ГДЗ по истории 8 класс учебник Арсентьев § 20. «Благородные» и «подлые»: социальная структ

1. Объясните, что такое гильдия.

Гильдия - объединение городских жителей (ремесленников или купцов), занятых общим делом, для получения прибыли и корпоративной организации. В России гильдиями назывались объединения купцов, которые ранжировались по богатству и доступным капиталам. В первую гильдию входили наиболее богатые купцы.

2. Как государство решало вопрос обеспечения землей новых дворян?

В России существовало большое количество государственных земель, принадлежавших непосредственно императору. В том числе в них входили вновь присоединяемые территории, на которых не существовало своего дворянства. На таких землях могло быть выделено поместье вновь производимому во дворянство. Часто, однако, дворянство было титулярным, то есть, вообще не связанным с владением землёй; так, чиновнику, выслужившемуся по Табели о рангах, полагалось возведение во дворянство, но не полагалось наделения каким-либо поместьем, такой новый дворянин мог приобрести имение, но не получал его бесплатно.

3. Как помещики получали доходы от своих хозяйств? Какие товары производились в помещичьих хозяйствах? Какие из них шли на экспорт?

Так как не многие крестьяне могли уходить в город на заработок, то помещикам приходилось увеличивать оброк и количество дней на барщине. Это способствовало тому что помещики опять получали натуральный оброк. И всё что у них выращивалось шло на экспорт в основном это был хлеб, масло и многое другое.

4. Как повлияли на систему городского управления изменения в составе горожан?

Влияние на систему управления и развитие городов произвело распоряжение Екатерины 2 в 1785 году. Этот документ назывался «жалованная грамота горожанам», он был обнародован 21 апреля. 

Согласно нему были определены новые учреждения для городских выборов. Это были магистраты. 

Жители города были чётко поделены в соответствии с их социальным и имущественных статусом. Эти сведения о населении записывались в специальную книгу обывателей. Грамота наделила сословий купцов и мещан основами самоуправления. Также документ обязывал каждые 3 года созвать совет, состоящий из самых влиятельных горожан. Этот совет назывался «градское общество». 

Управление городами осуществлялось градской думой, в составе которой был глава и 6 гласных. Суды разделились на два типа: для дворян и для простых горожан. Магистраты и суды являлись судебновыборными организациями, но избирались отдельно. 

Благодаря жалованной грамоте все городские жители, именуемые также обыватели, получили равноправный статус и были сословно объединены, не взирая на род их занятий. Сюда вошли купцы, мещане и все виды ремесленников. Екатерининская грамота поставила точку в процессе формирования общества городов. Это позволило городам более гармонично внутренне организовываться и развиваться. 

5. Какие признаки позволяли делить крестьян на зажиточных, средних и беднейших?

6. Что составляло основу крестьянского хозяйства? Какие товары могли производить крестьяне? Какие услуги они могли оказывать?

Из «Инструкции, по которой в домашних и деревенских порядках исполнять неотменно следующее» Т. Текутьева

Едва не все холопи и крестьяня должности к господу Богу не знают и в церковь для молитвы не только в свободное время, но и в великие праздники, в воскресные и торжественные дни ходить, в положенные посты говеть и исповедыватца не любят… Леность, обман, ложь, воровство бутто наследственно в них положено. Пьянство, лакомство, суеверство, примечание, шептуны – лутчее их удовольствие… милости, показанной к ним в награждении хлебом, деньгами, одеждою, скотом, свободою, не помнят, и вместо благодарности и заслуг в грубость, леность, в злобу и хитрость входят…

1. Как оценивает своих крестьян помещик?

2. Согласны ли вы с такой характеристикой крепостных крестьян? Свой ответ обоснуйте.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Составьте схему (в тетради), демонстрирующую категории горожан в России в конце XVIII в.

2. Найдите в Интернете описание одного из помещичьих хозяйств, где имелось какое-либо несельскохозяйственное производство. Опишите технологию разделения труда работников.

4. Докажите, используя дополнительные материалы, зависимость российской экономики в конце XVIII в. от западноевропейских промышленных товаров.

Хотя в 18 веке Россия выделялась преимущественно аграрным производством, в ней уже начали появляться первые подобия мануфактур. Новые процессы появлялись везде, и не только в сфере производства, но и во всех сферах жизни страны. Россия продавала в основном хлеб и сельскохозяйственную продукцию, но часто ввозила машины и механизмы, нужные для мануфактур. Отечественного производства пока не было, так что приходилось пользоваться исключительно импортными машинами и технологией.

В транспортной сфере также было не обойтись без импорта, ведь главными видами транспорта были водный и тягловой транспорт. Паровозов не было, как и железных дорог, и собрать их с нуля было невозможно. Опять же пришлось обратиться за этим в Европу, где все нужные компоненты и механизмы уже были. 

К концу 18 века начали строиться новые заводы, которые были намного эффективнее уже существовавших. В них использовалось новое оборудование, а методы были более эффективными, чем в ранее существовавших. Для них требовалось оборудование, которое привозилось из западных стран, и до тех пор, пока отечественное оборудование не стало достаточно качественным, чтобы заменить зарубежные машины, приходилось привозить механизмы из-за границы.

Так как мануфактуры производили многое, российская экономика сильно зависела от западноевропейских товаров.

5. Выясните, что препятствовало модернизации промышленности в России. Поразмышляйте, возможен ли был промышленный переворот при Екатерине II.

Модернизации промышленности в России препятствовало крепостное право. Оно было дешевым, не требовало инвестиций и развития, а также устраивало дворянство, на которое обычно опиралась власть монарха.

Из-за крепостного права, у дворян не было навыков ведения предпринимательской деятельности, вложений и инвестиций в промышленность не производилось, поэтому производительность труда не увеличивалась. В итоге страна оставала экономически от других государств.

Промышленный переворот при Екатерине II не был возможен. Дело в том, что Екатерина II была убеждена во вредной сути промышленного переворота, происходившего в западноевропейских странах. Поэтому промышленность в период ее правления развивалась довольно слабо, а крепостной труд, наоборот, "переживал расцвет".

Промышленный переворот не был возможен при Екатерине II еще и потому, что тем самым она бы настроила против себя дворянство и ее свергнули с таким же успехом, как она свергнула Петра 3, когда его рейтинг крайне сильно упал.

К тому же Екатерина II считала, что промышленный переворот хранит в себе опасность для государственности.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: