ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 16









1. Что свидетельствовало об осознании в первой половине XIX в. в разных слоях российского общества необходимости отмены крепостного права? Что сделало эту необходимость особенно очевидной в середине XIX в.?

Закончившаяся победой русских войск война с Наполеоном, в результате которой многие офицеры и дворяне, служившие в армии, побывали во Франции и увидели воочию положение французских крестьян, которое было несравнимо лучше положения крестьян в России, потому что они не являлись крепостными, платили гос-ву значительно меньше налогов и могли реализовывать продукцию, выращенную в подсобных хозяйствах. Стремление к улучшению положения крестьян и общества привели к росту либеральных настроений и открытому вооруженному восстанию в декабре 1825 года. Несмотря на поражение декабристов и жесткое подавление восстания, либеральные настроения в обществе возрастали, вынудив царя Николая 1 пойти на некоторые уступки крестьянам, в том числе сильные послабления крепостного порядка на окраинах империи. Окончательную точку над и поставила Крымская война 1853-56, показавшая всю ущербность крепостного порядка в России, отсталость армии и военной промышленности, а также пагубно влиявшего на развитие российской экономики. Крепостное право было отменено уже Александром 2 в 1861 году.

2. Охарактеризуйте позицию Александра II в отношении Крестьянской реформы. Какие его шаги свидетельствовали о ней?

1) Именно Александр II решил провести крестьянскую реформу и приложил все усилия к тому, чтобы она была проведена. Император считал отмену крепостного права "жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие её силы и могущества".
2) Из документа мы узнаём, что подготовка крестьянской реформы длилась более 4 лет, и в <название документа> Александр II повелевает провести её в кратчайшие сроки, потому что "дальнейшее промедление может быть пагубно для государства". Также мы узнаём, что Император хотел найти решение, которое реально улучшило бы положение крестьян, но при этом ограждало выгоды помещиков, насколько это возможно.

3. Проведите обсуждение на тему «Освобождать ли крестьян? На каких условиях?». Выскажитесь от имени представителей разных групп помещиков, общественных деятелей, отдельных исторических лиц.

4. Расскажите об основных положениях Крестьянской реформы. Какие вопросы она решала? Какие вопросы остались нерешёнными?

Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 19 февраля 1861 г.

19 февраля 1861 года – Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» , а также «положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» .

1. Крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами.

1) производить сделки с движимым и недвижимым имуществом (покупка, продажа и т. д. )

2) открывать торговые и промышленные предприятия

3) выступать от своего имени в суде

4) не могут повергаться телесному наказанию иначе как по приговору суда

5) переходить в другие сословия

2. При освобождении крестьяне получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

3. Размер земельного надела не мог быть выше установленной законом нормы. Отрезки – часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму. Прирезки – земля, которая добавлялась к крестьянскому наделу при освобождении, если он был меньше низшей нормы. Дарственный надел - ?часть от высшей нормы земельного надела, которую крестьянин мог получить бесплатно.

Отрезка была произведена в отдельных губерниях у 40-65 % крестьян. Прирезки – у 3-15 % крестьян. Отрезки в среднем по стране составляли 20% от крестьянского надела; а некоторых губерниях – 30-40% от крестьянского надела. После реформы малоземелье крестьянства приобрело еще более тяжелые формы.

Крестьянин не мог отказаться от надела, а помещик обязан был предоставить крестьянину надел для выкупа. С согласия помещика крестьянин мог получить безвозмездно, «в дар» , ? от «высшей» нормы надела («нищенские» , «сиротские») . Они составляли 1 десятину на человека и прокормиться с этой земли было невозможно.

4. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю.

5. Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных определялись соглашением между помещиком и крестьянами – Уставными грамотами.

6. За осуществлением реформы на местах следили мировые посредники.

3) Значение отмены крепостного права.

*** В ходе изучения вопроса учащиеся знакомятся с материалом учебника и выписывают значения отмены крепостного права.

Плюсы:

1)ликвидировано крепостничество; изменилась социальная структура общества;

2)создались условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны; появились свободные рабочие руки, увеличился наемный труд;

Минусы:

3)сохранилось основное противоречие в деревне между крупным помещичьим землевладением и малоземельем крестьян, что мешало крестьянам перестроить свое хозяйство на новый лад.

5. Объясните, что такое выкупные платежи. Как можно оценить участие государства в выкупных операциях?

Выкупные платежи- в 1861-1906 гг. ежегодные погашения крестьянами 1/49 части денежной суммы, выплаченной правительством за выкуп крест. наделов в ходе реформы 1861 г.

6. Дайте оценку исторического значения Крестьянской реформы 1861 г.

Крестьянская реформа 1861 года в России создала условия для беспрепятственного превращения рабочей силы в товар, т.е. утвердила господство капиталистического типа товарного производства. Для дальнейшего социально-экономического развития России XIX века падение крепостного права имело огромное значение - оно знаменовало собой начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи.

Смотрите также: