ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 21









1. Назовите и охарактеризуйте основные типы школ и высших учебных заведений, существовавших в России во второй половине XIX в. (информация может быть представлена в виде схемы). Какие изменения в образовании произошли после Великих реформ?

Основой среднего образования в XIX в. являлась классическая гимназия, главными предметами в которой были древние языки — латинский и древнегреческий. По мнению министра народного просвещения Д.А. Толстого, будучи весьма трудными для изучения, они должны были отвлекать учащихся от революционных идей. Сущест­вовали также прогимназии, в которых читался неполный гимназический курс. Помимо этого, были реальные училища, где делался упор на естественно-научные дисциплины: физику и химию. Окончившие гимназии и реальные училища имели шанс поступить в университет или в высшие специальные учебные заведения.

Система высшего образования стремительно развивалась во второй половине XIX в. За тридцать лет, с 1860-х по 1890-е гг., втрое выросло число студентов. Появлялось всё больше учебных заведений, дававших инженерное образование. Делало первые шаги и высшее женское образование: в 1878 г. в Санкт-Петербурге были основаны Высшие женские курсы. Их первым директором был историк Конс­тантин Николаевич Бестужев-Рюмин (1829–1897). В его честь курсы и стали называть «Бестужевскими». Похожие учреждения возникли и в других городах России.

2. Проведите обсуждение на тему «Российская наука второй половины XIX в. в европейской и мировой науке». Охарактеризуйте вклад отдель­ных российских учёных в мировую науку. Выскажите суждение, на чём основывались их достижения.

1. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин - первая в мире электрическая лампочка 
2. А.С. Попов — радио 
3. В.К.Зворыкин (первый в мире электронный микроскоп, телевизор и телевещание) 
4. А.Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолета 
5. И.И. Сикорский — великий авиаконструктор, создал первый в мире вертолет, первый в мире бомбардировщик 
6. А.М. Понятов - первый в мире видеомагнитофон 
7. С.П.Королев - первая в мире баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли 
8. А.М.Прохоров и Н.Г. Басов — первый в мире квантовый генератор — мазер 
9. С. В.Ковалевская (первая в мире женщина — профессор) 
10. С.М. Прокудин-Горский - первая в мире цветная фотография 
11. А.А.Алексеев — создатель игольчатого экрана 
12. Ф.А. Пироцкий - первый в мире электрический трамвай 
13. Ф.А.Блинов - первый в мире гусеничный трактор 
14. В.А. Старевич — объемно-мультипликационное кино 
15. Е.М. Артамонов - изобрёл первый в мире велосипед с педалями, рулем, поворачивающимся колесом 
16. О.В. Лосев — первый в мире усилительный и генерирующий полупроводниковый прибор 
17. В.П. Мутилин - первый в мире навесной строительный комбайн 
18. А. Р. Власенко — первая в мире зерноуборочная машина 
19. В.П. Демихов - первым в мире осуществил пересадку легких и первым создал модель искусственного сердца 
20. А.П. Виноградов - создал новое направление в науке — геохимию изотопов 

 

3. Охарактеризуйте основные жанры литературы второй половины XIX в. Назовите известных авторов и произведения, представлявшие эти жанры.

Русская литература.

Классицизм : оды ( Г. Державин) , трагедии ( В. Нарежный),  комедии (   Л. Шаховской, И. Крылов), басни  ( И. Дмитриев, И. Крылов).

 Сентиментализм : повести (  Н. Карамзин), идиллии, послания ( В. Жуковский), трагедия ( В. Озеров).

 Романтизм : элегии  , поэмы ( В . Жуковский ,  К . Батюшков)...

4. Исследовательское задание. По каким из литературных произведений второй половины XIX в. созданы экранизации в ХХ — начале XXI в.? Чем, по вашему мнению, они привлекают современных мастеров культуры?

Анна Каренина Льва Николаевича Толстого экранизировалась множество раз. Самая первая экранизация появилась еще в 1911 году, когда само произведение написано в 1870-х. Данный роман привлекает своим неповторимым стилем Толстого, а также отсутствием счастливого финала. Анну Каренину продолжают экранизировать и в наше время.

 

5. Кто такие художники-передвижники? Как вы оцените их место в русской живописи? Считаете ли вы, что их произведения интересны современному зрителю? Аргументируйте свою точку зрения.

Передвижники( А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин.) – это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение – Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения.

 

Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства.

 

В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Важное место занимало у них и искусство портрета. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа.

 

Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.

 

Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.

 

Творчество передвижников, рассматривавших свою деятельность как подвиг общественного служения, было посвящено интересам трудового народа. Оно отличалось демократизмом, гуманистическим, подлинно народным содержанием, патриотизмом, богатством образов, высоким профессиональным мастерством. В произведениях передвижников воплотились лучшие черты русской национальной художественной культуры.

 

Они явились вершиной русского дореволюционного искусства и одной из вершин мирового реалистического искусства вообще.

 

Творчество передвижников способствовало развитию и демократизации русского искусства, оказало огромное влияние на творческий рост отдельных художников и целых национальных художественных школ, особенно в Польше, Болгарии, Чехии, Румынии.

6. Какие творческие объединения стали создаваться в российском искусстве во второй половине XIX в.? Почему они возникали?

В музыкальном искусстве также шёл поиск новых форм. Этот «бунт» в музыке тесным образом связан с творческим объединением «Могучая кучка», лидером которого был композитор Милий Алексеевич Бала́кирев (1836–1910). Помимо М.А. Балакирева, в «Могучую кучку» во­шли М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин и Ц.А. Кюи́. Они настаивали на необходимости создания подлинно национальной музыки, выступали против подражания западноевропейским (прежде всего итальянским) образцам. Эти тенденции нашли выражение в операх Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881) «Борис Годунов» и «Хованщина», Александра Порфирьевича Бородина (1833–1887) «Князь Игорь», Николая Андреевича Рим­ского-Корсакова (1844–1908) «Псковитянка», «Снегурочка», «Садко» и др.

7. Объясните, как соотносились традиции и черты нового в российской архитектуре второй половины XIX в. Приведите примеры.

В архитектуре второй половины XIX в. стало модным подражать зданиям допетровской Руси. Это определило архитектурные особенности Политехнического музея в Москве (архитекторы И.А. Мониге́тти и Н.А. Шохин), открытого в 1877 г.; Исторического музея на Красной площади (архитектор В.О. Ше́рвуд), возведённого к 1881 г.; Верхних торговых рядов в Москве (архитектор А.Н. Померанцев), построенных к 1893 г. (ныне в этом здании располагается ГУМ). Всё это образцы так называемого псевдорусского стиля.

этот период всё чаще строились новые типы зданий: многоэтажные доходные дома (их владельцы сдавали квартиры в аренду), вокзалы и торговые пассажи. При строительстве архитекторы любили использовать стекло и металл, а также новый материал — железобетон. Образ больших городов преображался вместе с тем, как менялась и сама Россия.

8. Подготовьте сообщение об одном из российских меценатов второй половины XIX в. (по выбору). Дайте оценку значения его деятельности.

Савва Морозов принадлежал поколению «новых» московских купцов. В отличие от отца и деда, родоначальников семейного бизнеса, молодой предприниматель получил прекрасное европейское образование и имел художественный вкус. Он дружил с людьми искусства, поддерживал их и помогал в разных, не только творческих начинаниях. Вместе с Максимом Горьким он проводил для детей с городских окраин рождественскую елку, а Антону Чехову нашел дачу в Подмосковье, когда болезнь писателя обострилась.

 

Савва Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Станиславский писал, обращаясь к Морозову: «Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

9*. Рассмотрите проблему. В литературоведении высказывается суждение, что в XIX в. в Европе сложились три великие национальные школы романа — английская, французская и русская. Какие романы, относящиеся к этим школам, вы можете назвать? Какие особенности русского романа второй половины XIX в. вы выделите?

10*. Историки культуры отмечают, что театр в России второй половины XIX в. отличался не только художественными достижениями, но и высоким общественным звучанием. Объясните, на чём основано это суждение.

11*. Подготовьте проект на тему «Художественная культура нашего города (края) во второй половине XIX в.».

Смотрите также: