ГДЗ по обществознанию 7 класс учебник Никитин, Никитина параграф 8









1. Являются ли социальные нормы регуляторами общественных отношений? В чём это проявляется? Приведите примеры.

Социальные нормы являются главным регулятором поведения людей в обществе с помощью дозволений, предписаний и запретов. Например:

1) Правовые нормы (в РФ убийство запрещено Уголовным Кодексом под угрозой наказания) - регулируются государством

2) Моральные нормы (мальчик уступил бабушке место в автобусе) - регулируются совестью и общественным мнением

3) Обычаи и традиции (каждый год 8 марта мужчины дарят девушкам цветы и другие подарки) - являются привычными для членов общества

 

2. Как возникали и развивались социальные нормы?

общепризнанная теория - возникновение соц норм началось с переходом от животной стадности человека к обществу. (хотя с теорией дарвина можно поспорить), когда стала появляться потребность в том чтобы каждый индивид подчинился требованиям общества, так как это уже стало обычаем.

нормы бывают: 

правовые
политические
моральные
семейные
религиозные
деловые
корпоративные
эстетические
нормы обычаев,традиций, привычек
правила этикета, корректности, приличия, обрядов, ритуалов.

3. Сравните понятия «мораль» и «право». В чём их сходство и различия?

 

Цель одного и другого понятия это регулирование общественных отношений. Разность в том, что право - регулируемая государством норма, которая документально закреплена и имеющая конкретные санкции за нарушение норм права. Мораль же не охраняется государством и не санкционируется им. За соблюдением норм морали наблюдает общество. За их нарушение можно получить лишь неодобрение со стороны социума. Нормы морали нигде не зафиксированы формально.

 

4. Объясните смысл высказывания: «Совесть есть закон законов» (А. Ламартин, французский поэт).

 

Я считаю, что смысл данного высказывания тот факт, что каждый закон, который издавался, который издается, и которой издастся в будущем должен издаваться человеком совестным, который с чистыми намерениями издает закон, которому будет следовать народ.

5*. Как соотносятся правовые и религиозные нормы? Приведите примеры влияния религии на право в христианских и мусульманских странах.

Правовые нормы закреплены в законах, и там же написано, какие последствия наступят за их несоблюдение. Последствия эти будут обеспечены действиями других людей (полиция, суд, тюремный персонал и тому подобные).

Религиозные нормы закреплены в религиозных текстах или в обычаях конкретной общины верующих. Последствия за их несоблюдение обеспечивает бог, причём обычно в загробной жизни.

Часто в правовых нормах закрепляются некоторые изначально религиозные нормы. Так, в христианстве считается, что у мужчины может быть только одна жена — и в тех странах, где христианство является основной религией, по закону жена у мужчины может быть только одна. В мусульманстве же считается, что жён может быть несколько, при соблюдении ряда условий - соответственно, и по закону в таких странах допустимо многожёнство.

 

6. Что такое нравственный человек? Как вы это понимаете?

Нравственный человек- человек, поступающий по указанию души, тот кто делает добро.

7. В чём вы видите смысл жизни? Приведите примеры.

Смысл жизни заключается в продолжении рода

 

8. Можно ли любить свою Родину, ненавидя её недостатки?

Я считаю, что любить свою Родину можно, даже, если у нее много недостатков. Нам могут не нравится законы или правительство, новые реформы, но ведь Родиной она от этого не перестает быть. Родина - это близкое душе место, где каждая береза может быть родной, где старый развалившийся дом милее небоскребов. Родина - это традиции, которые закладываются в нас с детства. А дети воспринимают родные места без недостатков, им не интересна политика или экономика. Просто место, где они родились и выросли становится им родным.

9. Нужно ли человеку знать нормы права? Приведите примеры из жизни.

Нормы права или закон - это правила, которые связывают всех людей, живущих в сообществе. Законы защищают нашу общую безопасность и обеспечивают наши права как граждан от злоупотреблений со стороны других людей, организаций и самого правительства. У нас есть законы, которые помогают обеспечить нашу общую безопасность.

Нормы права проверяет злоупотребление властью со стороны представителей власти. Кроме того, закон наделяет отдельных лиц правами, которые не могут быть легко отобраны. Закон, по крайней мере, в теории, относится ко всем одинаково без какой-либо дискриминации. Его верховенство гарантирует, что ни один человек не может претендовать на то, чтобы быть выше закона. Это обеспечивает соблюдение принципов естественной справедливости, таких как: предоставление разумных возможностей, беспристрастность решения и т.д. Это ведет к справедливости, как материальной, так и процедурной.

Те страны, в которых верховенство права является слабым - где правила существуют, но не соблюдаются или являются податливыми, - обычно оказываются в болоте беззакония и коррупции. Каждая страна - будь то на Западе или в развивающемся мире - должна защищаться от любого ползучего размывания первенства разумных, или создавать новую защиту.  

А верховенство закона обязательно будет слабым, если мы с нормами права не будем на ты. И чтобы закон действительно работал нужно знать нормы права.

 

10*. Классифицируйте нормы права по видам в зависимости от отраслей права.

Классификации норм прав
По юридической силе содержащего нормы акта
По отраслям права
По форме предписания
По форме предписываемого поведения
По кругу лиц
По времени действия
По сфере действия

Существуют также «специализированные нормы» К специализированным нормам относятся:

дефинитивные
декларативные
оперативные
коллизионные 

Л. Н. Толстой. Обращение к юношеству

1. Каковы ваши впечатления от прочитанного?

Эта статья актуальна и сейчас. Писатель дает молодому поколению совет, чтобы они слушали лишь самих себя. Молодые люди должны знать, зачем они живут, для чего. Он считал, чтобы молодые люди стали настоящими личностями, то они должны отвергнуть те мнения в обществе, которые им навязывают, дают им стереотипы. Он хотел, чтобы молодежь сама искала свои пути , чтобы достигнуть своих целей, не обращать внимания на своих родителей, которым не удалось воплотить свою мечту. Он дает молодежи советы , чтобы они жили по своим законам, не старались быть лучше для людей. Писатель считает, что молодежь не должна стремиться к стандартам успеха, молодым людям надо все самим переживать и относиться ко всему  с критикой, находить свой опыт. Писатель написал эту статью, чтобы молодые люди искали свой единственный путь, прислушивались  к себе и доверяли себе.

2. Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой написал это «Обращение к юношеству»?

Для многих не является секретом то, что Толстой придавал большое значение воспитанию в детях христианского отношения к миру и своему служению в нем. Он был известным педагогом и детским писателем. Вспомним, как писал о своем детстве Лев Николаевич Толстой: "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как ни любить, ни лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений… 

3. Какой главный вывод вы можете сделать из прочитанного? Согласны ли вы с автором?

Каждый молодой человек должен стать самостоятельным, доверять себе, своим ощущениям, но помнить Бога, Царствие Божие и его правду. Тогда все у этого молодого человека сложится как нельзя лучше.

4. Что составляет «божественное начало» в человеке, как считал писатель?

Его душа

5. Какие начала «мудрости людской» имел в виду Толстой?

Никому не верить, а верить себе самому и верить в Бога.

6. Актуально ли это обращение великого писателя к молодёжи в наше время? Обоснуйте свой ответ.

Актуально

 

Дж. Локк, английский философ

1. Как автор, по вашему мнению, понимает свободу?

Локк считал, что естественное состояние человека это полная свобода действий и возможность распоряжения своим имуществом и личностью.
Защита закона природы и проведение его в жизнь в естественном состоянии обеспечивается властью каждого человека.
Свобода мнений- по Локку, неотъемлемое право человека.
Он полагал, что в сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

2. Согласны ли вы с этим мнением? Обоснуйте свой ответ.

3. Как понимает право английский философ? Он говорит о нём как о положительном или отрицательном факторе, влияющем на свободу людей?

4. Противоречат ли «свобода людей» и «постоянные правила для жизни», по мнению автора? А как вы думаете?

Если есть право, то есть и обязанность. Это две неотъемлемые части. Да, у человека есть свобода, свобода в жизни, собственно которую никто и не отнимает просто так. Но да, жизнь также обязывает нас соблюдать правила и свободы, чтобы эта свобода у нас была. Некоторым кажется это нужно, скучно, бестолково (правила движения, например) но куда лучше соблюдать эти нехитрые правила, чем быть гордым и "свободным" от правил, но , например, вследствие автомобильной аварии инвалидом. Я думаю, свобода и постоянные правила- взаимно дополняющие друг друга.

5. Как вы считаете, если не будет норм права, будет ли свобода одного человека мешать свободе другого? Можно ли в обществе обойтись без норм права?

Я считаю, что обществу нельзя обойтись без норм права.В случае исчезновения норм права, которые являются одними из важных норм, свобода человека конечно же будет мешать свободе другого, ведь без норм права не будет  никаких границ. 

 

Классифицируйте в таблице социальные нормы и кратко охарактеризуйте их функции.

Нормы морали складываются в обществе как представления о добре и зле, чести, справедливости
Нормы права устанавливаются государством
Нормы морали не являются обязательными
Нормы права обязательны для всех граждан государства
Нормы морали не закрепляются, они держаться лишь в сознаниях людей
Нормы права закреплены в законах, правовых актах и т.д.

1. Дайте определение понятия «социальные нормы».

Социальная норма – это правило поведения, регулирующее общественное отношение.

2. Перечислите виды социальных норм.

нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

3. Что в них общего?

Все виды социальных норм объединяет то, что они являются регуляторами поведения людей в обществе, могут вызвать определенные виды санкций в случае их несоблюдения.

4. Кратко охарактеризуйте все виды социальных норм.

Мы можем классифицировать социальные нормы следующим образом:

• правовые нормы;

• моральные нормы;

• религиозные нормы;

• Исторически сложившиеся нормы, которые являются частью привычек людей (а ими могут быть и обычаи, и традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения)

По способу регулирования бывают такие нормы:

 Формальные (правовые нормы)

• Неформальные (моральные нормы)

По степени направленности:

Запрещающие: (введение социальных норм, направленные на запрет какой-то активности) – например, нельзя нецензурно выражаться в общественных местах.

Предписывающие: (данные нормы определяют какой тип поведения будет обязательным или, наоборот, нежелательным в том или ином случае)

По методу регулирования:

Императивные: (Социальные нормы, выражающие обязанность индивида) – например, у президента есть обязанности

Диспозитивные: (правовое предписания, исполнение которого обязательно только в том случае, если стороны общественных отношений не согласовали иной вариант).

По масштабу:  

• Межличностные (регулирует отношения между двумя людьми) – пожелать доброго утра жене

• Внутригрупповые (Затрагивают социальную группу) - носить костюм на работу, или школьную форму в школу.

 Национальные (народ или нация) – празднование Рождества/Нового года

• Общечеловеческие (определяется поведение человека) - носить брюки или юбку на улице, также как обувь

По сфере действия:

• Обычаи и традиции – определяют массовое поведение, то бишь поведение всего народа или даже нации.  

• Нравственные нормы - поведение и разговоры против других людей

• Правовые положения – государство регулирует и вводит эти нормы, так что это могут быть законы, нормативные акты; также государство при необходимости вносятся поправки, направленные на защиту и поддержание государственного и общественного порядка.

• Религиозные нормы – призваны регулировать межличностные отношения, связанные с верой в сверхъестественные силы, и отношения с Богом.

• Эстетические нормы – определяют представление человека о красоте и некрасивом, хорошем и плохом.  

 

5. Как исторически шло развитие социальных норм от регулирования отношений в первобытном обществе к многоплановому регулированию отношений в современном обществе?

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи, первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания

VI. Заполняем схему

Укажите в схеме отличия правовых норм от норм морали.

Смотрите также: