ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 30









1. Объясните, что такое «правительственная весна» 1904 г. Что можно считать её результатом?

В августе 1904 г. министром внутренних дел был назначен князь П. Д. Святополк-Мирский. Он объявил о начале эры "доверия обществу". В первую очередь это сказалось на цензурной политике, которая была смягчена. В периодических изданиях порой выходили недопустимые прежде статьи, фактически обвинявшие правительство в поражениях в Русско-японской войне. П. Д. Святополк-Мирский не реагировал на них, а готовил проект политической реформы. Земские деятели, одушевленные таким поворотом событий, готовились к своему первому Всероссийскому съезду, который разрешил новый министр.

Император в этом вопросе не согласился с П. Д. Святополк-Мирским и предстоявший съезд не одобрил. И все же его нельзя было запретить: министр не мог взять обратно данное слово. "Союз освобождения" готовился к столь долгожданному совещанию земцев, он организовал во многих городах банкетную кампанию: это были банкеты, проводившиеся в честь 40-летия судебной реформы 1864 г. Нередко они представляли собой многолюдные собрания, на которые приходили более 800 человек. Во время застолий произносились речи. Ораторы намекали собравшимся на необходимость конституции в России, впоследствии их выступления (тосты) публиковались в газетах. До начала 1905 г. прошло 120 банкетов в 34 городах. В них участвовало около 50 тыс. человек, фактически поддержавших требование конституционалистов. Подобные настроения взяли верх и на земском съезде 6–9 ноября 1904 г. Его делегаты собрались в Петербурге в доме сына министра юстиции В. Д. Набокова. Всего съехалось 105 делегатов из 33 губерний, большинство из них высказалось за установление конституционного порядка.

П. Д. Святополк-Мирский отнюдь не был конституционалистом. Он предлагал вернуться к проекту М. Т. Лорис-Меликова и только реформировать Государственный совет, пригласив к законосовещательной деятельности представителей земств и городов. Многие высокопоставленные чиновники поддержали П. Д. Святонолк-Мирского. В декабре 1904 г. эту инициативу одобрил и Государственный совет. Вопреки этому, Николай II внял совету своего дяди великого князя Сергея Александровича и С. Ю. Витте и отверг саму идею привлечь земцев к законотворчеству. Соответствующий пункт был вычеркнут из уже подготовленного проекта. Таким образом, в Указе 12 декабря 1904 г. вводились важные новшества, политическая же система оставалась нетронутой.

Решение императора было встречено разочарованием даже в ближайшем его окружении. Брожение распространялось, охватывая широкие слои населения. За банкетами земцев, адвокатов, журналистов последовали собрания рабочих, некоторые из них возглавлял священник Г. А. Гапон.

 

2. Начните составление таблицы «Ключевые события революции 1905–1907 гг.».

1. 9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье» - расстрел мирной демонстрации рабочих Санкт-Петербурга, шедших с петицией к Николаю II к зимнему дворцу, что вызвало недовольство населения по всей стране.
2. Весна 1905 г. – забастовки на предприятиях во многих городах страны, пиком которых стали Первомайские забастовки.
3. Май-июнь 1905 г. – Иваново-Воскресенская стачка, в ходе которой впервые был образован Совет рабочих депутатов, который на месяц сумел взять власть в городе в свои руки.
4. Июнь 1905 г. – восстание матросов на броненосце «Потемкин» .
5. Октябрь 1905 г. – Всероссийская политическая стачка

 

3. Расскажите о формах общественной самоорганизации — союзах, советах, возникших в ходе событий 1905 г. Какое значение они имели?

Советы превратились в зачаточные формы народной государственной власти. Они осуществляли меры революционно-демократического характера - создавали боевые дружины, рабочую милицию, захватывали типографии, имели свои издания, вводили фактическую свободу печати и другие демократические права (свободу слова, печати, митингов, демонстраций).

4. Какие документы были изданы правительством весной — летом 1905 г.? Какие изменения они предусматривали?

Манифестом об учреждении Государственной Думы от 6 августа 1905 г. Законодательство о представительных учреждениях включало следующие известные акты: Манифест от 6 августа 1905 г.; основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.; Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г.

5. Охарактеризуйте масштабы забастовочного движения в 1905 г. Каковы были его результаты?

Причины революции 1905-1907 года

- нарушение трудовых и социальных прав рабочих

- голод

- отсутствие гражданских свобод

- популярность либеральных и социалистических партий

- абсолютизм

- отсутствие конституции и представительства

Этапы революции 1905-1907 года

Начало: 1904 год – деятельность Союза освобождения и Собрания русских фабрично-заводских рабочих; 3 января 1905 года – забастовка на Путиловском заводе; 7 января 1905 года – забастовки на всех заводах Петербурга.

Ход: 29 января – Указ Николая 2 о комиссии для выяснения причин демонстраций; 18 февраля – манифест об искоренении крамолы + указ о разрешении подавать царю инициативы; 17 апреля -указ о веротерпимости; 14 июня – бунт на Потемкине-Таврическом; 21 июня – восстание в Лодзи, 6 августа – учреждена Госдума; 13 октября – Всероссийская октябрьская политическая стачка; 17 октября – бунты в чертах оседлости.

В чем состояли итоги и значение

Основные итоги: - учреждение представительного органа в лице парламента, проведение реакционной политики, проведение реформ, которые ограничивают самодержавие, частичное удовлетворение требований рабочих, но сохранение самодержавия и консервация существующих национальных и трудовых проблем. Однако, заработные платы были повышены, а власть начальников земств ограничена.

Революция оказала влияние на Третье июня, а именно переворот, который вызвал изменение избирательной системы. Плюс, условия труда и материальное положение рабочих было улучшено. Российская империя учредила институты правового государства.

 

6. На основе текста параграфа и источника раскройте основные положения Манифеста 17 октября 1905 г. Дайте оценку его значения.

Законодательный акт Верховной власти российской империи . Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II .В октябре в Москве началась забастовка которая охватила всю страну и переросла во Всероссийскую октябрьскую политическую стачку. Историческое значение Манифеста заключалось в распределении прежде единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом - Государственной думой.

7*. Рассмотрите проблему. Чем можно объяснить различие мнений историков о том, какие события следует считать началом, а какие окончанием российской революции 1905–1907 гг.? Какие мнения вам представляются более убедительными? Почему?

Существование разных взглядов объясняется тем, что Россия постепенно «входила» в революцию и также постепенно из неё «выходила». Не сразу современники оценили масштаб событий и не сразу осознали, что революция закончилась. Кому-то даже показалось, что она и вовсе ещё не начиналась. Дело в том, что многие от революции ждали силового столкновения народных масс и вооружённых сторонников старого порядка, которое должно было закончиться низвержением действующей власти. Этого в действительности не произошло. Когда в 1906-1907 гг. некоторые в обществе ждали настоящего взрыва социального недовольства, революционные выступления в действительности пошли на спад.

8*. Объясните, почему издание Манифеста 17 октября 1905 г. для многих современников знаменовало завершение революции. Кто не разделял этой оценки?

17-го октября 1905 г. был издан манифест, который формально означал конец существования в России неограничен-ной монархии. Манифест устанавливал политические права для граждан России: неприкосновенность личности, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий) . К выборам в парламент привлекались слои населения, ранее лишенные избирательных прав. Согласно Манифесту, Государственная дума меняла свое значение и приобретала черты развитого парламента; провозглашалось, что закон не может иметь силу без одобрения Государственной думы.
 

Смотрите также: