ПОЭЗИЯ XX ВЕКА О РОССИИ
Страница 292
Вопросы и задания
1*. Перед вами стихи поэтов ХХ века о России. Как вы думаете, что сближает их с прочитанными вами стихотворениями о России поэтов ХIХ века, а что отличает от них?
2. Какое из приведённых стихотворений вам особенно понравилось? Почему?
3. Дайте развёрнутую характеристику двух стихотворений. Какие художественные средства используют поэты и с какой целью?
4. Выучите наизусть одно-два стихотворения о Родине поэтов ХХ века. Послушайте выразительное чтение стихотворения И. Северянина «Запевка».
5*. Познакомьтесь с другими стихотворениями о России, написанными русскими писателями XX столетия. Об одном из поэтов вы можете подготовить сообщение, дополнив его компьютерной презентацией.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир
Страница 296
1. Что вы узнали о драматурге и поэте У. Шекспире?
Уильям Шекспир — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира. Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.
2. Имена каких переводчиков Шекспира вам известны? Какие произведения поэта они переводили?
За всю историю было очень много переводчиков, всех и не перечислишь. Из основных, кого действительно читают и чьи переводы можно найти в сети, можно назвать Апполона Григорьева, Самуила Маршака, Александра Финкеля, Пастернака и Владимира Тяптина. Если вы хотите почитать сонеты Шекспира, то их переводами занимались все без исключения, все получили медали и награды за переводы, поэтому смело можете читать любого автора.
Сонеты
Страница 299
1. Определите тему каждого сонета. Предложите название для каждого стихотворения.
Я думаю тема этих сонетов одна о несбывшейся мечте, о несчастной любви героя. Как он пытается вернуть любимую. Например название для сонета 30: Голоса былого 54: вся прелесть правды 90: одна беда - твоей любви лишиться навсегда.
2. Где в сонете № 30 описание, а где — разрешение темы?
Описание начинается со строк: "когда на суд безмолвных тайных дум " до "и все, что в жизни мне казалось мило" Все остальное разрешение темы.
3. В чём иносказательный смысл сонета № 54?
Красота не должна лгать.
4. Наиболее частый художественный приём в сонетах — прямое и скрытое сравнение. Что с чем сравнивается в сонете № 102 и как это сравнение помогает лучше понять разрешение темы, финальную часть стихотворения?
Шекспир сравнивает признание в любви с пением соловья, в любви не признаются часто, признался и умолк, подобно соловью.
5. Выучите наизусть один из сонетов У. Шекспира.
Мацуо Басё
Страница 307
1. Каким вы представляете себе Басё?
2. Какие чувства и мысли вызвал у вас образ жизни Басё и его отношение к творчеству?
Он жил "настоящей" жизнью. Не обращая ни на кого внимания, как считал нужным сам. В его душе присутствует важное качество, которому можно поучится современным людям: отсутствие привязанности к одному месту. Он не сильно расстроился из-за того, что его хижину разрушали, потому что он не видел счастье в материальных вещах.
3. Басё довольствовался малым. Докажите этот тезис фразами из статьи.
Ну, он же отрёкся от семьи, не захотел становиться Самураем. И предпочёл жизнь бедного писателя, нежели богатого самурая. Зато он стал свободен.
4. Определите на основании статьи основные принципы написания хокку (хайку).
Страница 313
1*. Почему для более глубокого понимания хокку важно знакомство с японской культурой?
2. Владимир Соколов утверждает, что хокку — это «не стихи, а образ жизни». Раскройте эту мысль на примере жизни Басё.
3. Возьмите любое стихотворение Басё и определите в нём содержание тезы, антитезы и катарсиса.
4. Выучите наизусть несколько стихотворений Басё.
Живое слово
1. Попробуйте самостоятельно сочинить хокку.
2. Япония — страна с богатыми чайными традициями. Найдите о них материал и подготовьте сообщение.
Джонатан Свифт
Путешествия Гулливера (Фрагменты)
Страница 320
1*. Вспомните содержание понятий «фантастика», «аллегория», «сатира», «ирония», «гротеск». Проиллюстрируйте определения примерами из прочитанных фрагментов «Путешествий Гулливера».
2. Что в представленных отрывках высмеивает Свифт?
3. Какие рассуждения рассказчика, на ваш взгляд, не потеряли своей актуальности и в наши дни?
4*. Прочитайте книгу «Путешествия Гулливера» полностью. Составьте компьютерную презентацию по содержанию одной из частей романа. Расскажите о центральных образах и объектах сатиры.
Роберт Бёрнс
Страница 322
1. Какие детали из биографии Р. Бёрнса помогли вам лучше представить образ поэта?
2. Запишите краткий план статьи и подготовьте рассказ о поэте по этому плану.
Возвращение солдата
Страница 325
1. О чём стихотворение Р. Бёрнса?
Стихотворение Роберта Бернса "Возвращение солдата" рассказывает о том, как после окончания войны солдат возвращается в родные места и встречает свою Анну - девушку, которую он любил до войны. Анна дождалась солдата, хотя уже не надеялась, что он вернется. Солдат беден, у него ничего нет, кроме его солдатской чести, но он все равно счастлив, что вернулся живым и встретил свою любовь.
2. Попробуйте определить жанр произведения. В случае затруднений вернитесь к разделу «Песни». Какой народный песенный жанр напоминает вам стихотворение? По каким признакам вы отнесли его к этому жанру? Обоснуйте свой выбор.
Джон Ячменное Зерно
Страница 327
1. Какими качествами наделяет Бёрнс своего героя? Почему он вызывал ярость и ненависть у трёх королей?
Какими качествами наделяет Бёрнс своего героя?
Легенда Бернса повествует о народном герое, любимце людей, Джоне. Автор наделяет героя смелостью, отвагой, способностью выживать в любых условиях. Неубиваемый Джон воскресает каждый раз в новом виде, это говорит о силе, жажде жизни, изворотливости и стойкости Джона. Весёлый, неугомонный, вежливый и решительный. Любовь к родине, свободе, непокорность королям делают Джона патриотом и символом независимости народа.
Почему он вызвал ярость и ненависть у трех королей?
Джон непокорный, символ непобедимости и стойкости народа, отстаивающего свою свободу и независимость от власти королей. Инакомыслие, жажда свободы и независимости-это причина ярости и ненависти королей. Шотландцы-очень вольнолюбивый народ, баллада стала очень популярной, благодаря смыслу-торжество жизни над смертью, и свободы народа, которую никто не может отобрать у Джона, он непобедим и весел.
2. Во что превратили Джона его враги? В чём скрытый смысл этого превращения?
Из Джона Ячменное Зерно сварили пиво. Смелого борца Джона Ячменное Зерно зарыли в землю, потом срезали колос, обмолотили и из отвеянных зерен сварили пиво, которое бодрит и веселит людей. Смысл превращения, я считаю, в том, что ничто не уходит навсегда - все оставляет след или превращается во что-то еще.
3. Джон Ячменное Зерно — образ-персонаж? Или его имя — это метафора? Перечитайте очень внимательно строфы от слов «Настало время помирать...» до слов «И души веселит». Какие действия подробно и реалистически изображены в тексте? Вспомните определение аллегории. Приведите примеры аллегории из текста стихотворения.
4. Стихотворение Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно» написано в жанре баллады. Постарайтесь обосновать этот тезис. Для этого вспомните определение баллады и изученные вами произведения в этом жанре.
Баллада – это лиро-эпический жанр, который представляет собой повествовательную песню.
Стихотворение Р. Бёрнса "Джон Ячменное Зерно" можно отнести к жанре баллада по признакам:
1. Событийный сюжет.
2. Загадка, тайна, мистика.
3. Имеет зачин и концовку.
4. Образ повествователя.
5. Богатство выразительных средств.
Примеры: А.С.Пушкин - "Песнь о вещем Олеге"; М.Ю.Лермонтов - "Воздушный корабль"; Н.А.Некрасов - "Извозчик", "Секрет"; А.В.Кольцов - "Хуторок"; Р.Решина - "Могила неизвестного солдата"; В.А.Жуковский - "Светлана";
5. Какова художественная идея баллады? Свой ответ обоснуйте.
В застольной песне Бернса «Джон Ячменное Зерно» традиционный образ святочной песни - образ трех царей-волхвов - перевоплощается в образ злодеев-деспотов и тиранов,
а Сам Джон Ячменное Зерно оказывается в подтексте символом извечной непобедимости и жизнестойкости народа.
Судьба Джона Ячменное Зерно изображена так, что ее можно понять и буквально,
и метафорически, причем двойной смысл придает особую прелесть лукавому, насмешливому тону всей вещи.
В балладе в иносказательной форме выражена мысль о бессмертии народа.
6*. Познакомьтесь с другими произведениями Р. Бёрнса. Определите их тему и главную мысль.