ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин Страница 170-196









Страница 170-171

В мире художественного слова

И.С. Шмелёва

1. Найдите слова-антонимы, характеризующие русскую песню, русскую душу, русское слово. Какова их функция в тексте?

2. Какую роль играют фразеологизмы в тексте? Приведите примеры.

3. Какие слова разговорного и просторечного стиля характеризуют речь маляра как речь простого малообразованного человека?

4. Вспомните определение метафоры. Найдите в рассказе приметы яркой метафоричности.

5. Найдите в толковом словаре значение слов камфара, политура, парусиновый. Придумайте с ними предложения.

6. Найдите в тексте слова с повторяющимися приставками вы-, вз-, по-. С какой целью автор использует повторение приставки в этих словах?

7. Почему для героя рассказа вестниками весны — лета становятся полосатый мешок, явление рыжего маляра, а не прилёт птиц, например, или капель?

8. Для чего автор использует иронию в рассказе?

Вопросы и задания 

1. Прочитайте главу «Яблочный Спас» из романа И.С. Шмелёва «Лето Господне». Особую роль в «Яблочном Спасе» играет художественная деталь: в описании родительского сада, в воссоздании образа старой Москвы, в картинах покупки яблок на Болотных торговых рядах, в передаче атмосферы празднования Яблочного Спаса в церкви. Какие наиболее яркие детали характерны для каждого эпизода?

 

2. Что особенно удивило маленького героя в церкви во время празднования Спаса?

3. В романе «Лето Господне» в целом и в главе «Яблочный Спас» в частности сильны автобиографические мотивы. Какими чувствами проникнуты воспоминания о детстве? Перечитайте и прокомментируйте абзац, который начинается словами: «И теперь ещё, не в родной стране…»

4. Какие художественные средства использует писатель в этой главе романа? Что с их помощью передаёт?

5. Какие слова после прочтения этой главы остались для вас непонятными? Обратитесь к словарям, найдите толкование этих слов.

6*. Какие две языковые стихии встречаются в тексте? Кто является носителем каждой из них? Как это проявляется в речи героев?

 

Живое слово 

В качестве эпиграфа ко всему роману И.С. Шмелёв выбрал строчки из стихотворения А.С. Пушкина «Два чувства дивно близки нам…». Попробуйте объяснить выбор писателя. Подготовьте устное сочинение.

 

 

Михаил Михайлович Пришвин

Москва-река

Страница 180

В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА

М.М. ПРИШВИНА

1. Москва-река — центральный образ повествования. Наряду с ним в рассказе имеется ряд второстепенных образов, без которых и основной немыслим. Назовите эти образы. Какие детали их создают? Приведите несколько примеров.

2. Перечитайте фрагмент от слов: «Сколько льдин, больших и малых, прошло...» до слов: «...медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, применённые здесь писателем.

3. Какая фигура речи лежит в основе противопоставления реки Москвы в деревне Дунино и в городе Москве; чужих стран и родной деревни? Приведите примеры её использования.

 

4. Прозе М.М. Пришвина присуща яркая метафоричность. Найдите в рассказе примеры метафор и определите их роль в тексте.

 

5. Вспомните, что такое градация. Приведите примеры использования градации при описании ледохода.

6. Найдите примеры разговорного стиля по образцу.

 

Страница 181

Живое слово 

1. В рассказе «Москва-река» приводится легенда о происхождении названия города Звенигорода. Вспомните, как называются подобные легенды. Знаете ли вы историю названия вашего села, посёлка, города? Запишите её, указав источник информации.

 

2. Если вы хотя бы раз были на рыбалке, воспроизведите свои впечатления. Постарайтесь дать художественное описание одного-двух наиболее ярких эпизодов.

 

 

Константин Георгиевич Паустовский

Мещёрская сторона (В сокращении)

Страница 193-194

1. Чем богата Мещёрская сторона? Почему леса, луга, воздух — огромное богатство страны? Подберите из «Мещёрской стороны» текст для изложения с элементами рассуждения.

2. Сгруппируйте все эпизоды и детали, где говорится о поезде и паровозе, узкоколейке. Подготовьте пересказ, близкий к тексту: «Через Мещёру». Выпишите слова и словосочетания, благодаря которым поезд и паровоз воспринимаются как художественные образы.

 

 

3. «Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет». В чём смысл этой фразы? Как бы вы сказали о подобном явлении?

4. Приведите примеры таких случаев. Подберите фрагмент, где цветоизображение является основным способом создания образа-пейзажа.

 

5. Найдите в каждой части «Мещёрской стороны» словосочетания (существительное + прилагательное) с единственным, наиболее точным эпитетом. Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно это слово.

Образец: 1) «Обыкновенная земля»: воздух прозрачный, гул океанский, хвоя рыжая...

2) «Первое знакомство»: старуха древняя, дед косматый...

Выразительности прозы К.Г. Паустовского способствует частое использование сравнений. Умелое включение в канву повествования этого художественного средства помогает читателю представить изображаемое. У Паустовского есть интересное замечание: «Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читатель не увидит за ними, какие бы ударные слова писатель ни выбирал». Чаще у художника слова мы находим сравнительные обороты с союзами как, словно, будто, например: «...трава на рассвете покрывается инеем, как снегом».

6. Найдите подобные сравнения. Подумайте, какую выразительную роль они играют в тексте.

 

 

7. Найдите в тексте сравнения, в которых встречаются слова в переносном (метафорическом) значении. Объясните, почему эти сравнения поражают нас яркостью, необычностью, свежестью.

8. Одним из средств создания настроения является употребление повторов как стилистического приёма. Приведите один-два примера.

 

9. Прочитайте внимательно главу «Первое знакомство», в которой даётся беседа пассажиров поезда. В языке участников разговора (косматого деда, бабы-соседки) много слов, свойственных простым крестьянам, не обученным грамоте: ихнее, откуль, летошний год.

Продолжите этот перечень «неправильных слов» в языке попутчиков, создающих правдивую речевую характеристику крестьян.

10. Самостоятельно проанализируйте главу «Бескорыстие». Какова роль заглавия для понимания смысла?

 

11. Рассмотрите иллюстрации к повести К.Г. Паустовского. Подберите ряд эпитетов, в которых было бы передано состояние природы, изображённое в этих работах. Вы можете найти подходящие эпитеты в тексте повести.

Смотрите также: