ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 24









1. Объясните, как разделялись в российском обществе взгляды на пути развития России после Великих реформ 1860–1870-х гг. Приведите примеры.

Отмена крепостного права (1861 г.) повлекла за собой и другие реформы. Буржуазные реформы 1860 – 70-х гг. – эпоха Великих реформ, когда стал складываться союз царя, дворян и буржуазии. Реформы должны были способствовать развитию капитализма, использовать буржуазию в своих интересах. С 1860-х гг. в России начался процесс индустриализации, поэтому была необходима новая государственная и общественная структура.

1. Земская реформа (1864) устанавливала в губерниях и уездах местное самоуправление: земские собрания и их исполнительные органы (управы). В них избирались дворяне, сельская интеллигенция, буржуазия, богатые крестьяне. Земства не имели политических прав, занимались решением местных вопросов (борьба с эпидемиями, открытие медпунктов, школ, дорог, землеустройство и т. д.).

2. Городская реформа (1870) создала городское самоуправление, городскую думу и управу, решавшие коммунальные вопросы (борьба с пожарами, контроль за санитарией, дела школ, приютов, лечебниц и др.). В Думу избирались самые зажиточные горожане, во главе стоял городской голова.

3. Судебная реформа (1864) установила бессословный суд с присяжными заседателями, гласностью судопроизводства, состязательностью сторон (введена адвокатура), частичной независимостью суда от администрации. В России создан нотариат по ведению наследственных дел, удостоверению сделок, документов.

4. Военная реформа (1874) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью. Сроки службы ставились в зависимость от образования: от 6 месяцев до 6 – 7 лет; улучшилась подготовка офицеров, проведено перевооружение.

5. Реформы просвещения. В 1863 г. введен университетский устав, утвердивший определенную автономию и демократизм этих учебных заведений. Школьный устав 1864 г. давал формальное равенство в обучении, расширял сеть школ. С 1870 г. начали открываться женские гимназии, появились высшие женские курсы. Так, в Москве профессор Герье в 1872 г. открыл историко-филологические высшие женские курсы.

6. Финансовая реформа была осуществлена в 1862 – 1866 гг. Право распоряжаться всеми финансовыми средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Государственного контроля. В 1860 г. был организован Государственный банк, кредитовавший торгово-промышленные предприятия.

Были упразднены винные откупа (1863 г.), вместо них вводились патентные сборы и особый акциз. На местах для их взимания созданы специальные акцизные управления. Главный итог преобразований финансовой системы – в установлении гласности бюджета, финансового контроля и прогрессивных изменениях в налоговой сфере.

2. Охарактеризуйте идейные основы и главные течения российского народничества 1860–1870-х гг.

Народничество — общественное движение, в основе которого лежало представление о возможности по­строения особого «русского социализма». Теория «русского социализма» А.И. Герцена обрела большую популярность в обществе. Согласно этому учению, России следовало избежать капиталистического строя, характерного для её западных соседей. Шанс на это давала крестьянская община, которая могла переродиться в социалистическую артель. Ключевую роль в переходе страны к иным общественным отношениям должен был сыграть не рабочий (как в Западной Европе), а крестьянин.

Это учение пытались воплотить в жизнь многие представители интеллигенции. В 1861 г. возникла организация «Земля и воля». В распоряжении революционеров была типография, в которой печатались противоправительственные прокламации (воззвания, обращения). Организаторы «Земли и воли», не удовлетворённые Крестьянской реформой 1861 г., планировали восстание. Многие её участники были арестованы в 1864 г., и объединение распалось.

 

3. Систематизируйте информацию о деятельности народников в 1860–1870-х гг. в форме таблицы.

Годы

Организации, их участники

Цели, задачи

Тактика, средства борьбы

Итоги деятельности

1869

«Народная расправа» Сергей Геннадьевич Нечаев

Революция

убийства

Нечаева судили

1870

Пропагандистское направление Пётр Лаврович Лавров

Интеллигенция должна была сделать всё возможное, чтобы улучшить положение крестьян

Для этого нужно было идти в народ и пропагандировать, готовить народ к революции.

 

1870

Бунтарское направление Михаил Александрович Бакунин

Он полагал, что русский народ склонен к анархизму, не признаёт государственную власть и ждёт момента, чтобы её уничтожить

Крестьянский бунт, хорошо известный из истории России, — тому доказательство.

 

1870

Сторонник государственного переворота Пётр Никитич Ткачёв

целью которой было свержение существующего политического строя и коренная перестройка всей социальной жизни страны

Переворот должна осуществить небольшая группа заговорщиков

 

1876

«Земля и воля»

Александр Дмитриевич Михайлов

свержение существующего политического строя и коренная перестройка всей социальной жизни страны

Земли и воли» развернули обширную деятельность: издавалась газета, публиковались революционные прокламации.

распад на

«Чёрный передел»

 

 

4. Подготовьте сообщение об одном из деятелей народнического движения.

Петр Никитич Ткачев (1844-1886) - идеолог "русского бланкизма" - происходил из купеческой среды (хотя его отец за беспорочную службу получил дворянство, распространившееся и на детей). После учебы в гимназии в 1861 г. был зачислен на юридический факультет Петербургского университета, где оказался в гуще революционного движения. Вскоре Ткачев попадает в заключение в Петропавловскую крепость, его отчисляют из университета, но вся последующая жизнь будет связана с движением разночинной интеллигенции во всех его общественных и подпольных формах. Во второй половине 1860-х годов активно сотрудничая в журналах, он сложился как публицист, чей авторитет и популярность в радикальных кругах приобрели устойчивый характер. В 1869 году после ареста Ткачев четыре года провел в заключении, а затем отправлен в ссылку, откуда бежал в декабре 1873 года. За границей Ткачев - один из руководителей русских революционеров, автор многочисленных брошюр и статей.

 Ткачев, Петр Никитич (1844— 1886), из дворян, окончил Петербургский университет, арестован в 1862 году за участие в студенческих волнениях, вскоре выпущен, в 1864 году приговорен к заключению в крепости на три месяца, арестован в 1866 г. в связи с покушением Д. В. Каракозова, участвовал в студенческих волнениях 1868—1869 годы, арестован 26 марта 1869 г., 15 июля 1871 года приговорен к одному году и четырем месяцам тюрьмы и полицейскому надзору на пять лет, по отбытии наказания выслан в Великие Луки, в декабре 1873 года бежал за границу, издавал журнал «Набат».

5. Расскажите об организациях российских марксистов, возникших в 1880–1890-е гг. Кем они были созданы?

Первая русская марксистская организация (группа «Освобождение труда») возникла в 1883 году в Женеве. Её основал и возглавил в эмиграции Георгий Плеханов. В основном, в эту организацию входили бывшие активные народники. Критикуя постулаты народнической идеологии и доказывая преимущества марксизма, Плеханов и его соратники стремились увлечь за собой общественность.

В результате деятельности «Освобождения труда» к концу 1880-х годов марксистская литература широко расходится среди интеллигенции. В России начали возникать марксистские кружки: в Петербурге - под руководством Точисского, Благоева, Бруснева; в Казани - под руководством Федосеева. Участники этих кружков стремились овладеть марксистской теорией и наладить связи с рабочими. В 1895 году кружки петербургских марксистов объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

 

6*. Привлекая материал курса всеобщей истории, охарактеризуйте идейные основы либерализма как течения общественной мысли. В чём состояли особенности российского либерализма второй половины XIX в. в сопоставлении с европейским либерализмом?

Смотрите также: