ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 1 Страница 296









Вопросы и задания

1. Расскажите о творческой истории поэмы «Мцыри».

Дневниковые записи говорят о том, что у Лермонтова идея о написании поэмы о скитаниях чужеземца, обреченного на монашескую жизнь появилась очень рано, когда ему было 17 лет.
В 1837 году поэт был на Кавказе, который с детства очень любил. В Мцхете он встретил старого монаха, который рассказал Лермонтову о своей жизни. Он был мусульманским мальчиком, и когда ему было 7 лет, русский генерал взял его в плен. Но мальчик болел и генерал оставил его в православном монастыре. Несколько раз сбегал, но в конце привязался к старому монаху. Так и остался в монастыре.
В начале название поэмы было "Бэри" (на грузинском значит "монах"). Предпосылкой поэмы были стихотворения "Исповедь" и "Боярин Орше".
Поэма издана в 1840 году.

2. Какой предстаёт в воображении Мцыри его родина и какие чувства она в нём пробуждает?

Мцыри говоря о родине, тоскует в первую очередь по свободе, Ведь в монастыре он раб. Для него родина — это «священные слова», которые он лелеет в своей душе, боясь произнести их вслух.

Для него родина это, прежде всего то что делает его человеком, живя на родине человек свободен, имеет традиции, родной очаг, семью, живя же в рабстве человек лишается всего, можно сказать сто умирает.

Для Мцыри родина это не только то место, где человек рождается, но символ свободы.

Для Мцыри имеет смысл только тайная мечта обрести свободу и вернуться на родин, он говорит:

« Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…»

 

3*. Какова композиционная роль образа чернеца?

Он играет главную, важную, играбельную и очень точную + собранный роль

 

4. На что обращает внимание Мцыри в окружающей его природе?

Когда Мцыри убегает из монастыря, его поражает величие окружающей природы. Он с восторгом и упоением любуется всем, что открывается его взору. В первую очередь, он обращает внимание на крупные, масштабные элементы пейзажа: "пышные поля", холмы, деревья, которые "разрослись кругом", "груды скал", "горные хребты", "белый караван" облаков, "седой незыблемый Кавказ". Так же он обращает внимание на красоту природы: у холмов есть "венцы" из деревьев, горные хребты "причудливые, как мечты", их "выси" (вершины) он сравнивает с "курящимися алтарями в голубом небе", облака — с "белым караваном" птиц.

 

5. Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом? Для того чтобы наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду отдельно).

В поэме Лермонтова "Мцыри" бой с барсом- кульминационный эпизод. Показано слияние животной силы и человеческой ярости. Ведь благодаря чему Мцыри смог победить барса? Он был слабее его, благодаря своей воле к победе, стремлению во что бы то ни стало выжить, природу Мцыри как бы "победил", но с людским равнодушием не справился. Для автора и барс, и Мцыри- звенья одной цепи-природы.

 

6. Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения.

Самый употребительный троп в сцене боя с барсом - сравнение.
Он застонал, как человек,
И опрокинулся.

И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом...


И я был страшен в этот миг;
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.

Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!

Кроме того автор употребляет и другие тропы:

эпитеты: могучий барс, взор кровавый, бешеный скачок, смертельный бой.

Метафоры: то был пустыни вечный гость; сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови; быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов.

Инверсия: в битве следует бойцу; зрачки его недвижных глаз блеснули грозно — и потом закрылись тихо вечным сном; ко мне он кинулся на грудь; удар мой верен был и скор.

Градация:
Но враг мой стал изнемогать,
Метаться, медленней дышать,
Сдавил меня в последний раз...
Зрачки его недвижных глаз
Блеснули грозно — и потом
Закрылись тихо вечным сном. 

 

7. Найдите и приведите примеры других форм выразительности поэтической речи: сравнений, эпитетов и прочих тропов, поэтического синтаксиса.

Анафора - одинаковое начало соседних предложений: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут...

Риторический вопрос — это вопрос, не требующий ответа, он подразумевается: что ты ржёшь, мой конь ретивый?

 Элипсис - фигура речи, состоящая в пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста:                     

 

8. Важнейшим средством, с помощью которого раскрывается характер героя поэмы, является монолог. Определите значение этого термина.

Монолог это:

Форма речи, развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе.
Речь действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей, не предполагающая непосредственного отклика (в литературном произведении).

 

9. Найдите и прочитайте строки поэмы, которые особенно ярко свидетельствуют о страстном, мятежном характере юного героя.

Мцыри - человек, жаждущий жизни и счастья, стремящийся к людям,
близким и родным по духу.
Лермонтов рисует исключительную личность, наделенную
мятежной душой, могучим темпераментом.
В самом начале своей исповеди герой произносит слова,
которые многое говорят читателю о его характере:

"Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы".

"...Но в нём мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов..."

 

10*. Какое место в структуре произведения занимает «песня рыбки»? Охарактеризуйте её звукопись (в понятие «звукопись» входят ассонанс, аллитерация, звукоподражание).

 

11. Какие стороны жизни человека характеризуются М.Ю. Лермонтовым в его высказываниях:

— «Радости забываются, а печали — никогда».

— «Грусть — жестокий властелин».

— «Совесть вернее памяти».

— «Уважение имеет границы, а любовь — никаких».

— «Любовь, как огонь, — без пищи гаснет».

— «Всё ясно ревности — а доказательств нет!»

— «...Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы; полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

— «Порой обманчива бывает седина: / Так мхом покрытая бутылка вековая / Хранит струю кипучего вина».

— «Жизнь — вечность, смерть — лишь миг».

— «Боюсь не смерти я. О, нет! / Боюсь исчезнуть совершенно».

«Радости забываются, а печали никогда». — Для этого высказывания характерна такая стороны жизни, как пессимизм и меланхолия.

«Грусть — жестокий властелин». — В данном высказывании прослеживается одиночество, непонимание со стороны других людей, гонения.

«Совесть вернее памяти. Уважение имеет границы, а любовь — никаких». — Здесь Лермонтов, скорее всего, говорит о сердечных делах в его жизни, о том, что, когда человек любит, то отдается полностью этому чувству, теряя рассудок и разум.

«Любовь, как огонь, — без пищи гаснет». — Здесь Лермонтов говорит о разлуке между двумя влюбленными.

«Всё ясно ревности — а доказательств нет!» — здесь Лермонтов указывает на свой порок — ревность.

 

12. Определите тему и идею поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Найдите в поэме строки, в которых с наибольшей полнотой раскрывается её художественная идея.

Тема: Изображение сильного, смелого, мятежного человека, выросшего в стенах сумрачного монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю.
Идея: Лучше 3 дня на воле жить настоящей жизнью, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет-а существует.

13*. Какие произведения других видов искусства можно сопоставить с поэмой «Мцыри»?

Смотрите также: