ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 1 страница 134









1. Выразительно прочитайте стихотворение «И.И. Пущину». Какое настроение в нём преобладает? С помощью каких интонационных средств это можно передать?

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.
 

2. Назовите художественные средства и определите их роль в стихотворении.

 

1.2

 Анафора  :  " да голос мой... да озарит ... "
  Эпитеты ( метафорические ) :  "друг бесценный", "печальный снег", "двор уединенный" .
 Метафоры : " голос мой душе твоей дарует тоже утешенье", "лучом лицейских ясных дней", " да озарит он заточенье ".

 

 

Живое слово

1. Попробуйте в стихотворной или прозаической форме написать небольшой текст в жанре литературного послания.

Потомки, братья и сыны!
Сейчас, с вершины ваших дней
Вам видно всё: свершения и сны,
Все всходы пращурских полей.

Простите наши нам грехи:
Просчёты,заблуждения, корысть
За то, что были к мудрости глухи,
Предпочитали не жевать, а грызть.

Не думали о Вас со рвением, как о себе
Но всё ж и мы просветов достигали
И вглядываясь в даль на нашем корабле
Мы Эльдорадо для детей открыть мечтали.

Что ж, прошлого уже не повернуть
Но вы на нас ещё взгляните
Ну всё. Вперёд, друзья, в счастливый путь!
Ошибкам только нашим не вторите.

 

2*. Найдите и прочитайте «Записки о Пушкине» И.И. Пущина. Каким он рисует лицейского друга? Подготовьте на эту тему небольшое сообщение.

Лицейского друга он считал счастью своей жизни.
Лучшие годы его жизни- годы в лицее
И лучшие друзья Пушкина-друзья из Лицея
Пущин для него образец идеала, чистоты и верности

 

Самостоятельная работа

1. Прочитайте и самостоятельно проанализируйте цикл А.С. Пушкина «Песни о Стеньке Разине». Сопоставьте это произведение с песней о Разине, приведённой в учебнике в разделе «Из устного народного творчества».

Осенью 1824 г., в ссылке в Михайловском, А. С. Пушкин записывал со слов своей няни Арины Родионовны народные сказки и песни. Среди них были песня о сыне Стеньки Разина и песня о Стеньке Разине («Как на утренней заре, вдоль по Каме по реке...»). Тогда же просил он брата прислать ему из Петербурга «историческое, сухое известие о Сеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории».
Три «Песни о Стеньке Разине» являются оригинальными произведениями Пушкина. Рассказ о потоплении Разиным персидской княжны появился в русской журналистике в 1824 г.; он восходил к книге голландского путешественника Стрейса «Три достопамятных... путешествия», изданной в Амстердаме в 1677 г. (третье путешествие, глава XIII). Рассказ о получении воеводой подарков от Разина и требований от него шубы имеется в «Хронографе» начала XVIII в. Третья песня, вероятно, является свободной композицией, основанной на народных песнях и преданиях.
Пушкин хотел напечатать свои «Песни о Стеньке Разине» и представил их Николаю I, который в 1826 г. взялся быть цензором поэта, но получил отказ со следующей мотивировкой (в письме Бенкендорфа к Пушкину от 22 августа 1827 г.): «Песни о Стеньке Разине, при всем поэтическом своем достоинстве, по содержанию своему не приличны к напечатанию. Сверх того церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева».

2. Прочитайте повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Как соотносятся в повести «комическое» и «серьёзное»? Сопоставьте произведение с повестью Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Как вы думаете, почему многие критики и литературоведы говорят о пародийном характере пушкинской повести?

 

Смотрите также: