ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 118-160

Страница 118

СЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН

Лев Ошанин. «Дороги»

1. Чем отличается чтение актёра от исполнения песни? Как проявляются чувства исполнителей при чтении стихотворения и исполнении песни?

2. Какова доля солдата? Почему нельзя позабыть эти дороги? Понравилось ли вам исполнение Ларисы Казаковой и Николая Лазарева? Чем? Какие слова и почему повторяются в песне.

3. Как вы понимаете строки:

Знать не можешь

Доли своей...Может, крылья сложишь

Посреди степей.

А кругом земля дымится,

Чужая земля.

4. Постарайтесь вместе с друзьями подготовить исполнение этой песни.

Страница 119

ЛУШАЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСЕН

Алексей Фатьянов. «Соловьи»

1. Почему солдатам стало не до сна?

Соловьи напоминали им о мирном времени, о родных землях, без войны, о доме и родных.

2. Что вспоминается солдату перед боем?

Вспоминают самое родное и дорогое для них, дом, родных, родителей, то ради чего они встали на защиту своей родины.

3. Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?

Не тревожить, потому что впереди у них сражения, им нужно выстоять, победить, и набраться сил. Он просит не отвлекать солдат грустными и тоскливыми мыслями, навеянные их пением

4. Какие интонации преобладают в стихотворении, прочитанном актрисой, и в песне? Какие чувства и настроения выражены сильнее в чтении стихотворения, а какие — в исполнении песни?

5. Что в наибольшей степени способствует музыкальности текста — рифмы, ритм, повторы?

Страница 122

1. Стихотворения и песни о войне — это выражение тревоги, горечи, сожаления, страдания. Подумайте, какую тему затрагивает каждая из песен.

2. Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о поте рях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат? Что сближает фронтовые песни с песнями народными?

3. Каким чувством пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне? Прочитайте или напойте их. Какие из них вы раньше слышали дома, по радио, на концертах? Какая из них вошла в фильм? Как он называется?

Твардовский

Страница 124

1. Какие произведения Твардовского вам известны? Расскажите о них и о том, что вы знаете о жизни писателя.

Баллада «Рассказ танкиста». Это история танкиста о том, как мальчик помог ему найти и уничтожить пушку врага и тем самым победить в бою.
Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль— макушка лета...», «На дне моей жизни...». В них изображение природы служат фоном для размышлений о жизни.
Отец и брат писателя были раскулачены и сосланы в лагеря.
В 1939 году стал военным корреспондентом на финской войне (1939 - 1940 гг). Тогда был задуман герой юмористических занимательных рисунков, весёлый солдат Василий Тёркин.
С первых дней Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, начал наброски поэмы «Василий Тёркин». Характер героя изменился вместе с обстоятельствами.
Послевоенный период творчества Твардовского посвящён философской лирике.

2. Каково отношение Твардовского к истории нашей страны?

Твардовский изображает в своём творчестве современность, но это всегда такие важные, переломные моменты, которые входят в историю страны. Его поэзия пронизана историческим оптимизмом, то есть он верит в свой народ, его великое будущее, восхищается его трудолюбием, готовностью к подвигу, ярким языком, гуманностью, умом.

3. Что рассказывает литературовед А. Гришунин о художественных особенностях поэмы «Василий Тёркин» — рифме, языке, героях? Читая текст Твардовского, отметьте примеры, подтверждающие наблюдения литературоведа.

Литературовед А. Гришунин пишет, что в поэме много героев, среди которых как военные, так и мирные люди. Все вместе они составляют единый народ, «родные души». Язык поэмы простой, приближенный к разговорной речи, но при этом очень яркий. Рифма чаще всего тоже бесхитростна и проста. Стих мелодичный, ритмичный, использована аллитерация. Также среди литературных качеств Гришунин отмечает зримую образность, психологическую убедительность, точность художественной детали, речевую выразительность, афористичность.

Действительно, поэма читается легко и с удовольствием, её форма увлекает не меньше, чем содержание.

4. Прочитайте главы из поэмы, сравните свои впечатления от прочитанного с рассуждениями исследователя творчества А. Т. Твардовского.

Страница 157-159

1. Каким историческим событиям посвящены произведения Твардовского? О чём рассказывает читателю поэма «Василий Тёркин»?

Твардовский писал о современности. Поэма «Страна Муравия» описывает коллективизацию 30-х гг. «За далью — даль» — поэма о послевоенной жизни людей. Баллада «Рассказ танкиста» - эпизод из военной жизни. Самая известная поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» посвящена Великой Отечественной войне.

2. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как вы понимаете следующие строки:

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода, —Ни приметы, ни следа...Тем путём идут суровым,

Что и двести лет назад

Проходил с ружьём кремнёвым

Русский тружениксолдат...

Переправа, переправа...Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы —Ради жизни на земле.

В главе «Переправа» автор размышляет о том, что война уносит множество жизней, не всем дано перейти эту переправу живым и невредимым.

Цитата связывает описываемую войну со многими другими войнами, в которых участвовал «русский труженик-солдат». Конец у каждого свой: кого-то ждёт слава, а кого-то забвение. Но не ради славы идут на бой, а ради родной земли, близких, которых нужно спасти, ради будущего своей страны. Встать на защиту родины - это правое, святое дело.

3. С какой целью в разных главах поэмы автор повторяет слова: «Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы — / Ради жизни на земле»?

Повторяющиеся строки («Бой идёт святой и правый, / Смертный бой не ради славы -— / Ради жизни на земле») становятся лейтмотивом поэмы «Василий Тёркин», ведь в них заключена главная авторская мысль. Твардовский подчёркивает, что цель каждого русского воина - вернуть мирную жизнь на свою землю. А о славе и почестях они не думают.

4. Что подчёркивает автор в характере героя в главе «О на граде»?

В главе «О награде» Василий Тёркин изображён на привале, когда он мечтает о возвращении домой. Здесь он не совершает подвигов, а предстаёт перед читателем как весёлый парень. который умеет пошутить и поддержать товарищей. Якобы медаль ему нужна, чтобы нравиться девушкам. Он отважный солдат, но не ставит себя выше других, не хвастается своими заслугами.

5. В начальной главе «От автора» звучит гимн питьевой воде. Твардовский знал, как дорог солдату глоток воды. Что же поэт говорит о воде?

В главе «От автора» автор пишет, как важен глоток холодной воды на войне:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода
Лучше нет простой, природной —
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.

Далее Твардовский пишет, что не менее важны на войне простая здоровая фронтовая пища, хорошая шутка и правда. Другими словами, основные темы поэмы - это обычная военная жизнь, изображённая правдиво.

В этой вводной главе поэт как бы набрасывает «темы», которые будут раскрыты в поэме. Что это за темы?

6. В главе «На привале» поэт рассказывает о сабантуе. Что это такое? Как вы понимаете слова Твардовского о том, что Тёркин «просто парень сам собой / Он обыкновенный»? Итак, Тёркин «обыкновенный». Так ли это? Ведь дальше автор рассказывает о том, что Тёркин много воевал, достоин медали, трижды был окружён, задет осколком, он мог легко подняться «с места — в бой». Что скрывается за авторским определением «обыкновенный»?

Сабантуй - это праздник у татар и башкир после окончания весенних полевых работ. Твардовский использует слово в другом значении: это обстрел или атака противника.

Называя Тёркина «обыкновенным парнем», Твардовский хочет подчеркнуть, что среди русских солдат есть много подобных ему. В своём героическом персонаже автор собрал все лучшие качества. которые он хотел бы видеть в каждом бойце.

7. Можно ли сказать, что поэт показывает все тяготы войны?

В поэме изображены не только подвиги Василия Тёркина, но и трагические моменты войны: отступления, ранения, похороны. Да и подвиги даются главному героя нелегко.

8. Постарайтесь выстроить, опираясь на прочитанные главы по э мы, путь героя на вой не: это и будни, и бой, и сабантуй, и труднейшая переправа, и т. д. Показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?

В начале поэмы Тёркин знакомится с будущими однополчанами на привале. Это время для неспешной беседы и шуток. Василий быстро становится душой компании. Далее мы узнаём, что наш герой - опытный боец, который участвовал финской войне.
Тёркин переплывает ледяную реку, чтобы сообщить о том. что его взвод закрепился на другом берегу.
В военных буднях есть место и подвигу, и отдыху. и долгому ожиданию, и голоду, и холоду. Война - это тяжёлый труд. который нужно делать вместе, поддерживать друг друга.

9. Прочитайте главы, не вошедшие в учебник, и подумайте над следующими вопросами: как показывает автор в главе «Гармонь» трудную дорогу солдата и те немногие радости, которые выпадают на его долю в военные будни? Какие черты русского солдата открываются по мере преодоления фронтовой дороги?

В главе «Гармонь» Тёркин возвращается из госпиталя на фронт. Он радуется всему: новой шинели, здоровой руке, предстоящей встрече с однополчанами, попутному грузовику. Даже приближаясь к фронту, Тёркин и другие солдаты находят поводы для радости. Игра Тёркина на гармони развеселила всех, заставила на время отвлечься от горестных мыслей. русский солдат изображён Твардовским стойким, жизнелюбивым, творческим, весёлым, щедрым.

10. Какие эпизоды главы «Два солдата» перекликаются с фольклорными произведениями?

Глава «Два солдата» напоминает русские народные сказки о находчивом и умелом солдате. В частности, эпизод, когда Тёркин предлагает бабке пожарить сала, отсылает читателя к сказке «Каша из топора»

11. Можно ли сказать, что в главе «Кто стрелял» писатель стремится показать наивысшее напряжение, которое испытывает солдат на фронте? Подтвердите свой ответ строками из этой главы.

В главе «Кто стрелял?» Твардовский вспоминает о тех деталях мирной жизни, которым не место на войне. Солдат с горестью понимает, что «забыл, забыл, забыл, Как траву щипали кони». То, что было дорого, теперь очень далеко. Троекратный повтор передаёт эмоциональное напряжение бойка под атакой вражеского самолёта. А умирать ему не хочется никогда, особенно весной: «весной, друзья, от этой Подлой штуки - душу рвёт».

12. Известно, что Василия Тёркина многие солдаты считали своим однополчанином и никогда не расставались с книгой. Чем это можно объяснить?

Солдаты на фронте с нетерпением ждали каждого выпуска газеты с очередной главой из «Василия Тёркина». Он стал всем товарищем, его знали в каждом взводе. Герой Твардовского был близок русскому солдату своим неиссякаемым оптимизмом, чувством юмора, отношением к жизни и смерти. Тёркин - это собирательный образ, идеал русского воина.

13. Подготовьте устный или письменный (на выбор) рассказ — характеристику Василия Тёркина.

Василий Тёркин в строю с 1939 года, он участвовал ещё в финской войне. Он неоднократно был ранен, но всегда возвращался в строй. Он весёлый парень с чувством юмора, его шутка и прибаутки веселят и поддерживают товарищей. Тёркин совершает героические поступки, рискуя жизнью, готов к самопожертвованию ради общего дела. Он находчивый и смелый.

14. Каково ваше отношение к иллюстрациям художника Ореста Верейского, насколько они близки вашему представлению об эпизодах поэмы?

1. Характер Тёркина особый. Что его сближает с героями народных сказок, русскими богатырями Ильёй Муромцем, Алёшей Поповичем и др.?

Василий Тёркин весельчак и балагур, а ещё он находчив и никогда не унывает. Это сближает его с таким персонажем русских сказок, как Иван дурак, который только с виду прост, а на самом деле умён и сообразителен. Он всегда придёт на помощь, защитит слабого. Как русские богатыри Илья или Алёша. Он не боится смерти, всё ему по плечу. К тому же, Василий Тёркин исключительно положительный персонаж, эта особенность былинных и сказочных героев, которые всегда делятся, на резко отрицательных, и исключительно положительных.

Литературовед А. Л. Гришунин пишет: «Тёркин прост, но вовсе не простоват, не беден духовно. Ему дана от природы тончайшая душевная чуткость и деликатность, „высшая интеллигентность сердца“. Его жизнелюбие, феерическая талантливость, широта, доброта, щедрость отдачи и умение быть „от скуки на все руки“ — качества, необходимые всем в тягчайшей боевой обстановке».

Что вы могли бы добавить к этим словам исследователя о характере героя? Какими эпизодами можно подтвердить эти слова?

Василий Тёркин очень похож на солдата из народных сказок: весёлого, находчивого, умелого. Легко сходится с людьми, его сразу принимают однополчане, он находит общий язык со стариком из главы «Два солдата». Василий Тёркин смело смотрит в будущее, в шутку рассуждает о том, как вернётся в родную деревню, но вздыхает, понимая, что его фантазии могут и не сбыться. В критические моменты действует самостоятельно, демонстрируя смелость и находчивость (глава «Кто стрелял?»).

2. В поэме, кроме Тёркина, есть ещё герой, который проходит через весь текст, — это автор. Образ автора является посредником между героем и читателем. Книга написана с глубоким уважением к «другучитателю» (главы «О себе», «От автора» и др.). Каким вам представляется автор, его отношение к войне, к солдатам? Подготовьте устное сообщение на эту тему.

3. Необыкновенные читатели. Неискушённые в литературе читатели и слушатели поэмы полагали, что герой списан Твардовским с реального лица, хотя сам поэт неоднократно писал: «Тёркин не есть лицо, списанное с натуры, а лицо, как говорится, обобщённое». Как вы понимаете эти слова поэта? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.

Твардовский всю войну был на фронте и общался с солдатами. Его Василий Тёркин - это лучшее, что он видел в русских воинах. Один человек не может объединять в себе все черты характера этого многогранного литературного персонажа. Таким образом, герой поэмы - собирательный образ русского солдата-героя.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

«Василий Тёркин»

1. Какова главная мысль главы «Переправа»? Как бы вы прочитали строки?

Бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы —Ради жизни на земле.

Как звучат эти слова в чтении Михаила Лебедева?

Главной мыслью этой главы "Переправа" поэмы Твардовского "Василий Теркин" является изображение наших простых, русских бойцов во время боя на переправе, показать их смелость, героизм, доблесть, показать, что они не сдаются ни при каких условиях. Да, многие ребята в бою погибали и падали на дно, но тот, кто уцелел, хотел продолжать бороться дальше, до конца, до победы над врагом. Было холодно, лёд и снег, бойцы замерзали, кого-то несли в госпиталь растирать тело спиртом, а тот и не хотел сдаваться. Как только бойцу становилось лучше, он тут же хотел идти дальше на бой на переправу.

2. Найдите в прочитанном отрывке трагические и юмористические интонации.

3. Как вы понимаете строки:

Кому память, кому слава,

Кому тёмная вода...И совсем свои ребята

Сразу — будто не они...

Эти слова можно понять, так, что в этой войне некоторые люди погибнут, некоторые доживут до конца, а некоторые станут героями. У каждого своя судьба, но всех солдат, всех ребят объединяет стремление к победе и желание оставить жизнь для потомков.

4. Какие чувства поэта передаёт актёр в последних строках отрывка из поэмы?

Автор отдаёт дань бойцам и делает вывод, что главное не медали, а поступки.

5. Выучите наизусть отрывок из главы «Переправа» и прочитайте его в классе.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: