Вопросы по обществознанию 8 класс учебник Гринберг, Королева, Соболева параграф 2









Всегда ли возможно вести себя экономически рационально?

Понятие рационально означает правильно. Естественно нужно вести себя экономически правильно. Т.е. нужно вести себя экономически рационально всегда. Но дело в том, что люди не всегда понимают, что значит "рационально". Многие люди думают, что это значит вести себя слишком экономно в этом плане. Но это не всегда является рациональным. Часто люди не позволяют себе, то что могли бы себе позволить ,думая, что это рационально. Но они забывают, что у человек одна жизнь и не нужно быть аскетом .
 

Как человек устанавливает цели своей деятельности? На основе знаний, полученных на уроках истории, охарактеризуйте основные различия хозяйств первобытного общества, Древнего мира и Средневековья.

Приведите из своего опыта пример ситуации выбора.

Пойти в бассейн или пойти гулять.

Какие, на ваш взгляд, существуют плюсы и минусы работы на конвейере? Хотели бы вы работать на конвейере? Почему?

Минусы:

Монотонная однотипная работа

Плюсы:

Плюсов я не вижу

Предположите, какими критериями будут руководствоваться покупатели, приобретающие здесь одежду. На ваш взгляд, кто из них поступает рационально?

Что понимается под владением, пользованием и распоряжением?

Владение — фактическое обладание данным имуществом, закреплённое юридически.

Пользование — процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и получение плодов и доходов.

Распоряжение — возможность изменить состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т. п.).

Попробуйте сами объяснить, как связано с ценой решение основных вопросов экономики.

Докажите, что иллюстрации характеризуют именно рыночную экономику.

Вопросы и задания

1. Почему мы вынуждены делать выбор?

Такова природа капитализма, что рыночные субъекты предоставлены сами себе, им даётся право выбирать, каким видом деятельности заниматься, выбор режима налогообложения, методологии ценообразования, форму собственности и т. д. Так как никто за них это делать не станет. Государство дистанционировалось в этом отношении от хозяйственных субъектов, контролируя их только через налогообложение и защиту собственности.

2. В каких единицах, денежных или натуральных, измеряется альтернативная стоимость? Приведите пример.

Альтернативная стоимость представляет собой стоимость производства какого-то товара или услуги, которая измеряется упущенной возможностью производства другого товара из таких же ресурсов.

Сложно, но это цена замены одного другим.

Например, ты выбираешь между красным и зеленым яблоком, в итоге выбираешь красное, и так зеленое яблоко будет альтернативной ценой красному яблоку. Это цена потери, которую ты готов понести, делая выбор.

Допустим сегодня выходной. Я выбираю между тем, чтобы пойти в кино и тем, чтобы остаться дома читать книгу.

Поход в кино минимально обойдется мне в 400 рублей + 100 рублей оплата проезда + поп-корн, вода + оплата 3Д очков = около 1000 рублей.

Если я останусь дома читать книгу, то сэкономлю 1000 рублей. Поход в кино займет около 4 часов, а за это время я могу прочитать книгу = альтернативная стоимость сэкономленные деньги и прочитанная книга.

3. Что такое экономическая система?

Экономическая система — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в мире, государстве, стране или обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

4. Назовите три главных вопроса экономики. Почему каждое общество вынуждено решать эти вопросы?

1)Что производить? 2)Как производить? 3)Для кого производить?

5. Какая форма собственности является основной в условиях централизованной системы, а какая — в условиях рыночной системы?
Централизованная - государственная
Рыночная - многообразие форм собственности (господствующая - частная)

6. Почему централизованную экономику называют командной?

Административно-командная система управления предполагает наличие централизации. Командная потому, что субъекты хозяйственных отношений лишены права собственности на экономические ресурсы (факторы производства) и, следовательно, права свободно распоряжаться данными ресурсами.

7. В чём состоят достоинства и недостатки каждого типа экономической системы? Какая из них в таком случае наиболее приемлема для вас и почему?

Взять в пример традиционный тип экономической системы. У этого типа такие достоинства и недостатки:

Плюсы:  

• Нет перепроизводства, производятся только те товары, которые необходимы

• Нет экономического кризиса

• Субъекты действуют согласно своим личным интересам

Минусы:  

• Отсталая технология производства

• Ручной труд преобладает

• Нововведения не принимаются

Или командный тип:
Плюсы:  

• Усилия и ресурсы могут концентрироваться на разных направлениях

• Экономическая и социальная стабильность

Минусы:

• Решения в эконномике принимаются высшими должностными лицами государственной власти

• У производителей здесь нет свободы выбора в производстве и продаже

• Производители здесь в принципе не заинтересованы в повышении эффективности производства

• Потребности не удовлетворяются в достаточном количестве

• Возникает черный рынок

• Возникает дефицит товаров и услуг, и становится хроническим

При рыночном типе:
Плюсы:

• Производители имеют полную свободу выбора

• Частная собственность преобладает

• Свободная конкуренция

• Государство почти не участвует в экономике

• Субъекты действуют согласно своим личным интересам

• Направляет ресурсы в производство необходимых товаров

• Способствует повышению качества товаров

• Легко адаптироваться к изменяющимся условиям

• Стимулирует научно-технический прогресс

Минусы:  

• Доходы распределяются неравномерно

• Рынок удовлетворяет интересы только тех, кто платит деньги

• Подвержена кризисам и инфляции, безработице

• Природные ресурсы используются расточительно

При смешанном типе:
Плюсы:

• Проблемы и недостатки в экономике сглаживаются регулированием государства

• Если предприятия сливаются, то конкуренция ослабляется и нарушается

• Обеспечивается экономический рост и стабильность

• Есть социальные гарантии

• Конкуренция защищается и поощряется

• Происходит борьба с монополиями

• Возможно стимулирование технологических и организационных инноваций

Минусы:

• Нет стандартной схемы действия

• Нуждается в разработке специальных национальных моделей, где бы учитывалась специфика государства

Наиболее приемлемой для меня является смешанная система, потому что при данном типе нет такого урона по ресурсам, который есть при рыночном типе. За желанием экономического благополучия следит государство, и здесь появляется возможность и социальной гарантии. Государство выступает более, чем «ночным сторожем», с более широкими полномочиями и это создает некоторую стабильность. 

8. Выпускник школы рассматривает два варианта дальнейшей карьеры: пойти работать или учиться в колледже. Возможная зарплата — 15 000 рублей в месяц. В обоих случаях затраты на питание составляют 8000 рублей, транспортные расходы — 5000 рублей. Он выбирает обучение. Определите альтернативную стоимость его решения.

9. Решите предыдущую задачу при условии, что обучение в колледже платное, плата за обучение — 60 000 рублей в год. Определите альтернативную стоимость выбора выпускника (в расчёте на месяц).

10. Решите задачу. Преподаватель английского языка, который за один час своей работы может заработать 400 рублей, решает застеклить балкон в своей квартире. Он обладает достаточной сноровкой, чтобы сделать это самостоятельно и даже быстрее, чем профессиональный работник. Ему требуется на выполнение 25 часов, а мастеру — 35 часов. Выгодно ли преподавателю нанимать мастера, если расценки мастера за один час работы составляют: 100 рублей; 150 рублей; 200 рублей; 250 рублей? При какой цене услуг наём мастера становится невыгодным для преподавателя? Какая цена при данных условиях является оптимальной для найма мастера?

11. Востребованы ли предпринимательские способности граждан в командной системе хозяйствования?

Да, потому что как правила такие люди имеют больший потенциал и заинтересованность в том чтобы всё было правильно и (без касиков). (Если ты не понял, такие люди хотят быть востребованными и желанными, поэтому стараются сделать всё нормально с первого раза).

12. Почему рыночная экономика является более эффективной, чем централизованная?

 

1. Наличие спроса, а он, как известно, рождает предложение. Спрос зависит от наличия денежных средств, в кошельках потребителей.

2. Конкуренция, т.е. есть возможность выбора и по цене и по качеству. Для покупателя главное качество, а цена сформируется из стоимости материалов и прочих затрат на производство товара.

3.Отсутствие уравниловки во всех сферах экономики, т.к. это явление негативно сказывается на доходах населения по отношению к затраченному ими труду.

Рыночная экономика - это система, которая основана на частной собственности и ограниченном влиянии государства на ее деятельность. Основным принципом рыночной экономики является конкуренция и свобода выбора.

Централизованная экономика - это система тотального государственного контроля над производителями и потребителями. В свою очередь централизованная экономика предсказуема и социально-ориентированна, что в рыночной экономике в принципе не возможно.

Но наличие в экономике частной собственности не говорит об отсутствии централизованной экономики и здесь важно понимать, что централизованная экономика не всегда есть плохо.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что смешанная форма экономики была бы намного выгоднее как для производителей, так и для потребителей.

 13. Возможно ли существование полностью изолированной от окружающего мира экономической системы в одной стране? В чём вы видите плюсы и минусы такой системы?

Нет, полностью изолированной быть невозможно. Даже Северная Корея не является полностью до конца абсолютно изолированной от окружающего мира. Торговля есть, мы получаем (хоть и ограниченное количество) визы, можем туда путешествовать, и таким образом, поднимать экономику страны. Командная экономика – наиболее изолированная система, но все равно неполностью. Плюсы командной системы, безусловно, заключаются в том, что она наименее всех подвержена кризисам, но с другой стороны, есть существенный минус – такая экономика испытывает недостаток всего.  

14. Почему, по-вашему, должны существовать пределы вмешательства государства в экономику?

Пределы вмешательства государства в экономику должны быть для того, чтобы экономика, как живой организм развивалась, создавался бизнес, рабочие места. Государство должно вмешиваться в экономику умеренно для того, чтобы сохранить конкуренцию и дать возможность экономике развиваться.  

15. Назовите типы экономических систем, о которых идёт речь в тексте. По каким признакам вы это определили? а) Летом рабочий день в деревне Марьино длился от восхода до заката. Каждое утро, на рассвете, хозяева гнали скотину пастись. б) Конкуренты боролись не только за получение большей прибыли, но и за квалифицированных рабочих, которых катастрофически не хватало. Тогда Сэм решил повысить почасовую оплату труда. в) Правительство страны выпустило распоряжение о снижении цен на бензин с 1 января 1975 г. г) Согласно последнему распоряжению канцлера никто не имел права повышать цены ни на какие товары вплоть до его дальнейших указаний.

а) традиционная: низкий уровень развития орудий труда, где главной особенностью является сохранение традиций.
б)- рыночная: есть конкуренция.
в) и г) похожи, но думаю что в)- плановая(командной административная ) потому что всем управляет правительство
г)-смешанная: государство вмешивается в экономику, но не полностью контролирует её.

16. Найдите в Интернете сайты основных российских источников экономической информации (они будут вам полезны в дальнейшем при выполнении творческих заданий): Министерство экономического развития и торговли РФ; Министерство финансов РФ; Федеральная служба государственной статистики РФ; ИТАРТАСС (лента деловых новостей); Росбизнесконсалтинг (РБК); Интерфакс (раздел «Экономика и финансы»).

17. В истории философской мысли существовали разные оценки частной собственности. Например, французский просветитель Ж.Ж. Руссо считал её источником зависти и вражды между людьми, причиной войн. А каково ваше отношение к частной собственности? Свою позицию аргументируйте.

Рассматривая частную собственность нужно чётко понимать что это значит.  

Например, у меня есть моя щётка, которой я чищу зубы, моя одежда, моя кровать и тому подобное и мне бы конечно очень не понравилось , если бы кто -то воспользовался всем этим. Но все эти предметы относятся скорее к личной собственности, тогда как частная это нечто иное.  

К частной собственности относятся квартиры, дома, коммерческие структуры, некоторые фабрики и заводы. Словом, все то, что принадлежит кому-то одному, а зависят от него несколько и даже многие.  И вот мое личное отношение к этому не очень хорошее. Я против частной собственности и вот почему.  

Возьмём к примеру квартиру, как частную собственность и человека, который купил ее для того, чтобы сдавать в аренду людям у которых нет жилья. Квартиросъёмщики каждый месяц платят аренду, которую если посчитать за год получается приличная сумма, которая ещё больше если это несколько лет, но эта квартира никогда не будет принадлежать им и деньги не вернутся. Мало того, ещё хозяин может всегда поднять арендную плату или просто выселить жильцов и вот постоянно опасаясь этим людям приходится жить.  

Ведь куда лучше было бы если бы жильё было у всех, а не только у богатых людей. Тогда никто не оказался бы в таком нестабильном положении и жизнь всех людей была бы гарантировано комфортной и спокойной.

18. Какими источниками информации о товарах вы обычно пользуетесь? Расставьте эти источники информации в порядке убывания значимости для вас. Каким источникам информации вы больше всего доверяете и почему?

Источники информации о товарах: СМИ, выставки, реклама, инструкции с описанием, символы, общение между людьми. Я использую общение с людьми и инструкцию с описанием, так как доверяю им больше всего. Значимость: общение между людьми, инструкции с описанием, символы, СМИ, реклама, выставки.

19. Приведите примеры «провалов» рынка, с которыми сталкивались вы или ваши родители.

20. Узнайте у родителей, какой им приходилось делать выбор в условиях ограниченности денежных ресурсов.

21. Узнайте у поколения ваших бабушек и дедушек, при какой экономической системе им лучше живётся — при командной (в молодости) или смешанной (сейчас).

22. Составьте сравнительную таблицу «Типы экономических систем».

23. Подготовьте небольшое сообщение о традиционной экономике у современных народов России.

24*. Узнайте, какие предприятия действовали в вашем городе, посёлке (области) в условиях централизованной экономики. Насколько успешно они функционируют сегодня? Отразились ли на них рыночные реформы 1990х гг.?

25. Составьте связный текст на основе сложной схемы, представленной на форзаце 1.

Смотрите также: