ГДЗ по литературе 8 класс учебник Коровина, Журавлев Страница 192-211

Страница 192

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Николай Рубцов. «Привет, Россия...»

1. Чему посвящено стихотворение Николая Рубцова?

Смысл стихотворения заключается в большей степени в том, что родной край-милее всего на свете, ни на что лирический герой не променяет свою избу в лазурном поле. По всей земле странствовал он, но нигде не было пристанища, лишь на Родине тихо и спокойно, любая буря ни по чем. В последней строфе будто объединяется весь смысл стихотворения: все, что необходимо для счастья, само счастье кроется в Родине, которая « под ливнями и зноем»-которая вечная.

2. Что пробуждает в поэте особенную радость? Найдите в тексте слова и выражения, свидетельствующие о душевном подъёме поэта.

3. Какие мысли поэта особенно проникновенно звучат в чтении Леонида Кулагина? С помощью каких интонаций, модуляций голоса это достигается?

4. Какие оттенки чувств поэта подчёркнуты музыкальным сопровождением?

5. Подготовьте выразительное чтение этого стихотворения.

1. Три стихотворения Николая Рубцова... О былом России, о переменах, о любви поэта к Родине... Что говорит Рубцов о прошлом России? Автор пишет об истории жизни народа, страны — отликовала, отгоревала, отошла. Что скрывается за этими простыми словами?

Поэт идеализирует прошлое России, о «былой Руси» он говорит с сожалением. В те годы страна жила ожиданием свободы, перемен: «Наш день, как будто у груди, Был вскормлен образом свободы, Всегда мелькавшим впереди!»
Слова «отликовала, отгоревала, отошла» означают, что прежняя жизнь позади, к ней уже не вернуться, это пройденный этап в жизни России. Было и хорошее («отликовала»), было и плохое («отгоревала»).

2. В чём выражается любовь поэта к Родине? Какие картины окружающего мира остаются в его сердце и греют душу? Какие литературные приёмы и средства использует автор для выражения своего чувства?

Любовь поэта к Родине выражается в его внимании к её истории и преданности малой родине. Лирический герой стремится в деревню, где он родился, к простому деревенскому быту.
В окружающем мире ему дороги «овины у жнивья», «изба в лазурном поле», «низкий дом с крапивой под оконцем». Автору греет душу простор родной природы, он дарит ему счастье и покой.
Автор использует олицетворение, обращаясь к России, как к живому существу: «Привет, Россия». «Как весь простор... дышал... и ликовал» - это олицетворение предаёт отношение поэта к бескрайним полям и небесам над ними.
Сравнение жизненных обстоятельств с ветром помогают выразить, как трудно пришлось лирическому герою в его странствиях: «Как будто ветер гнал меня».
Эпитеты «лазурное поле», «незримые певчие» подчёркивают яркость красок поля и бескрайность неба. которыми восхищается лирический герой.
Важность, бесценность малой родины передана в антитезе: «хоромы» - «низкий дом».

3. Прочитайте вслух и выучите наизусть одно из стихотворений, которое особенно понравилось вам, прочитайте стихотворение так, чтобы слушатели поняли, чем это стихотворение вас увлекло.

Страница 194

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Зинаида Гиппиус. «Знайте!»

1. Тревожное стихотворение З. Гиппиус говорит о любви к оставленной ею родине. Поэтесса как бы убеждает всех и себя в первую очередь, что Россия не погибнет, как не погибнет её народ. Она утверждает, что близко возрождение России.

2. С какой интонацией читает это стихотворение Елена Габец?

Она произносит строчки с восторжением к своей Родине, к своему народу.

В 1,3,5,7 строчках она возвышает голос, тем самым показывая восторженность.

В 6 строчке она задает риторический вопрос, тем самым делая интонацию немного протяжнее

3. Помогает ли музыка убедиться в том, о чём размышляет З. Гиппиус?

4. Выучите это стихотворение наизусть, прочитайте его в классе.

Страница 196

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Иван Бунин. «У птицы есть гнездо...»

1. Стихотворение И. А. Бунина «У птицы есть гнездо...» вы читали на уроке и знаете, что в нём автор размышляет над своей жизнью, над своей непростой судьбой. О чём он жалеет и горюет?

Стихотворение "У птицы есть гнездо, у зверя есть нора..." И. А.Бунин написал в 1922 году.

Иван Бунин родился в 1870 году в семье помещика из старинного рода. Первые стихи Бунина появились в печати. когда ему было 17 лет.

Революции 1917 года вызвала резкое неприятие поэта, а в 1920 году он эмигрировал во Францию. В небольшом стихотворении выражена тоска поэта по Родине, невозможность туда вернуться. Бунин обожал родную землю, но никак не отождествлял её с Советской властью.

До конца дней поэт так и не принял Советскую власть.

Первая часть рассказывает о событиях прошлого, вторая демонстрирует настоящее. Но и в первой, и второй частях читатель чувствует грусть и тоску.

Расставание всегда грустно, но покидать родные края вынужденно - вдвойне.

Чужбина не стала для него родным домом, он чувствует себя чужаком в этой стране. Сравнение с птицами и зверями тоже не в пользу автору, ведь у птиц и зверей "есть гнездо, есть нора", где тебя любят и ждут.

Находясь в эмиграции Бунин мечтал посетить Россию, но ему это не удалось. До конца жизни чувство оторванности от своей родины и своих корней наполняло сердце поэта болью и горечью.

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьется сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

С своей уж ветхою котомкой!

2. Как горькая судьба поэта передана в чтении актрисой Еленой Габец?

3. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в классе, подчеркнув чувство горечи от разлуки поэта с родиной.

1. Какие чувства, настроения, какое звучание преобладают в стихотворениях разных поэтов о родной стороне?

В большинстве стихотворений поэтов-эмигрантов слышится тоска, скорбь по покинутой Родине. Строки длинные, поэтому звучат они протяжно, задумчиво, даже жалобно.

2. О чём говорят поэты-эмигранты? Почему им «трудно без России»? Что вспоминают они на чужбине?

Поэты, уехавшие на запад, пишут о том, что покидать родную страну было тяжело («Как горько было сердцу молодому... Сказать прости родному дому!»), разлука с Россией для них мучительна («Мне трудно без России...»), жизнь без России невозможна («Если кончена моя Россия - я умираю»). Эти люди уезжали из страны не по собственному желанию, а под влиянием политический ситуации, поэтому им больно жить вдали от родины, осознавать, как изменилась страна за годы их отсутствия, трудно сознавать себя осиротевшими.
На чужбине эмигранты вспоминают русские обычаи, скромную русскую природу.

3. Какое состояние души передают строки разных поэтов?

Полюбил бы я зиму,

Да обуза тяжка...От неё даже дыму

Не уйти в облака.

И. Анненский. «Снег»

Но один есть в мире запах,

И одна есть в мире нега:

Это русский зимний полдень,

Это русский запах снега...Дон Аминадо. «Города и годы»

Анненский и Дон Аминадо воспринимают и описывают одно и то же явление - зиму - совершенно по-разному. Анненский тяготится зимой, с первых строк возникает ощущение придавленности к земле, тоски, усталости. Ритм стихотворения соответствует этому настроению.
В стихотворении Дон Аминадо, напротив, звучит приподнятость, восхищение, лёгкость и радость.

4. Обратим внимание на то, что И. Анненский, с одной стороны, как будто бы недоволен зимой: «...Да обуза тяжка... / От неё даже дыму / Не уйти в облака», а с другой — любуется блеском снега: «Но люблю ослабелый / От заоблачных нег — / То сверкающе-белый, / То сиреневый снег...» Как меняются чувства поэта, вызванные созерцанием родных просторов?

Взгляд и чувства поэта меняются от недовольства, усталости, грусти к радости, восхищению снегом, который бывает таким разным. В зиме поэта привлекает только снег, «то сверкающе-белый, то сиреневый», он навевает ему хорошие мысли - «непорочные сны».

5. Как вы понимаете строки Д. Мережковского:

«Не надо звуков: тише, тише,

У молчаливых облаков

Учись тому теперь, что выше

Земных желаний, дел и слов»?

Д. Мережковский побуждает человека приблизиться к природе, поучиться у неё молчаливой мудрости, неспешности, созерцательности. Человек должен отвлечься от «земных желаний. дел и слов», чтобы почувствовать то, что ценнее приземлённых забот человека, - вечность, гармонию мира природы.

6. Как Бунин говорит о горечи ухода из родного дома? Обратите внимание на пульсирующий ритм бунинского стиха. Что он напоминает?

Когда Бунин говорит о том, как тяжело было ему покидать Родину, он сравнивает себя с птицей, зверем. Но чувствует себя несчастнее, ведь у всех есть своё жильё, а у него нет пристанища. Повтор начальной строки с небольшими изменениями подчёркивает, как мучительна для поэта мысль, что он навеки лишён родного дома и вынужден скитаться, словно нищий.

Ритм стихотворения неровный, он передаёт волнение лирического героя, который пытается говорить спокойно (темп первых строк в каждой строфе размеренный), но потом не может совладать с горем, которое его переполняет, и начинает говорить сбивчиво. Ритм напоминает речь взволнованного человека.

7. В чём пафос стихотворений З. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»?

Стихи З. Гиппиус отличаются от всех прочих, ведь в них звучит не тоска и ностальгия. а гнев, желание противостоять судьбе, призыв бороться на свою Россию. Пафос стихотворения «Знайте!» жизнеутверждающий, в нём звучит призыв к соотечественникам не опускать руки и верить в возрождение России. Стихотворение «Так и есть» звучит совершенно иначе: поэтесса провозглашает неразрывную связь своей судьбы с судьбой прежней России.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: