ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 19









1. Охарактеризуйте общественную ситуацию в России на рубеже 1870–1880-х гг. Почему историки определяют её как кризисную?

Положение крестьян ухудшалось, распространялся голод. Из-за этого государство не могло собрать ему причитавшегося, росли недоимки. В этих условиях обострялась критика властей со стороны прессы, причём не только социалистической, но и либеральной, интеллигенция всё активнее выступала за введение конституции. При этом усиливался революционный террор. Но важно не то, что убийств становилось больше, а то, что общество во многом их одобряло: когда суд оправдал Веру Засулич, прохожие на улицах Петербурга обнимались и поздравляли друг друга. Это показывает недоверие общество к власти – явный показатель кризиса последней.

2. В чём заключались альтернативы внутриполитического развития страны в 1880-е гг.? Какой выбор сделал Александр III? В чём это выразилось?

Внутренняя политика Александра III часто обозначается словом контрреформы. Связано это с тем, что в его царствование были пересмотрены некоторые положения Судебной, Городской и Земской реформ в сторону усиления государственной власти, а также позиций дворянского сословия. В 1882 году была ужесточена цензура и контроль за периодическими изданиями, некоторые из них были закрыты. В 1887 году было запрещено принимать в гимназии детей из семей низших слоев общества. В народе этот закон получил название «циркуляр о кухаркиных детях». В 1889 году в деревнях была введена должность земского начальника, назначавшегося из потомственных дворян. Он получал право надзора и контроля над органами крестьянского самоуправления. В 1889—1892 годах были ограничены права органов городского и земского самоуправления. Представительство дворянства и имущих слоев городского населения в них было увеличено за счет других сословий. Однако в целом эпоху царствования Александра III временем контрреформ называть нельзя. Ни одна из реформ царя-освободителя Александра II не была отменена. Более того, одновременно проводилась политика, направленная на ускоренное экономическое развитие страны, подъем сельского хозяйства и промышленности, снижения налогов, в том числе и с крестьян.

3. Дайте оценку изменениям в системе образования, цензурной политике в годы царствования Александра III.

Системе образования уделялось особое внимание, так как властям казалось, что гимназии и университеты были рассадниками революционных идей в России. В 1884 г. был опубликован новый устав университетов, вновь отменивший автономию высших учебных заведений. Все кандидатуры преподавателей должны были согласовываться с попечителями учебных округов и чиновниками Министерства народного просвещения. Ректор университета теперь не избирался, а назначался, его полномочия стали весьма ограниченны. При поступлении в университет будущие студенты должны были представить справку о политической благонадёжности. Плата за обучение существенно увеличилась, вводилось обязательное ношение формы студентами. В 1887 г. министром народного просвещения И.Д. Деля́новым был издан нашумевший циркуляр о «кухаркиных детях», который рекомендовал директорам гимназий не принимать в учебные заведения детей кучеров, лакеев, прачек, лавочников и т.д., за исключением наиболее одарённых из них. По мнению Делянова, гимназисты, вышедшие из этой среды, неблагоприятно влияли на своих одноклассников.

В 1882 г. были введены новые правила о печати. В итоге цензура стала строже. Коллегия в составе министров внутренних дел, юстиции, просвещения и обер-прокурора Святейшего Синода могла закрывать любое издание. Кроме того, на органы печати могли накладывать санкции, которые были равносильны их закрытию. В результате в 1884 г. был прекращён выпуск таких ведущих либеральных изданий, как журнал «Отечественные записки», газеты «Голос», «Страна».

4. Составьте схему, представляющую организацию земского и городского управления в пореформенной России (используйте информацию § 17). Какой характер носили изменения в этой сфере, осуществлённые в 1880-е гг.?

5. Охарактеризуйте задачи и результаты экономической политики, проводившейся в России в 1880–1890-е гг.

Министерство финансов, которое в 1881–1886 гг. возглавлял известный учёный-экономист Николай Христианович Бу́нге, стремилось проводить политику, направленную на защиту наиболее нуждающихся слоёв населения. Целью его политики был социальный мир в империи, а следовательно, более или менее справедливое распределение налогового бремени. В 1881 г. все бывшие крепостные крестьяне были переведены на обязательный выкуп, размер которого снижен. В последующие годы постепенно упразднили основной прямой налог — подушную подать, а вместо него ввели налоги, которые ложились на наиболее состоятельные слои населения. Так, был повышен государственный поземельный налог и налог на городскую недвижимость, установлен налог на наследство и заграничные паспорта. Было введено фабричное законодательство, ограждавшее рабочих от произвола предпринимателя.

6*. Как вы объясните сущность крестьянского вопроса в России в конце XIX в.? Дайте оценку возможностей развития крестьянских хозяйств.

В моем понимании-сущность, крестьянского вопроса в начале 20 века состоялась в том, что крестьян Российской империи освободили от рабства помещиков, то есть крестьяне перестали быть крепостными помещиков, но при этом крестьяне могли заниматься собственным благополучием, на современном языке своим бизнесом.

 

Смотрите также: