ГДЗ по истории 9 класс учебник Ляшенко, Волобуев § 19. Общественное движение

1. Почему либеральные реформы не получили поддержки консерва­торов?

Либеральные реформы были проведены Александром 2 в 19 веке. Реформы проводились сверху, поэтому явились больше формальностью для населения. Так, например, отмена крепостного права поставило крестьянство в более тяжелое положение: теперь крестьяне должны были платить выкупные платежи за свободу и землю, которые устанавливал помещик. В органы городского и местного самоуправления могли избираться только богачи, что не давало всем сословиям принимать участие в жизни государства. Революционные силы поэтому и активизировались, что не ожидали ни от каких реформ результатов.

2. Какие идеи содержались в адресах либералов на имя монарха?

1. Кого из народников 1880х гг. можно считать наследниками «На­родной воли»?

2. Почему В. П. Воронцов обратился к проблеме развития капитализ­ма в России?

1. Морозовская стачка была закономерным явлением или стихийным событием?

7 (19) января 1885 г. в Орехово-Зуеве Владимирской губ. вспыхнула многотысячная забастовка текстильщиков на фабриках, принадлежавших "Товариществу Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и К о ". Она вошла в историю российского рабочего движения под названием "Морозовская стачка" и стала событием, ознаменовавшим переход рабочего класса страны к массовой и организованной борьбе против капитала. Морозовская стачка была закономерным явлением в истории пролетарского движения. После отмены крепостного права в России быстро стал развиваться промышленный капитализм. Особенно интенсивно росла хлопчатобумажная индустрия. В ней наблюдался наивысший уровень концентрации производства и рабочей силы, наибольший рост капитала и прибылей. 

2. Чем различались рабочее и крестьянское движение протеста?

1. Почему идеи немецкого учёного К. Маркса оказались близки рабочим России?

Во-первых, учение Маркса во многом было верным. К его книге «Капитал» до сих пор обращаются, причём, весьма именитые учёные. В конце 19 века, за долго до краха коммунистического режима в нашей стране, Марксистское учение опровергнуть было вообще практически не чем. Оно имело массу сторонников не только в России, но и на Западе.

Во-вторых, для марксистских идей у нас была очень благодатная почва. Вопиюще огромная разница в доходах между высшими и низшими слоями общества. Богатые откровенно кичились своими деньгами, выказывали открытое презрение к простому народу, рабочим и крестьянам.

В третьих, сыграло свою роль и то, как это учение преподносили его сторонники широким массам. Говорили о справедливости, о том, что заводы нужно отдать тем, к то на них работает, а землю, тем, кто её пашет. Богатых выставляли, как паразитов и иждивенцев, угнетающих, честных, трудолюбивых граждан.

2. Объясните, почему революционеры пользовались псевдони­мами.

Первой причиной по которой революционеры брали псевдонимы была необходимость как-то обозначить себя в революционной среде. Это был своего рода "позывной" для своих.

Второй причиной была конспирация. Революционеры были преследуемы властями, поэтому большую часть времени перед февралем 1917 года они жили по поддельным документам. Липовые паспорта менялись часто, с ними менялись и фамилии, так как старая «палилась».

1. Сформулируйте главный вопрос урока на основе иллюстрации и текста в начале параграфа.

2. С какой целью либералы рассчитывали созвать Земский собор? На какие политические традиции России и других стран они при этом опира­лись?

Главными целями созыва Земского собора были примирение между собой сословий, устранение хаоса, учиненного за прошедшие годы Боярской думой. Также народу было важно знать о приходе царя, посланного Богом истинного властителя. Иван IV должен был заявить о себе и вместе с тем заручиться поддержкой народа, чтобы положить конец распрям.

3. Какую роль в революционном движении сыграла группа «Освобо­ждение труда»?

Группа «Освобождение труда» сыграла большую роль в революционном движении, ее деятельность расчистила дорогу для создания марксистской партии в России, но сама группа не была связана с массовым рабочим движением, она лишь «сделала первый шаг навстречу рабочему движению».

4. Заполните таблицу «Общественное движение в пореформенный период».

Консерваторы.
Представители: Катков, Шувалов.
Взгляды на будущее государственное устройство: самодержавие.
Представления о необходимых для страны реформах: корректировка реформ с целью недопущения ущемления прав и привилегий дворянства.
Методы достижения целей: защита верховной власти от влияния либеральных чиновников.

Либералы.
Представители: Кавелин, Чичерин, Аксаков, Унковский.
Взгляды на будущее государственное устройство: конституционная монархия и народное представительство.
Представления о необходимых для страны реформах: реформы государственного управления, введение независимого суда и местного самоуправления, создание условий для развития гражданского общества.
Методы достижения целей: принцип постепенности преобразований.

Революционный лагерь.
Представители: Чернышевский, Герцен, Ткачев, Лавров, Бакунин, Огарев, Белинский.
Взгляды на будущее государственное устройство: государство, основанное на принципах народного представительства и социализма.
Представления о необходимых для страны реформах: принятие конституции, наделение крестьян землей, уничтожение самодержавия, отмена сословий и уравнение в правах, свобода слова, совести и собраний.
Методы достижения целей: революционный.

6. Соотнесите даты на ленте времени с событиями.5. Какие изменения произошли в развитии общественного движения в последней четверти XIX в. по сравнению с предшествующим перио­дом?

7. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

1. Почему период правления Александра III называют «глухими года­ми» для российского либерализма?

2. Приведите примере! (2—3) деятельности конкретных представите­лей либерального движения.

3. Кто из русских революционеров эмигрировал в 80—90е гг. XIX в. и принимал участие в работе II (Социалистического) Интернацио­нала?

4. Как в революционное движение России пришли члены семьи Улья­новых?

На становление личности Ульянова оказала огромное влияние мать, Мария Александровна Ульянова (Бланк). Она происходила из семьи шведских евреев, возможно, по этой причине у неё выработалась стойкая неприязнь к России. Отец Ленина — педагог и директор народных училищ Симбирской губернии Илья Николаевич Ульянов — рано умер, поэтому воспитанием детей занималась мать. Семья получала приличную пенсию, не бедствовала, поэтому классовых причин ненавидеть «царским режим» не было. Но воспитание матери выработало практически у всех выживших детей (двое умерли в младенчестве) ярую неприязнь к существующим порядкам. Мать была настолько уверена в своих принципах, что даже казнь Александра Ульянова, который был одним из организаторов и руководителей террористического отдела «Народной воли» (его арестовали при подготовке покушения на российского императора Александра III), не сломила её воли.

Воспитание матери и казнь любимого брата озлобили Ленина, сделали его стойким революционером. Его оскорбляло неприятие симбирского общества, его отношение к родственникам террориста. Надо сказать, что в целом нравы в Российской империи были весьма либеральные. Семьи преступников репрессиям не подвергались. Семья Ульяновых продолжала получать пенсию, все дети без проблем поступили в высшие учебные заведения. При этом Ульянов имел прекрасные способности. Владимир с юности отличался необычайной работоспособностью, ненасытной научной любознательностью, огромной памятью. В 1887 году окончил Симбирскую гимназию с золотой медалью, поступил на юридический факультет Казанского университета. Владимира исключили из университета, но не из-за плохой учёбы или из-за его брата-террориста, а за то, что пошёл по стопам последнего и участвовал в деятельности нелегального студенческого кружка. Впрочем, это не помешало Владимиру завершить образование экстерном и стать юристом. Надо отметить, что многие революционеры, либералы, оппозиционеры в те времена, да и ныне, старались получить именно юридическое образование. Так, глава Временного правительства Александр Керенский тоже был юристом, учился на юридическом факультете Петербургского университета.

В 1893 году Ульянов перебрался в столицу. Уже в это время у Владимира сложилось убеждение, согласно которому революцию в России возглавит рабочий класс. Он-то и свалит абсолютизм. Главной целью жизни Ленина стало добиться революции в России. Революционные структуры тогда были малочисленными, реальной силы не имели. Их «мышиная» возня (вроде распространения революционной литературы) практически не оказывала влияния на общество.

5. Что такое маёвка? Как возник международный пролетарский праздник 1 мая?

Маевка — праздник на природе с семьей, гуляния и пикники с традиционными шашлыками.
В Российской империи впервые Первомай отметили в 1890 году в Варшаве. В следующем году радовался Дню трудящихся всего мира Петербург, правда подпольно. Впервые открыто 1 мая отпраздновался в России в 1917 году. Во всех городах страны миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами Коммунистической партии «Вся власть Советам», «Долой министров-капиталистов». В 1918 году в послереволюционной России был принят закон о том, что 1 мая будет отмечаться на общегосударственном уровне. Изначально этот праздник назвали Днем Интернационала. С 1930 года день 1 мая был известен как Праздник международной солидарности пролетариата. В годы Великой Отечественной войны его переименовали в Боевой праздник международного пролетариата. Только после этого появилось официальное название — Международный день труда. С 1997 года 1 мая россияне отмечают День весны и труда.

Какие мысли озвучил Г. В. Плеханов? Сформулируйте их в виде тезисов.

1. На основе изученного материала и эпиграфа в начале главы со­ставьте главный вопрос главы.

2. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в форме развёрнутого плана.

3. Подготовьте аргументы для дискуссии «Внутренняя политика Алек­сандра III — это контрреформы или корректировка мероприятий Алек­сандра II?».

4. Заполните таблицу «Россия и мир».

 

 

Россия

Мир

Общественнополитическая

ЖИЗНЬ

1880е гг.

 

 

1890е гг.

 

 

Экономическая

ЖИЗНЬ

1880е гг.

 

 

1890е гг.

 

 

5. Самостоятельно составьте вопросы по материалу главы для кон­троля и закрепления знаний.

6. С какими государствами Россия установила добрососедские отно­шения и с какими конфликтовала в царствование Александра III? Какие причины определили сложившиеся отношения?

К моменту вступления Александра  III  на  престол  расстановка  сил  в Европе начинает меняться. После поражения Франции во  франко-прусской  войне начинается процесс складывания новых  политических  группировок.  Дальнейшая роль России в европейской политке должна  была  определиться  той  позицией, которую она займёт в этой ситуации.

1)С Болгарией были немного натянутые отношения. В Европе установилось тогда тревожное состояние: все ожидали вооруженного вмешательства России в болгарские дела, которое неизбежно привело бы к европейской войне. Но император решил предоставить Болгарии выйти из внутреннего кризиса собственными силами, и, благодаря этому, мир не был нарушен.

2) Германия: В начале 80- х Германия   оставалась   для   России   важнейшим   рынком    сбыта сельскохозяйственной продукции. К тому же союз с  ней  мог  стать  опорой  в борьбе против Англии  –  на  тот  момент  главного  политического  соперника России, особенно  в  связи  со  столкновением  колониальных  интересов  двух держав в Средней Азии.

3) С Австрией у нас в то время тоже были очень хорошие отношения ) пример тому: 6(18)  июня 1881 г. подписан “новый  австро-русско-германский  “Союз  трех императоров” на шестилетний срок.

4) Так как Англия(Великобритания) являлась противником для Австрии и Германии, то для нас она тоже была противником.

5) отношения с Францией тоже были доверительными Главным содержанием этой политики был поворот от традиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией.

7. Раскройте смысл высказывания Г. В. Плеханова: «Целых тринад­цать лет Александр III сеял ветер...»

Контрреформы были призваны остановить нарастание негатив­ных явлений (революционное движение, расслоение крестьянства, выступления против целостности Российской империи), однако на деле имели отрицательные последствия. До предела обострились отношения между правительством и обществом. Придерживаясь реакционного курса в политике, правительство Александра III должно было в то же время поощрять развитие капитализма в социально-экономической сфере. Нарастали противоречия, грозив­шие стране потрясениями.

Сообщить о неточной информации
Проверочный код, год рождения Д.И.Менделеева:
В каком задании/вопросе ошибка:
Как должно быть: