Вопросы по биологии 9 класс учебник Сухова, Сарычева параграф 15









1. На Земле тела живой и неживой природы содержат сходный набор химических элементов; неодинаково соотношение различных элементов в живом и неживом. Подтвердите данное утверждение конкретными примерами и сделайте вывод из приведённых вами доказательств.

Составные части организма - клетки, ткани, органы - в сумме ещё не представляют собой организм. Лишь их соединение в порядке, исторически сложившемся в процессе эволюции, и их взаимодействие образуют целостную систему - организм, которому присущи определённые свойства: 

1. единство химического состава - в состав живых организмов входят те же элементы, что и в объекты неживой природы, но в ином соотношении: в живых организмах 98% химического состава приходится на 4 элемента - С-углерод, O-кислород, N-азот, H-водород; живые организмы построены в основном из 4 крупных групп сложных органических молекул - нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов и жиров; 
2. обмен веществ: все живые организмы поглощают из окружающей среды необходимые для жизни вещества и выделяют продукты жизнедеятельности, при этом происходят химические превращения веществ (в отличие от неживой природы, где обмен веществами представляет собой их простой перенос с одного места на другое или изменение агрегатного состояния); обмен веществ обеспечивает гомеостаз - постоянство химического состава и строения частей организма и, соответственно, постоянство их функционирования; 
3. самовоспроизведение* , или репродукция - образование новых структур на основе информации, заложенной в ДНК; это одно из основных свойств живого, тесно связанное с явлением наследственности; 
4. наследственность - способность организма обеспечивать передачу своих признаков из поколения в поколение; 
5. изменчивость - способность организмов приобретать новые свойства и признаки; эта способность лежит в основе естественного отбора; 
5. рост и развитие; способность к развитию - всеобщее свойство материи, в результате развития возникает новое качественное состояние системы; развитие живых форм представлено онтогенезом - индивидуальным развитием, и филогенезом - историческим развитием видов; 
6. раздражимость - свойство живых организмов избирательно реагировать на внешние воздействия; 
7. дискретность (от лат. discretus = прерывистый, разделённый) - всеобщее свойство материи: атом состоит из элементарных частиц, молекулы - из атомов, простые молекулы входят в состав сложных соединений и т.д.; жизнь на Земле также проявляется в виде дискретных форм: любой вид организмов состоит из отдельных особей, тело каждой высокоорганизованной особи - из обособленных и ограниченных в пространстве, но тем не менее тесно взаимодействующих между собой частей, органы состоят из отдельных тканей и клеток и т.д.; дискретность строения организма - основа его структурной упорядоченности, она создаёт возможность постоянного самообновления организма путём замены «износившихся» элементов (ферментов, молекул, целых клеток) без прекращения выполняемой функции; 
8. саморегуляция (авторегуляция) - способность организмов обеспечивать постоянство своего химического состава и физиологических процессов в постоянно меняющихся условиях среды; 
9. ритмичность - периодические изменения интенсивности физиологических функций с различными периодами колебаний (напр., суточные ритмы сна и бодрствования, сезонные колебания активности и спячки у некоторых животных и др.); ритмичность обеспечивает согласование функций организма с окружающей средой; 
10. энергозависимость - живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступает энергия и материя из окружающей среды, т.е. являются открытыми системами. 

Химический состав клетки. Роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки. 

1. Элементарный состав клетки. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Основные химические элементы, входящие в состав клетки: кислород, углерод, водород, азот, калий, сера, фосфор, хлор, магний, натрий, кальций, железо. 

2. Роль различных химических элементов в клетке. Кислород, углерод, водород и азот — основные химические элементы, из которых состоят молекулы органических веществ. Такие элементы, как калий, натрий и хлор, — входят в состав плазмы крови

2. Благодаря жизнедеятельности живых организмов происходит миграция химических элементов, из которых складывается всё многообразие окружающего мира. Объясните суть закона биогенной миграции атомов. Назовите группы организмов, её осуществляющих.

3. Поскольку одни и те же химические элементы входят в состав как живых организмов, так и тел неживой природы, то вещества, в состав которых эти элементы входят, также могут встречаться как в живых организмах, так и в окружающей их неживой природе. Приведите примеры таких веществ.

• Предложите схему или рисунок, объясняющие наличие одних и тех же веществ в неживой природе и в живых организмах.

4. Вещества, необходимые для жизни, живые организмы получают из окружающей среды.

5. Каждое живое существо преобразует химические вещества, поступающие из окружающей среды, в вещества, свойственные данному организму. Рассмотрите рисунок 48 и, используя свои знания из курса «Человек», объясните значение для организма человека химических процессов, происходящих в его пищеварительной системе.

6. Взаимодействие организмов с окружающей средой проявляется не только в том, что организмы берут из окружающей среды всё необходимое для жизни, но и в том, что они возвращают в окружающую среду вещества — продукты своей жизнедеятельности.

Приведите свои примеры веществ, которые возвращаются в окружающую среду как продукты жизнедеятельности живых организмов.

7. Источником энергии для обитателей нашей планеты является Солнце. Связь «Земля — космос» осуществляют представители царства Растения. Источником энергии для представителей других царств являются органические вещества, содержащиеся в пище. В химических связях органических веществ заключена энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности. Объясните смысл следующих утверждений:

8. У каждого царства живой природы своя роль в биосфере:

• Предложите схему пищевой цепи, иллюстрирующую роль каждого из названных царств живой природы в передаче вещества и энергии в биосфере.

Трава-гусеница-воробей-ястреб-человек

9. В живой и неживой природе Земли встречаются одни и те же химические элементы, химические вещества, происходят химические и физические процессы, непрерывный круговорот веществ и превращение одних видов энергии в другие. Завершите самостоятельно этот тезис выводом.

Смотрите также: