ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 1 Страница 444









Вопросы и задания

1. Составьте подробный план статьи Г.М. Фридлендера о повести Гоголя. Подготовьте ответ по этому плану.

1) Несколько слов о внешности Башмачкина.
2) Анализ взаимоотношений Башмачкина с сослуживцами.
3) Подчеркивание нелепости  главного героя, вызывающей только жалость.
4) Точка зрения автора статьи о повествовании в “Шинели”.
5) О комическом образе Башмачкина, переходящим в трагический.
6) Освещение ограничений, которым подвергал себя главный герой рассказа.
7) Краткий анализ состояния счастья и несчастья Башмачкина.
8) О типичности судьбы “маленького человека”.
9) О реалистичность и фантастике в рассказе Гоголя.
10) О призыве автора быть внимательными друг к другу.

 

2. Сравните повесть Гоголя с анекдотом о чиновнике, купившем ружьё. Как вы думаете, только ли анекдот, услышанный Гоголем, послужил основанием для написания «Шинели»?

Конечно сходство есть, но в первом случае в анекдоте все закончилось гораздо веселее чем шинели, т.к. охотнику подарили новое ружье все было в порядке .а во втором случае он не смог перенести то что у него отняли смысл жизни и умер.

 

3. Каким рисует Гоголь мир чиновников? Найдите в тексте фрагменты, которые характеризуют этот мир.

Можно привести в пример следующие фрагменты, описывающие мир чиновников:

1.  "Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах."

2. "Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории..."

3. "Один директор, будучи добрый человек и желая вознаградить его за долгую службу, приказал дать ему что-нибудь поважнее, чем обыкновенное переписыванье."

 

4*. До Гоголя в литературе 1830-х годов существовали две традиции изображения бедного чиновника: сатирическая (обличающая его духовную пустоту) и сентиментальная (проникнутая состраданием к главному герою). Каким предстаёт на страницах гоголев­ской повести Акакий Акакиевич? В чём, на ваш взгляд, новатор­ство писателя?

Скорее всего сатирическим, т.к. автор изображает героя с использованием некой сатиры.

 

5. Повесть Гоголя — своеобразное жизнеописание Акакия Акакиевича. На какие периоды делится его жизнь? Охарактеризуйте композицию повести.

Жизнь Акакия Акакиевича разделялась на два периода: на период до приобретения новой шинели, и на период после приобретения шинели.

До того момента, пока шинель его не прохудилась, он жил хоть и скромно, но все же мог позволять себе кое-какие прихоти и сверх нужды. Однако он выяснил, что новая шинель будет стоить ему довольно дорого, поэтому он стал ущемлять себя во всем, только чтобы накопить денег на новую шинель.

После покупки шинели его жизнь заметно улучшилась. Он стал появляться на светских мероприятиях, общаться с людьми.

 

6. Как и почему меняется главный герой после появления ши­нели?

Главный герой произведения "Шинель" сильно меняется после покупки новой одежды. Он становится увереннее в себе, решительнее, начинает общаться с коллегами по работе и прочими людьми. Акакий Акакиевич переживает такое перерождение, поскольку для него шинель стала символом новой, хорошей жизни. С ней он, наконец, почувствовал себя заметной персоной, которая тоже способна иметь собственное мнение и высказывать его. Именно поэтому потеря настолько дорогой ему вещи в дальнейшем довела героя до смерти.

 

7. В начале работы над повестью Гоголь дал ей другое название — «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Как вы думаете, в чём смысл изменения заглавия?

Гоголь изменил название, потому что главный образ произведения-это шинель. Автор практически ничего не говорит о Башмачкине, но очень подробно описывает шинель. Именно шинель стала смыслом жизни Акакия Акакиевича. Он мечтал о шинели, ради нее отказывался от обычных вещей, чтобы накопить на неё. Шинель - это вся жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина, маленького чиновника, у которого ничего не было в жизни, кроме вот этой шинели.
Эта шинель была смыслом его жизни, а её у него украли: счастье, смысл жизни.. . украли.

 

8. Как вы понимаете финал повести? С какой целью писатель использует фантастику в финале произведения?

 Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!»
    Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.
    Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.
    Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление». Чиновник стал гораздо реже говорить своим подчиненным «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?». Если же он и произносил такие слова, то после того, как выслушает человека, стоящего перед ним.
    Гоголь в своей повести показывает всю бесчеловечность человеческого общества. Он призывает взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. Конфликт между «маленьким человеком» и обществом приводит к восстанию безропотных и смиренных, пусть и после смерти.
    Таким образом, в «Шинели» Гоголь обращается к новому для него типу героя – «маленькому человеку». Автор стремится показать все тяготы жизни простого человека, который нигде и ни в ком не может найти поддержки. Он даже не может ответить обидчикам, поскольку слишком слаб. В реальном мире не может все измениться и восторжествовать справедливость, поэтому Гоголь вводит в повествование фантастику.

9. Какова идея повести? Сформулируйте её письменно.

Главная идея изобразить бесправного, безмерно униженного и забитого "маленького человека». В повести «Шинель» Гоголь обращается к ненавистному ему миру чиновников, и сатира его становится суровой и беспощадной: «.„он владеет даром сарказма, который порой заставляет смеяться до судорог, а порой будит презрение, граничащее с ненавистью».

 

Живое слово

1. Подберите эпиграфы для сочинения по повести. Сформулируйте возможные темы сочинения.

“совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего”. Демокрит

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Гоголь

Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

 

2. Нарисуйте словесный портрет Акакия Акакиевича в момент получения шинели.

Главный герой - Акакий Акакиевич - маленький человек в произведении Гоголя. Его старая шинель порвалась и ему пришлось шить новую на заказ, но для этого нужно было собрать сумку денег. Герою пришлось работать в два раза больше, экономить на всём, чем можно, лишь бы побыстрее собрать деньги, ведь ходить ему больше не в чем. И вот когда у него удалось собрать сумму денег, он забрал свою новую шинель и был самым счастливым человеком на свете, его радости не было предела, он просто не мог нарадоваться своей покупке.

 

3. Каким предстаёт на страницах гоголевской повести Петербург? Подберите слова и словосочетания в тексте. Составьте устный рассказ-описание. Вы можете подготовить для своего выступления компьютерную презентацию с репродукциями картин, посвящённых Петербургу середины XIX века.

Унылый город, в котором маленький человек ощущает невыносимое одиночество. Его никто не замечает, т. к. он не смел и боится выделяться, только сделаешь ошибку, хоть самую маленькую ошибочку - и тебя совсем перестанут замечать. Это гибель для человека, когда он никому не нужен и один в целом мире. На все это накладывается постоянное безденежье, усугубляющее душевную муку. Это следствие незаметности - маленький человек, маленькая зарплата.

Смотрите также: