ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 2 Страница 254

1. Как вы думаете, где и когда происходит действие? С какой целью пришли «три ровесницы»?

Действие происходит в период Великой Отечественной Войны. Три ровесницы пришли на берег реки в ожидании своих любимых, что они придут к ним, но ожидания напрасны, так как их любимые не вернулись с фронта.

2. Высокий берег в народной поэтике — место любовного свидания. Вспомните фрагмент из стихотворения «Катюша»: «Выходила на берег Катюша, / На высокий берег на крутой...» В стихотворении «Три ровесницы» крутизна берега не подчёркнута. Случайно ли это? Зато в этой же строфе есть другой «прозрачный» образ. Он «спрятан» в строках: «То сорвут они по веточке / С берёзки молодой...» Вспомните другие произведения русской поэзии. Какие ассоциации должна вызывать веточка молодой кудрявой берёзы?

Война разрушила жизни многих людей, даже тех, которые в этой войне не погибли, не дала сбыться мечтам, надеждам, оставила многих людей одинокими. Многие женщины, особенно в то время, мечтали выйти замуж, но мужчин после войны было намного меньше, чем женщин, и не всем девушкам удалось создать семью. Об этом стихотворение Исаковского "Три ровесницы".

Стихотворение почти полностью состоит из описания природы, но оно, конечно, о другом, об одиночестве этих трех девушек, об их обиде на такую судьбу, в которую вмешалась война, чужое очень большое зло.

В стихотворении много от устного народного поэтического творчества, как будто бы оно написано не в 20 веке, оно похоже на какую-то народную песню. Мы видим символы: берег, вода, мост, повтор слова "то".

Ассоциации: Весна, красота, молодость, юность, пробуждение, возрождение, стройность, хрупкость, нежность, природа, родина, поэзия.

3. Девушки пробуют, «Тепла ль в реке вода...»; в другом месте стихотворения говорится, что «вдали туман лишь стелется...». Холодная вода и стелющийся туман, по народным поверьям, предвещают беду; тёплая вода и поднимающийся туман — радость. Так, может быть, и в самом деле «...только ради этого / И шли они сюда»? Зачем же М.В. Исаковскому понадобилось слово «будто»? И ещё: что же хотели узнать девушки, пробуя, «Тепла ль в реке вода»?

По народной примете девушки надеялись, что если вода будет теплой, то у них будет надежда на то, что их любимые вернуться. Автор и используется "будто", чтобы показать что примета не осуществится.

4. Вчитайтесь ещё раз в строфу:

А на небе нет ни месяца,

Ни месяца, ни звёзд...

И пошли обратно девушки,

Обижены до слёз.

Что означает «на небе нет ни месяца, / Ни месяца, ни звёзд»?

5. Сделайте ещё один микровывод: почему же не пришли «мальчики-обманщики»? Где остались они? Что ещё раз с горечью и болью ощутили «три ровесницы»?

Мальчики-обманщики погибли на фронте, они остались лежать на Русской земле.

6. Сформулируйте тему стихотворения М.В. Исаковского «Три ровесницы».

Тема стихотворения: три девушки ожидают юношей, которые обещали прийти на свидание. Юноши не приходят, и девушки испытывают печаль, обиду на обманщиков, и поют у реки.

7*. Следуя примерно таким же путём, самостоятельно охарактеризуйте стихотворение М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

Рассказ с стихотворной форме «Враги сожгли родную хату» задумано автором (Исаковский) и воплощено в жизнь в 1945 году. Главной темой является горькая доля солдата - победителя, у которого война отнимает всё (дом, семью). Автор применяет следующие приёмы: фольклорный (возвращение бойца в опустевший дом), эпитеты (в глубоком горе, в широком поле). Для передачи трагизма поэт использует слова из крестьянской речи (сгубили, слеза катилась). Горечь скорби от потери близких передано анафорой (никто солдату не ответил, никто его не повстречал). Сдержанность героя, характерную для русских людей, мы понимаем из следующего изречения (вздохнул, ремень поправил; вино пьёт с печалью пополам). Автор широко использует антитезы (дом – пепелище; праздник возвращения - могильная трава; встреча – разлука). Поэт задаёт своим читателям риторические вопросы (куда теперь пойти солдату, кому принести печаль свою?), использует синтаксический параллелизм (идёт солдат в глубоком горе), а также сравнение (стоит солдат — и будто комья застряли в горле).

8. Выучите наизусть одно из стихотворений М.В. Исаковского.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: