ГДЗ по истории 8 класс учебник Андреев, Ляшенко § 11. Елизавета Петровна и её окружение

1. Кто мог претендовать на престол после смерти Анны Иоанновны? С какими трудностями столкнулись её сторонники?

Посла смерти Анны Иоанновны на российский престол могла претендовать дочь Петра I – Епизавета Петровна, внук Петра I (сын Анны Петровны), двоюродный внук Анны Иоанновны (сын Анны Леопольдовны, племянницы Анны Иоанновны)

2. Кто поддержал восшествие на престол Елизаветы Петровны?

Партия, поддерживающая Елизавету, состояла из ее ближайшего окружения – Алексея Разумовского, Петра и Александра Шуваловых, Михаила Воронцова, лейб-медика Иоганна Лестока и французского посланника маркиза де Шетарди. 

1. Охарактеризуйте личность Елизаветы Петровны.

Вступив на престол, Елизавета упразднила систему правления кабинета министров, которая использовалась ее предшественниками, и формально воссоздала Сенат, созданный ее отцом. В результате этой и подобных мер ее правление характеризовалось возвращением к принципам и традициям Петра Великого.  

Фактически, восстановление Сената как главного руководящего органа было только номинальным (страна действительно управлялась ее частной канцелярией), и императрица фактически отменила некоторые из главных реформ ее отца.  

Кроме того, вместо того, чтобы взять на себя доминирующую роль в правительстве, как это делал Петр, Елизавета занялась придворными и церковными мероприятиями и покупкой стильной западной одежды. Она также поддержала развитие образования и искусства, основав первый в России университет (в Москве) и Академию художеств (в Санкт-Петербурге) и построив экстравагантный Зимний дворец (тоже в Питере).  

Она оставляла контроль над большинством государственных дел своим советникам и фаворитам, под руководством которых эффективность российского правительства была ограничена постоянными судебными интригами; финансовое положение страны ухудшилось; и дворянство приобрело широкие привилегии за счет крестьянства.

Одновременно с этим рос престиж России как крупнейшей европейской державы. Под руководством Алексея Бестужева-Рюмина, который пользовался полным доверием Елизаветы, страна твердо придерживалась проавстрийской, антипрусской внешней политики, аннексировала часть южной Финляндии после войны со Швецией (1741–43), улучшила свои отношения с Великобританией, и успешно провела военные действия против Пруссии во время Семилетней войны (1756–63).

Однако, прежде чем Россия и ее союзники, Франция и Австрия, смогли форсировать крах Пруссии, Елизавета умерла, оставив свой трон своему племяннику Петру 3, который был большим поклонником Фридриха 2 Великого из Пруссии и вывел Россию из войны.

2. Какие качества императрицы отрицательно влияли на управление государством?

Скрытность, подозрительное отношение к окружающим, мнительность, боязнь потерять престол сочетались у Елизаветы с нерешительностью, почти полной несамостоятельностью в государственных делах. Располагая огромной властью монарха, она использовала эту власть прежде всего для удовлетворения своих многочисленных прихотей и капризов.

1. Какую роль в управлении страной играли фавориты императрицы?

Одним из самых известный фаворитов Елизаветы Петровны был покровитель учёных, очень умный и начитанный человек Шувалов. Именно с подачи Шувалова был отрыт Московский университет. Шувалов поддерживал и Ломоносова и других молодых и рьяных талантливых учёных, пиитов и музыкантов.

Но любить Елизавета по-настоящему будет только Разумовского, полюбив малоросса за прекрасный голос, Елизавета тайно сочетается с ним браком. Разумовского будут называть "ночным императором" . После смерти Елизаветы Петровны,удалиться от двора. Фаворит новой императрицы Екатерины II, Григорий Орлов будет метить в императоры, он пришлёт к Разумовскому людей, с целью добыть документ, свидетельствующий, о заключении брака между дочерью Петра Великого и малоросским казаком Разумовским. На глазах посланцев Орлова, поцеловав ценную бумагу Разумовский бросит её в камин.

2. Какое влияние на развитие образования и культуры оказал И. И. Шувалов?

Шувалов содействовал развитию русской науки и искусства, оказывал покровительство учёным, писателям и художникам. В числе прочего он поддерживал многие начинания М. В. Ломоносова. Под его покровительством в 1755 году был основан Московский университет (Шувалов стал его первым куратором), а в 1757 году создана Академия художеств (Шувалов был её президентом до 1763 г.). 21 сентября 1757 года был произведён в генерал-поручики.

1. С чем связан расцвет фаворитизма в Европе XVIII в.?

Фаворитизм наибольшего «расцвета» достиг в эпоху дворцовых переворотов. К причинам, вызвавшим «всплеск» данного явления следует отнести:
ослабление династии
нахождение на троне женщин, которые не могли управлять государством самостоятельно и поддавались влиянию интриганов

2. Каким образом явление фаворитизма отражалось на состоянии Российского государства?

1. Прочитайте эпиграф к параграфу. Почему историк считает приход Елизаветы I к власти нелегитимным (незаконным)? Почему царствование императрицы приобрело патриотическую направленность? Чьи интересы защищала власть?

2. Каковы причины дворцового переворота 1740 г.? Сравните его с воцарением Екатерины I. Выявите общие черты и различия этих событий.

В 1740 скончалась Анна Иоанновна и вскоре ее сподвижник Эрнст Иоганн Бирон был свергнут гвардией и фельдмаршалом Минихом. Главной причиной этого переворота следует считать назначение Бирона регентом по завещанию Анны Иоанновны. Рост его влияния никому особо не нравился.
            
Трон достался младенцу Иоанну VI и регенту Анне Леопольдовне, но в 1741 году их свергли гвардия и дочь Петра I – Елизавета. Причины были внешние и внутренние:

Стремление французского посланника разрушить русско-австрийский альянс, а заодно и спровоцировать войну России и Швеции.
Популярность Елизаветы I в гвардейских кругах и ее собственное желание получить престол.

3. Почему в правление Елизаветы I не произошло возврата к Петров­ским реформам?

4. О чем свидетельствовало развитие фаворитизма в России XVIII в.?

5. Почему в условиях абсолютизма личные качества монарха приоб­ретали особое значение?

Почему поэт славит имя Елизаветы как поборницы просвещения?

Воцарение Елизаветы Петровны — закономерный этап развития по­литической системы в России или историческая случайность?

А. Воцарение Елизаветы Петровны обусловлено в первую очередь политическим курсом Анны Иоанновны. Проблемы внутренней и внеш­ней политики требовали решительного правителя на престоле.

Б. Засилье иностранцев в руководстве страной вызывало недоволь­ство гвардии и дворянства. Восшествие на престол дочери Петра I от­вечало их интересам и стало закономерным этапом развития политиче­ской системы Российского государства.

В. Приход к власти Елизаветы Петровны стал случайностью, стечени­ем обстоятельств. Императрица не обладала решительным характером, не стремилась к власти и не имела склонности к государственной дея­тельности.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: