ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 17









1. Заполните таблицу «Реформы 1860–1870-х гг.».

1. (название реформы) Крестьянская реформа (год проведения) 1861г. (основные положения) Крестьянам дали личную свободу, право на личное имущ-во и недвижимость, право на защиту в суде, переход в иные сословия, право на службу и на учебу, поставили условия освобождения. (итоги реформы) капиталистическая система стала господствующ., крестьяне не получили землю в собственность, платили выкуп и теряли часть земли (отрезки). 2. (название реформы) Высш. образования (год проведения) 1863г. (основные положения) Университеты получили частичн. автономию, сами выбирали ректора и деканов 3. (назв. реформы) Земская (год проведения) 1864г. (основн. положения) местное хозяйствование было поручено выборным уездным и земским управам; (итоги реформы) выборы были сословными, формиров. самая активная и демократич. часть интеллигенции;улучшение положения народа. 4. (назв. реформы) Школьная. (год провед.) 1864г. (основн. положения) "О начальных народных училищах", "Устав гимназий" - основаны гимназии и реальн. училища, отныне нет монополии госуд-ва и церкви в образовании. 5. (назв. реформы) Судебная; (год пров.) 1864г., (основн. положения) устанавливается общая система судебных учреждений, "новые судебные уставы"; (итоги реформы)получили передовую судебную систему; 6. (назв. реф.) Реформа цензуры, (год) 1865г. (основн. положения) "Временные правила о печати"; (итоги) цензура ограничена; 7. (назв. реформы) Городская. (год) 1870 (основн. положения) принято "Городовое положение"; (итоги) управление становится более демократичным; 8. (назв. реформы) Военная (год) 1874г. (основн. положения) принят Манифест и Устав о повинности; (итоги) армия перевооружилась, служат все сословия, увеличение сети учебных военных заведений.

2. Представьте в виде схемы структуру органов земского управления. Какие функции выполняли земские органы?

Основными функциями Земских изб были финансово-податные и финансово-распорядительные. Финансово-податная сфера их деятельности включала раскладку («развод»), взимание податей (денег на даточных людей, разных оброчных статей, на жалование ратным людям и т. д.); сбор пошлин с дворов, амбаров; сбор недоимок, при котором выборные власти могли прибегать к помощи воеводской администрации (в 10-е годы XVII в. выборным лицам поручалось производить чрезвычайные сборы); сбор кабацких и таможенных пошлин (передавался «на веру» выборным целовальникам). Собранные денежные средства могли поступать как в Съезжую, так и Земскую избу, в зависимости от того, на ком лежала ответственность за те или иные поборы и доставку их в Москву.

Финансово-распорядительная деятельность Земских изб подразумевала сбор и распределение мирских денег на мирские и казенные расходы. На мирские средства содержалась Земская изба и ее аппарат, значительные средства вкладывались в содержание воеводского двора. Посещение сотским, земским старостой или целовальником представителей приказной администрации сопровождалось приношением воеводе и дьякам кормов, посулов, поминок – либо деньгами, либо натуральными продуктами. С помощью мирского бюджета обеспечивалась относительно стабильная материальная основа функционирования приказного аппарата в городах. Мирские деньги выделялись также на губное дело: жалованье губным дьячкам, целовальникам и т. д., на церковные расходы, на жалованье служилым людям, на городовое хозяйство.

Земские старосты также следили за посадской землей: дворовыми и лавочными местами, огородными и околоогородными пустошами и т. д. Без ведома земских старост и всех посадских людей никто не имел права совершать акты купли-продажи. Они принимали участие в оценке имущества городского и податных лиц, составлении ценовых росписей, организации строительства и починки воеводского, земского и губного дворов и т. д., отвечали за ведение документации Земской избы: приходо-расходных книг, платежных отписей и памятей, выписей из сотных книг и ее сохранность. Значительная часть документов состояла из подлинных царских грамот, которые были направлены либо на имя земских старост и всех посадских людей, либо на имя воеводы, но предназначены для выборных должностных лиц.

3. Объясните, что представляла собой куриальная система выборов в органы земского и городского самоуправления. Что было следствием её применения?

Выборы в земские учреждения проводились по куриальной системе, использовавшейся еще при избрании органов городского самоуправления, а еще раньше — при избрании состава Земского собора по разрядам, «по чинам», по сословным группам.

Земские гласные (депутаты) в уездные земские собрания избирались от трех курий: от уездных землевладельцев, от городских обществ, от сельских обществ. Сами выборы происходили на съездах уездных землевладельцев, городских избирателей и на съездах выборных от сельских обществ. В самом общем виде можно сказать, что избирателями могли быть мужчины не моложе 25 лет. Но нельзя не сказать отдельно о многочисленных нюансах, которые следует обязательно учитывать, чтобы картина была максимально полной.

4. Охарактеризуйте основные положения судебной реформы. Почему она считалась одной из наиболее радикальных среди реформ 1860–1870-х гг.?

Судебная реформа 1864 г. — преобразование в России судоустройства и судопроизводства на основе судебных уставов. Еще до начала реформы следствие изъяли из ведения полиции и передали специальному институту судебных следователей. В 1861 г. началась планомерная подготовка судебной реформы, в 1862 г. Александр II одобрил «основные начала» Судебных уставов, 20 ноября 1864 г. Судебные уставы были утверждены. В России начало действовать весьма прогрессивное законодательство и судопроизводство: было осуществлено отделение суда от администрации, включавшее гласность и состязательность судебного процесса, несменяемость судей и судебных следователей (судьи и следователей могли быть уволены по собственному желанию или в соответствии с приговором суда) , были введены суд присяжных (сословных представителей) и институт адвокатуры (присяжных поверенных) . Вводилось два вида судов — мировой и коронный. Мировой суд имел упрощенное судопроизводство и рассматривал-гражданские иски до 500 рублей и мелкие уголовные преступления. Коронный суд состоял из Окружных судов (первая инстанция) и Судебных палат (вторая инстанция) . В каждой губернии действовало от 1 до 3 Окружных судов. Судебные округа во главе с Судебными палатами объединяли по нескольку губерний. Окружные суды рассматривали все уголовные деда, исключая государственные (политические) и должностные преступления (старше титулярного советника) . Судебные палаты (как первая инстанция) рассматривали государственные и должностные преступления (совершенные чиновниками до V класса) . Кассационные департаменты Правительствующего сената рассматривали дела о преступлениях чиновников выше V класса. Для рассмотрения преступлений, совершенных членами Государственного совета, министрами и равными им лицами, был учрежден Верховный уголовный суд.

5. Объясните, в чём состояло значение введения всесословной воинской повинности.

Всесословная воинская повинность - установленная законом 1 января 1874 г. обязанность мужского населения России служить в вооруженных силах страны. Позволяла сократить численность армии в мирное время и в то же время подготовить обученный военный запас на случай войны.

6*. Подготовьте проектную работу на тему «Деятели Великих реформ 1860–1870-х гг.» (привлеките дополнительную литературу, ресурсы Интернета). Охарактеризуйте взгляды, деятельность, личные качества тех, кто разрабатывал и проводил реформы. Сможете ли вы выделить какие-либо общие черты?

7*. Историк и правовед Б.Н. Чичерин, рассуждая о реформах 1860–1870-х гг., отмечал: «Невозможно сохранить историческую вершину, когда от исторического здания, которое её поддерживало, не осталось и следа; невозможно удержать правительство в прежнем виде там, где всё общество пересоздалось на новых началах». Как вы объясните смысл этого высказывания?

8*. Сравните Великие реформы Александра II с преобразованиями Петра I. В чём заключались различия? Было ли что-то общее?

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной власть. В целом реформы Александра II, безусловно, отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых держав. Они значительно продвинули Россию по пути экономической и политической модернизации.

Смотрите также: