной? Как вы думаете, с какой целью писатель-сатирик обращается к жанру сказки?

 

 

4. Какие средства помогают М.Е. Салтыкову-Щедрину вызвать «смех сквозь слёзы»? Почему, читая щедринские «Сказки», хочется смеяться и одновременно грустить?

 

5. Литературоведы считают, что в народных сказках повествуется о том, что было, в баснях — о том, что бывает. К какому времени обращены сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина?

 

 

Лев Николаевич Толстой

Страница 425

Вопросы и задания 

1. Расскажите об отношении Л.Н. Толстого к таким проявлениям человеческого духа, как храбрость, чувство долга, истинный героизм.

 

2*. Подготовьте сообщение об исторической основе рассказа Л.Н. Толстого «Севастополь в декабре месяце».

 

3. Какое значение для защитников Севастополя имели строки писателя?

 

 

Страница 444

Севастополь в декабре месяце

Вопросы и задания 

 

1. В каких эпизодах и деталях запечатлён героизм защитников Севастополя? Дайте название каждому такому эпизоду.

 

2. Выпишите ключевые слова для обрисовки конкретного участника событий и собирательного образа защитника города.

"Вы бы увидели ужас на лицах людей, больных с множеством ампутаций и людей у которых в глазах можно увидеть весь ужас войны"

 

 

3. Какие детали помогают писателю показать будничную жизнь сражающегося города (лица людей, звуки, краски и т.д.)? Согласны ли вы с тем, что картина построена на контрасте? Докажите это текстом.

 

1) лица людей

*** «…Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства; но здесь на каждом лицо кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства…»

 

2) цвета

*** «в сереньком полосатом платье и повязанная черным платком»

*** «глаза блестят каким-то особенным блеском»

*** «Белокурый, с пухлым и бледным лицом»

*** «голубые оловянные глаза»

 

3) звуки

*** "и вы услышите равномерное, довольно приятное такое, с которым с трудом соединяется мысль об ужасном, посвистывание бомбы, услышите приближающееся к вам и ускоряющееся это посвистывание, потом увидите черный шар, удар о землю, ощутительный, звенящий разрыв бомбы".

*** "еще посвистыванье, удар и разрыв бомбы…"

 

Да, согласна, ведь контраст налицо: вокруг кипит мирная жизнь, и здесь же раздаются взрывы, бомбы, убитые, раненые, крики, ужас.

*** «…где прошла смена часовых, побрякивая ружьями; где доктор уже спешит к госпиталю; где солдатик вылез из землянки, моет оледенелой водой загорелое лицо и, оборотясь на зардевшийся восток, быстро крестясь, молится богу; где высокая тяжелая маджара на верблюдах со скрипом протащилась на кладбище хоронить окровавленных покойников, которыми она чуть не доверху наложена...»

*** «…На набережной шумно шевелятся толпы серых солдат, черных матросов и пестрых женщин. Бабы продают булки, русские мужики с самоварами кричат: сбитень горячий, и тут же на первых ступенях валяются заржавевшие ядра, бомбы, картечи и чугунные пушки разных калибров. Немного далее большая площадь, на которой валяются какие-то огромные брусья, пушечные станки, спящие солдаты; стоят лошади, повозки, зеленые орудия и ящики, пехотные козлы; двигаются солдаты, матросы, офицеры, женщины, дети, купцы; ездят телеги с сеном, с кулями и с бочками…»

 

 

4. Перечитайте описание утра в начале рассказа и сопоставьте его с пейзажем в финале. Какое настроение создаёт описание природы?

- В начале рассказа мы слышим “неумолкаемый гул моря”, будто нет войны, всё тихо и спокойно, и только иногда эту тишину нарушают звуки выстрелов, настроение из спокойного переходит в тревожное, радость отступает, уступая место страху и ожиданию неизведанного. Грустно и немного страшно.

 

- В конце рассказа автор описывает вечер, умело прорисовывая пейзаж заката солнца. Мы уже не слышим спокойный шум моря, потому что “по воде разносятся звуки какого-то старинного вальса”, и в эти звуки вмешиваются “звуки выстрелов с бастионов”, заглушая красоту звучащего вальса. Грустно и немного страшно.

 

5. Почему картина сражающегося города открывается не батальной сценой, а эпизодом в госпитале? Найдите слова Толстого, в которых звучит прямая авторская оценка «войны в настоящем её выражении…».

В начале произведения Толстой обращает на с к изнанке бойни, ибо сражения стихнут, победы отпразднуются, а человеческая боль и потери будут стоять перед вашими глазами каждый раз, когда заходит речь о войне.  Вы "увидите ужасные, потрясающие душу зрелища; увидите войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти..."

 

 

6. Чем гордится офицер Л.Н. Толстой, рассказывая о жизни русского солдата?

Лев Николаевич, так как он писал свое произведение с реальных событий, имеет серьезные основания гордиться стойкостью, упорством, непреодолимым, непобедимым патриотизмом русских солдат, их отношением к потерям, их силой характера, их яростным желанием бороться. Потому, наверное, мы всех и побеждали.

 

7. Как вы объясните роль использованных Толстым приёмов: 1) он не даёт имён своим героям; 2) обращается к читателю напрямую: «Вы подходите к пристани…», «Вы смотрите на полосатые громады кораблей...» и т.д.; 3) ведёт повествование рассказчик, сам являющийся участником событий?

1)Он не дает имен потому что хочет показать, что солдаты без имени, которых никто не знает и никогда не запомнит сделали для Росси больше чем именитые офицеры 2)может Толстой хочет чтобы читатель почувствовал себя там, на поле боя (но на счет этого ответа не уверена) 3)да, толстой служил в севастополе

 

 

8. Подтвердите текстом мысль Толстого о ратном подвиге русского солдата и офицера: «…исполняет своё дело, какое бы оно ни было». Для этого перечитайте эпизоды: а) «В госпитале»; б) «На четвёртом бастионе». Воспользуйтесь планом:

— портрет героя;

— участие в обороне Севастополя;

— отношение к нему автора.

Главный герой Севастопольской эпопеи – простой народ, правдиво показанный Л.Н. Толстым.

Война в настоящем её выражении – «в крови, в страданиях и смерти», правдиво показанная Толстым, без стремления напугать читателя, а внушая ему мужество и стойкость, но и без восклицательных фраз

Своеобразие русского национального характера в том, что, медлительный в мирной жизни, он уверенно действует в условиях опасности.

 

 

9. На с. 438 воспроизведены портреты героев-севастопольцев. Какие качества присущи каждому герою? Как эта общность подчёркнута в портретах?

Их общая черта — это мужество и уверенность. Они не подают печального вида

 

10. Послушайте фрагмент рассказа в исполнении чтеца. Как вы думаете, почему именно этот фрагмент выбран для выразительного чтения?

 

Живое слово 

Составьте рассказ очевидца (солдата, офицера, сестры милосердия) обороны Севастополя в форме письма с фронта. А для того, чтобы лучше себе представить происходящее, обратитесь к знаменитой панораме Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя».

Смотрите также: