ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 14









1. Охарактеризуйте основные стили отечественной литературы первой половины XIX в. Назовите отдавших дань этим стилям известных пи­сателей, их произведения.

Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное.
Она стремительно ворвалась в мировую литературу и вдруг стала бесспорной законодательницей литературной моды.

Первые десятилетия XIX вeка прошли под знаком романтизма. Популярен Жуковский, расцветает гений Пушкина, заявляет о себе Лермонтов, начинается творческий путь Гоголя, активно участвует в развитии русской литературы критик Белинский.
Литература все более становится неотъемлемой частью духовной жизни общества.
Именно в эти годы русская литература проходит свой путь от романтизма к реализму.
Первую треть XIX в. именуют золотым веком русской поэзии. В эту эпоху в России творили европейски образованные литераторы - выходцы из дворянской среды, разделявшие идеалы романтизма. Высшим достижением этого времени стало творчество А. С. Пушкина, истинного создателя русской литературы.
Путь, намеченный Пушкиным, в 1840-1850-х гг. продолжил Н. В. Гоголь, ставший одним из основателей нового литературного направления - критического реализма.

2. Привлекая иллюстрации учебника, представьте характеристику архитектурного стиля ампир (время распространения, идейное наполнение, художественные приёмы, известные мастера, их постройки).

Стиль ампир получил развитие в конце XVIII века сначала как продолжение, а затем и завершение периода классицизма.

Сущность этого стиля определило как наличие основы в виде античного искусства древней Греции и Рима, которое было дополнено мотивами искусства древнего Египта и официального стиля империи.

Название ампир происходит от французского "empiere" – империя. Указанная военная империя возникла при Наполеоне I, который стал императором Франции в 1804 году. Влияние античности в интерьере стиля ампир выразилось в сокращении классических элементов архитектуры, скульптуры и керамики, военных походов в изображении оружия и доспехов, а египетской культуры – посредством использования рисунков и орнаментов из гробниц фараонов, сфинксов или имитацией шкур африканских животных на мебели, обивочных тканях и портьерах. При этом стиль ампир сохранял блеск империи, символизируя роскошь и богатство. В отличие от французского ампира, российский императорский ампир сочетал строгость классических форм с яркой отделкой, например, текстиль для обивки или драпировки был богат красками и использованием золотого орнамента. Военная атрибутика отражала успехи русских воинов.

Стилю французских наполеоновского ампира присущи тяжелые драпировки, металлические украшения, старинные настенные ковры и картины в декорированных рамах, богатые люстры, а также наличие вензеля с буквой "N"

 

3. Проведите обсуждение на тему «Живопись первой половины XIX в.: от романтизма к реализму». Выскажитесь о достоинствах каждого из названных стилей от имени их предполагаемых почитателей. Аргументируйте свои суждения ссылками на творчество отдельных художников, конкретные произведения.

Русская живопись первой половины XIX века

Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академиз-ма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.

В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже, - но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европей-ской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и граждан-ской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.

В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (например, ложная готика). Большинство национальных школ Романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом.

В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живо-пись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Кипренский Орест Адамович [13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим], русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист.

 

4. Охарактеризуйте роль драматического и музыкального театра в жизни российского общества первой половины XIX в. Для чего люди того времени ездили в театр? Кто являлся кумирами публики? Дополнительно. Как вы полагаете, изменилась ли ситуация сегодня, спустя двести лет?

Центрами театральной жизни России в первой половине XIX в. были императорские театры двух столиц. В Петербурге с конца XVIII в. представления давали в Большом (Каменном) театре. Во второй четверти XIX в. специально для драматических постановок был построен Александринский театр, а оперу и балет ставили ещё и в Михайловском театре. В Александрин­ском театре состоялись премьеры комедий А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Н.В. Гоголя «Ревизор». На «Ревизоре» присут­ствовал Николай I и по окончании спектакля по достоинству оценил его: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне — больше всех».

В эти годы завоёвывает популярность русская опера. Подлинным шедевром русской национальной музыки стала опера Михаила Ивановича Глинки (1804–1857) «Иван Сусанин», которая в то время ставилась под названием «Жизнь за царя». Другая знаменитая опера композитора — «Руслан и Людмила». Глинка гордился народностью своей музыки. Он говорил, что «музыку создаёт народ, мы, композиторы, лишь аранжируем её». И действительно, благодаря его таланту народные напевы зазвучали в исполнении оркестра.

5. Объясните, в чём заключалась роль государства в развитии науки в России в первой половине XIX в. Приведите примеры.

Во-первых, по величайшему указу от 1803г., вся страна была поделена на 6 учебных округов, каждый из которых должен был иметь свой университет. И в 1804г. основывается университет в Казани, в 1805г. - университет в Харькове, в 1819г. - Санкт-Петербурге, в 1834г. - в Киеве (Святого Владимира). В следствии роста числа высших учебн. заведений увеличилось число выдающихся ученых (Н. Лобачевский, ректор Казанск. унив-та  (математика), Н. Зинин, А. Бутлеров (теоретич. и прикладная химия); В. Петров, Б. Якоби (физика), Н. Пирогов (медицина), Н. Карамзин и С. Соловьев (история).

6. Выскажите суждение о том, какие научные открытия российских учёных можно считать вкладом в развитие европейской науки первой половины XIX в.

Выдающееся открытие в математике сделал ректор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792–1856). В 1826 г. он разработал систему неевклидовой геометрии, которая совершила настоящий переворот в науке, но получила признание только после его смерти.

Дипломат Павел Львович Шиллинг (1786–1837) являлся признанным светилом востоковедения. Он совершил успешную экспедицию в Восточную Сибирь, откуда привёз огромную коллекцию тибетских и монгольских книг и рукописей. Но всемирную славу ему принесло изобретение в 1832 г. электромагнитного телеграфа.

7*. Проведите обсуждение на тему «Герои литературных произведений первой половины XIX в.: имена, ставшие нарицательными». Определите круг литературных персонажей, вошедших в число классических образов русской литературы. Какое послание своего времени они несли последующим поколениям?

8*. Историческое путешествие. Совершите воображаемую поездку в Санкт-Петербург середины XIX в. Расскажите о культурных впечатлениях, полученных в российской столице. (Рассказ может быть представлен по выбору — в форме письма, газетной статьи, альбома с зарисовками, фотографиями и др.)

Давно мечтал побывать в городе на Неве. И вот представилась такая возможность.

Решил отправиться на поезде. Все говаривали, будто сам дьявол ведет железную махину. Хе-хе, темный народ! Какой там дьявол, лепота!

Мысли так и унесли… Не успел очнуться, как понял, что прибыл на вокзал Петербурга.

Отправился искать гостиницу. Говорят, этот новый вид гостевых квартир очень удобен тем, что можно взять отдельно расположенную комнату. Нашел такую недалеко от набережной. Поднялся на второй этаж и диву дался от вида на Дворцовый мост. Белая ночь так красиво его освещала!

Наутро отправился в Царское село, поглядеть, где Пушкин вырос. Я бы тоже тут стал поэтом! Какие деревья, какие леса, какое солнце!

Далее посетил Пулковскую обсерваторию. Удивительно, что прямо здесь вершатся научные открытия, прямо в этом куполе.

Оттуда в раздумьях дошел до Эрмитажа. Войдя в здание, аж ахнул от его величия. Вот это мощь, вот это красота! Таких залов я не видал, пожалуй, нигде. Вышел почти в забытьи.

Глотая свежий морозный воздух, прошелся по Дворцовой площади. Свет вновь изгонял мрак, разводной мост открывал дорогу величавому кораблю.

Незаметно очутился в кровати. Во сне мне снилась прекрасная незнакомка. Я что-то бормотал ей, кажется… :

«Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…»

 

9*. Рассмотрите проблему. В работах искусствоведов отмечается, что в первой половине XIX в. начался переход от сословного деления культуры к формированию общенациональной русской культуры. Что способствовало этому процессу? В чём он проявился?

 

Смотрите также: