ГДЗ по обществознанию 8 класс учебник Кравченко, Хасбулатов § 7. Конкуренция в условиях ры









Какую роль в экономике играет конкуренция?

Конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

Как вы думаете, почему недобросовестную конкуренцию в наиболее простых формах называют хищнической?

Так как хищники питаются себе подобными, так и на рынки конкуренты устраняют конкурентов, то есть себе подобных.

Как вы думаете, какие методы конкуренции эффективнее — ценовые или неценовые?

При покупке товара первое на что обращает покупатель свое внимание это цена, поэтому если снижать цену, то больше покупателей обратит на товар внимание, отсюда можно сделать вывод что ценовая конкуренция эффективнее

1. Приведите примеры различных видов конкурентных рынков.

Косвенная конкуренция
Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.

Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.

Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.

Неявная конкуренция
Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.

Потенциальная конкуренция
Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).

Товарная конкуренция
Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.

Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.

2. К какому виду конкурентного рынка относится рынок коммунальных услуг?

На мой взгляд, в сфере ЖКХ могут действовать следующие виды конкуренции:

1. Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – идеализированное состояние рынка, когда отдельные заказчики и поставщики не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение заказчиков и поставщиков заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. Признаки: множество равноценных заказчиков и поставщиков; однородность и делимость предлагаемых услуг;

отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; высокая мобильность факторов производства; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров).

2.Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят. Монополистическая конкуренция, олигополия и монополия являются формами несовершенной конкуренции. При монополии возможно вытеснение монополистом других фирм с рынка.

3.Недобросовестная конкуренция – нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Признаки: распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, потребительских свойств, качества оказываемых услуг; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; оказание услуг с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

4.Ценовая конкуренция – это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.

5.Неценовая конкуренция – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.От неценовой конкуренции следует отличать скрытую ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

1. Для чего государство должно бороться с монополизмом в экономике?

Потому что в условиях монополии может возникнуть дискриминация определенных групп потребителей. То есть монополист может предпочесть одних потребителей другим и предложить первым более выгодные условия обмена, в частности он может продавать разным потребителям свой товар по разным ценам.
Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз» , eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным.
Государство имеет множество способов борьбы с монополистами, для расширения конкуренции производителей на рынке.
Но не надо думать, что государство стремится лишь ограничивать монополии, нет оно их также бережет и защищает. Поскольку монополии источник стабильных поступлений в бюджет, то государство защищает “свои” внутренние монополии от конкуренции со стороны иностранных компаний.

2. Федеральная антимонопольная служба предлагает гражданам: «Сообщи о картеле!» Узнайте, что такое картель и зачем о нём нужно сообщать в антимонопольную службу.

Картели – это горизонтальные соглашения между конкурентами, которые больше всего вредят конкуренции. Картели считаются самым серьезным видом нарушения антимонопольного законодательства, за них установлена наиболее жесткая ответственность. 

1. Прочитайте ещё раз высказывание в начале параграфа. Как вы думаете, что имел в виду автор? Согласны ли вы с его мнением? Свой ответ аргументируйте.

2. Возможно ли достижение равновесной цены при отсутствии конкуренции?

Равновесная цена — это цена, объём спроса при которой равен объёму предложения, и этот объём, соответственно, является равновесным.

Из определения следует, что при отсутствии конкуренции спрос будет превышать предложение, поэтому достигнуть равновесной цены при отсутствии конкуренции не получится.

3. Современный американский предприниматель П. Тиль утверждает, что «при идеальной конкуренции никто не зарабатывает денег: вся прибыль уходит на продолжение соперничества». Как вы понимаете его высказывание? Согласны ли вы с ним?

4. К. Маркс полагал, что рынок совершенной конкуренции обязательно приводит к появлению монополии. Прав ли был Маркс? Свою точку зрения обоснуйте.

5. Как вы думаете, почему первый антимонопольный закон был принят именно в США?

Они одни из первых столкнулись с монополизацией, поняли, что невидимая рука рынка только делает хуже и ввели государственное регулирование рынка

6. Почему, на ваш взгляд, конкуренция в современной экономике всё чаще является неценовой?

Выберите вариант ответа на главный вопрос урока: «Какую роль в экономике играет конкуренция?» Свой выбор аргументируйте.

+А. Конкуренция — главный фактор экономического развития общества.

Б. Конкуренция между производителями позволяет потребителю приобретать наилучшие по соотношению цена-качество товары и услуги.

В. Конкуренция удаляет с рынка неэффективных производителей и продавцов.

Смотрите также: