ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 2 Страница 282

1. Особенностью поэтического языка поэмы является разговорная (иногда почти просторечная) лексика. Какова её роль?

2. Приведите примеры различных строф в поэме. Чего достигает поэт, используя разные строфы?

« — Она! — И справа, недалёко, Моста не видя впереди, Мы видим плес её широкий В разрыве поля на пути». Волгу русский человек воспринимает не только как реку. Это одновременно и символ всей России, ее природных богатств и просторов. А.Т. Твардовский не раз подчеркивает это, описывая радостное волнение героя и его попутчиков при встрече с матерью русских рек. В Волгу издавна смотрятся кремлевские стены, главы и кресты соборов и обычные деревеньки. Даже растворившись в океанских водах, Волга несет в себе «земли родимой отраженье». Патриотическое чувство лирического героя переносит его в памятные военные годы, тем более что его сосед по купе воевал за эту Волгу под Сталинградом. Таким образом, любуясь видом на реку, герой поэмы восхищается не только природными красотами русской земли, но и мужеством ее защитников.

Сибирь в восприятии автора предстает пустынным краем, овеянным «дремучестью суровой». Это «недоброй славы край глухой», «глухомань вековечная». Глядя на огни Сибири, лирический герой рассуждает о том, как «издалека вели сюда Кого приказ, Кого заслуга, кого мечта, Кого беда...».

«И в свет ты выйдешь, как картинка, Какой задумал я тебя». Этот комический сюжетный ход помогает автору поднять наболевшую для него проблему

3. Какое значение для Твардовского имели отчие места, его малая родина? Подтвердите свои мысли фактами из автобиографии поэта и строчками поэмы.

Поэмы Твардовского запечатлели все важнейшие события середины XX века: коллективизацию, Великую Отечественную войну, стремительную индустриализацию Урала, Зауралья и Сибири после войны. Каждое из эпических полотен поэта - это особый мир и особый миг в жизни страны и её людей. Но при всём разнообразии тем и художественных средств есть в них нечто общее - образы дороги и движения.

Через всю Россию в поисках счастливой для крестьянина судьбы идёт герой поэмы «Страна Муравия» Никита Моргунок. Идёт он по деревенскому бездорожью, и оно, это бездорожье, - не только реальность, но и символ крестьянской доли во все века и времена. Никита Моргунок не странник, он мечтатель и искатель.

Через войну от западной границы и от столицы до Берлина С боями проходит солдат Василий Теркин. Это уже другой герой страны - боец-победитель. Он защищает Отечество: в атаке в полный рост с автоматом или вдавливаясь брюхом в безымянное болото, в неистовой схватке рукопашной или под бронёй танка. Он идёт на Запад в рядах победителей.

Мимо дома проходят бойцы к победе в поэме «Дом у дороги». Он станет символом России в тяжёлые годы борьбы за освобождение. «Дом» и «война» - несовместимые понятия. Все войны рано или поздно заканчиваются. Дом вечен. Проходят мимо дома солдаты, и дом зовёт их к миру.

Через всю страну едет лирический герой поэмы «За далью - даль», с радостью и гордостью наблюдая и оценивая трудовой подвиг народа-созидателя. Кто этот герой? Пассажир? Созерцатель? Пассажир - да. Все мы пассажиры в поезде времени. Только не каждый хочет осознавать, кула и зачем он едет. Созерцатель? Скорее, нет; он - живой участник дел живых. Радостно и гордо ему сознавать: в том, что создаётся, - результат и его жизни, и жизни его отца, и жизни Никиты Моргунка, и Василия Тёркина, и тех ребят в солдатской форме, что прошли мимо дома у дороги и ушли к победе и в бессмертие.

4*. Одну из глав поэмы «За далью — даль» охарактеризуйте самостоятельно.

— Перечитайте её.

— Определите основную тему.

— Какие образы, помогающие раскрыть тему, созданы поэтом?

— Каковы композиция главы и её сюжет?

— Отметьте наличие лирических отступлений, их место и темы.

— Охарактеризуйте речь; обратите внимание на афористические выражения.

— Особо на примере отдельных фрагментов остановитесь на системе изобразительных средств (тропы и фигуры в главе).

— Определите стихотворный размер.

— В качестве вывода подготовьте размышление об образе автора и его отношении к изображаемому.

5*. Придумайте 2—3 вопроса по характеристике других глав поэмы.

6. Выучите наизусть отрывок из поэмы.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: