ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 10









1. Охарактеризуйте основные положения и итоги денежной реформы 1839 г.

 

Эта реформа проводилась при царе Николае Первом. Ее пришлось провести из-за критического состояние финансовой системы – денег к тому времени выпустили так много, что они обесценились и расстроили денежное обращение. Также к тому времени стали выпускать фальшивые деньги – этим занималось французское правительство. Примерно к этому же году появилась капиталистическая промышленность.

Реформа позволила устроить стабильную систему финансирования, которая продержалась до войны в Крыму.

Реформа сделала бумажные деньги полностью равносильными серебряным рублям. Также медные монеты стали разменным средством. Таким образом медные деньги перестали быть основным видом денег. У людей восстановилось доверие к бумажным деньгам.

Реформа отменила все виды бумажных денег кроме государственных билетов. Кредитные билеты можно было беспрепятственно обменивать на металлические деньги.

Через год все эффекты реформы пропали, но в стране уже была сформирована устойчивая финансовая система, в которой главной формой денег было серебро. Стабилизация денежной системы – следствие не реформы, а сохранения натурального хозяйства. Денежный оборот в стране происходил в основном с казной.

Государство продолжало выпускать большие количества ассигнаций, что постепенно обнулило все эффекты реформы Канкрина.

 

 

2. Сопоставьте мероприятия по крестьянскому вопросу, проводившиеся в царствования Александра I и Николая I. В чём состояли различия? Что было общим?

По вопросу о крестьянах между Александром I и Николаем I была преемственность. Оба стремились облегчить их положение, не отменяя крепостной зависимости.
При Александре I помещикам по желанию дозволялось давать свободу и землю крестьянам с правом выкупа.
При Николае I позволялось договориться о земельном наделе за оброк или несение определённых повинностей, вводилось ограничение ссылки крестьян в Сибирь, запрещение отдачи их на заводы…
Разница между данными правителями в этом вопросе была в том, что они действовали с разных спектров внутренней политики: либерализма при Александре I и консерватизма при Николае I.

 

3. Расскажите об основных положениях реформы государственных крестьян (1837–1841). Какое значение имела данная реформа?

Цели и задачи реформы управления государственными крестьянами:

  • Систематизировать налоговые сборы в деревнях
  • Увеличить благосостояние крестьян и улучшить условия их жизни
  • Показать помещикам пример эффективного управления в деревне и «нового» отношения к крестьянам.

Крестьянский вопрос в России был острым. Николай 1 понимал, что его нужно решать, но понимал он и другое - в стране произошли большие потрясения, а отмена крепостного права может вызвать волну негодования помещиков, что пошатнет позиции самодержавия. Поэтому был избран путь наименьшего сопротивления. Было решено реформировать государственную деревню, чтобы показать пример помещикам. Для реализации реформы был выбран генерал Павел Дмитриевич Киселев, которого Император называл «начальником штаба крестьянской армии».

4. Проанализируйте информацию о бюрократии николаевской эпохи. Что в положении и деятельности этой социальной группы являлось традиционным? Что было привнесено в рассматриваемый период?

Принципы государственной власти при Николае I

 

Николай I вступил на престол в условиях политической нестабильности, его царствование началось с восстания декабристов. Это во многом обусловило деятельность нового главы государства. Император всеми силами пытался не допустить революции и для этого пресекал любые формы социального протеста. Николай I подозревал в движении декабристов дворянское сословие, поэтому в госуправлении стал опираться не на дворянское самоуправление, а на чиновников. В госуправлении усилена централизация, уменьшена роль региональной администрации, которая должна была только выполнять указания «сверху», из министерств. На международной арене Николай обратился к жестким принципам Священного союза, и с помощью военного вмешательства подавлял революции в других странах.

 

Расширение государственной границы на Востоке, приобретение территорий современных Абхазии и Армении осложнило отношения с кавказскими горскими народами.

 

Устройство Собственной его императорского величества канцелярии. При Николае I появились 4 отдела: делопроизводство, юридический, надзор за политической жизнью (политическая полиция), образование. В 1840-е гг. создано еще 2 отдела – управления Кавказом и надзор за самоуправлением государственными крестьянами – соответствующие наиболее трудным проблемам в государстве. Император усилил контроль за законодательством и общественным настроением. Это привело к усилению личной власти главы государства.

 

Создание свода законов под руководством Сперанского. В 1833 г. опубликовано Полное собрание законов Российской империи, включавшее в себя все законы с 1649 г., и Свод законов Российской империи (гражданский и уголовный кодекс), регулировавший также и государственные отношения.

 

Финансовая реформа, осуществленная министром финансов Канкриным, была направлена на отмену ассигнаций и введение в обращение новых монет и бумажных денег. Пополнить запас золота и серебра в казне позволил выпуск депозитных билетов, которые выдавались частным лицам в обмен на принятые на хранение слитки благородных металлов. Были выпущены билеты государственного казначейства – «серии», которые приносили небольшой процент и беспрепятственно обменивались на серебро. В 1839 г. мерой денежного обращения был объявлен серебряный рубль.

 

Введение самоуправления среди государственных крестьян. В 1836 г. государственные крестьяне были переданы в ведение 5-ого отделения канцелярии под руководством Киселева. В губерниях действовали палаты государственных имуществ, которые заведовали государственной землей и угодьями, наблюдали за государственными крестьянами. Крестьяне были объединены в сельские общества, а из нескольких общин состояла волость. Они имели свои сходы, избирали сельских голов и старшин.

 

Реформа просвещения была проведена под руководством Уварова. В начале 1830-х гг. проходила реформа средних учебных заведений, направленная на приоритет детей дворян и чиновников среди учащихся гимназий. Учреждены специальные учебные заведения, военные (кадетские корпуса, военная и морская академии) и технические (технологический институт), женские учебные заведения.

В 1835 г. утвержден новый Университетский устав. Усилился государственный контроль над образованием на всех уровнях. Студенты получили возможность учиться на бюджете. Работники просвещения становились госслужащими.

Реформа управления православной церковью. В 1836-39 гг. была проведена реформа Синода, который перешел в полное подчинение обер-прокурору. В результате государственные чиновники получили возможность регулировать и внутрицерковные дела.

Реформа городского управления. Новое Городовое положение 1846 г., сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства.

Формирование государственной идеологии – «самодержавие, православие, народность».

 

В целом деятельность Николая была направлена на укрепление государственной власти, введение полного контроля над всеми процессами общественной жизни в стране. Система госуправления в России имела недостатки: длительное время на принятие решений, возрастание вероятности ошибки при принятии решения (единоличные решения приводят к ошибкам) и разрастание бюрократического аппарата.

 

В середине XIX в. Россия также столкнулась с экономическими трудностями. Причина лежала в отсталом сельском хозяйстве. Помещичьи хозяйства были убыточны вследствие малой производительности крепостного труда. Государство могло изъять имения и крепостных за долги, но не имело возможности для устройства жизни бывших крепостных, ответственность за которых обычно нес помещик.

5. Дайте характеристику деятелей николаевского царствования. Можете ли вы выделить их типичные черты?

Характер и убеждения НиколаяIПавловича наложили огромный отпечаток на его эпоху. Он был военным до мозга костей, имел обострённое чувство долга, был прям, верен слову, решителен. Православие, самодержавие, народность - основные идеологические принципы николаевской эпохи.На практике же законы существовали для того, чтобы их обходить. Крестьянский вопрос был также важнейшим пунктом программы Николая I наряду с улучшением системы государственного управления. Необходимость отмены крепостного права была очевидна, однако разрешение этого вопроса предполагалось вести постепенно, создавались Комитеты по крестьянскому вопросу.

Николаевская эпоха также известна своими внешнеполитическими успехами: было присоединено Закавказье, в состав России вошли Казахстан и Армения, продолжалась Кавказская война, были разбиты Польша и Турция.

Итак, говоря о николаевской эпохе – эпохе правления Николая I, можно выделить следующие характерные черты: приверженность императора к монархическому строю, Сверхцентрализация государственного управления, бюрократизация управления и внешнеполитические успехи России.

 

 

Смотрите также: