ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 11









1. Объясните, какие исторические события и идеи влияли на умонастроения в российском обществе в 1830–1850-е гг. Каким образом в условиях идеологического контроля, цензуры обсуждались вопросы общественного бытия?

В 1830-е гг. обновляется круг чтения образованного общества: на смену трудам французских просветителей приходят сочинения немецких философов — Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, И. Фихте. Немецкая философия проникнута духом историзма, и обращение к прошлому становится важнее взгляда в будущее.

Напряжённая умственная работа шла и в стенах университетов. Школой воспитания мыслящей молодёжи стал Московский университет. Студенты внимали слову выдающихся профессоров, которые учили юношей анализировать факты, критически их осмысливать, выявлять закономерности. Огромной популярностью пользовались публичные лекции историка Т.Н. Грано́вского. Послушать его размышления о драматических событиях средневековой истории Западной Европы съезжалась вся Москва.

Несмотря на жёсткую цензуру и борьбу государства с тайными обществами и политическими идеями, движение мысли остановить было нельзя. По словам А.И. Герцена, мыслителя и общественного деятеля того времени, «внутри государства совершалась великая работа, — работа глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная». След­ствием этой работы стало формирование независимого от государства общественного мнения, осознание необходимости глубоких перемен.

2. Сравните взгляды западников и славянофилов на прошлое и перспективы развития России (отношение к историческому опыту Западной Европы; оценка преобразований Петра I; начала, на которые должна ориентироваться Россия; позиция по крестьянскому вопросу и др.). Выделите основные различия. Было ли что-то общее?

славянофилы:

1) осуждение реформ петра 1, за разрушение гармоничного строя России, и введение креп. права.

2) Власть царя должна быть неограниченной, но монарх должен считаться с мнением народа.

3) сделать созыв в Земских соборах

 4) укрепить роль православия - двух основ самобытности русского народа, сохранение крепостной общины

5) у России должен быть свой самобытный путь развития

 

Западники:

1) были за реформы Петра 1

2) развитие России должно следовать Европейскому варианту

3) Отмена крепостного права

4) России нужна конституционная монархия, гарантия прав и свобод

3. Объясните, почему история с публикацией «Философического письма» П.Я. Чаадаева стала знаковым событием в общественной жизни в 1830-е гг.

«Философическое письмо» по-настоящему взволновало общество. Большинство его читателей не одобряло высказанных Чаадаевым мыслей. Пушкин в ответ на статью написал Чаадаеву, что «ни за что на свете… не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Но выступление Чаадаева заставило людей задуматься над многими вопросами российской жизни.

4. Охарактеризуйте место Православной церкви в духовной жизни российского общества.

Православная церковь в истории России сыграла большую роль.

Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.
Началось освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности.
Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы.

Русская церковь в конце XV - начале XVI в. сыграла значительную роль в объединительном процессе. После избрания митрополитом в 1448 г. рязанского епископа Ионы русская церковь стала независимой (автокефальной). Церковь была серьезной политической силой, которая сосредоточила в руках значительные земельные владения и ценности, а также определяла идеологию самодержавного гос-ва (Москва –“третий Рим”, царь – помазанник божий).

5. Что составляло основное содержание деятельности студенческих кружков 1830-х гг. и кружка М.В. Буташевича-Петрашевского? Чем объяснялась драматическая судьба, постигшая петрашевцев?

Основная деятельность была направлена на отмену крепостного права.

Некоторые участники этих собраний не ограничились обсуждением социалистических идей и говорили о необходимо­сти революционного свержения самодержавия и установления республики. Об этих разговорах стало известно полиции, и все члены кружка в 1849 г. были арестованы и преданы суду.

6. Какие взгляды А.И. Герцена дали основание говорить об особом «русском социализме»?

Он увидел в русской крестьянской общине ячейку, на основе которой в России сможет утвердиться социализм. Для этого необходимо было освободить крестьян от крепостного права со всей землёй и без выкупа, сохранить при этом общину и распространить общинные начала самоуправления на всю страну. Осуществить эти преобразования Герцен надеялся революционным путём. Идеи Герцена получили название «русского социализма» и оказали огромное влияние на последующие поколения русских социалистов и революционеров.

 

7*. Проведите обсуждение на тему «Властители умов в российском обществе 1830–1840-х гг.: личности, общественные взгляды, круг влияния». При подготовке используйте дополнительную литературу, ресурсы Интернета.

 

Смотрите также: