ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 36









1. В чём заключался прогресс в российском образовании в начале ХХ в.? Какие количественные и качественные характеристики свидетельствовали о нём?

Со 2-й пол. 1980-х гг. в ус­ло­ви­ях на­рас­таю­ще­го об­ще­ст­вен­но­го кри­зи­са ост­ро вста­ла про­бле­ма гу­ма­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния. Кон­цеп­ция ре­фор­мы шко­лы, на­ча­той в 1988, вклю­ча­ла сле­дую­щие осн. прин­ци­пы: де­мо­кра­ти­за­ция; плю­ра­лизм об­ра­зо­ва­ния, его мно­го­ук­лад­ность, ва­риа­тив­ность и аль­тер­на­тив­ность; на­род­ность и на­цио­наль­ный ха­рак­тер; от­кры­тость; ре­гио­на­ли­за­ция; гу­ма­ни­за­ция; гу­ма­ни­та­ри­за­ция; диф­фе­рен­циа­ция; раз­ви­ваю­щий, дея­тель­но­ст­ный ха­рак­тер; не­пре­рыв­ность об­ра­зо­ва­ния. Од­на­ко боль­шин­ст­во этих идей не бы­ло реа­ли­зо­ва­но. Раз­вер­ну­лась ра­бо­та по за­ко­но­да­тель­но­му обес­пе­че­нию об­ра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти. В 1991 об­ра­зо­ва­на Рос­сий­ская ака­де­мия об­ра­зо­ва­ния (РАО). При­ня­ты За­кон РФ «Об об­ра­зо­ва­нии» (1992; но­вая ре­дак­ция – 1996), За­кон «О выс­шем и по­сле­ву­зов­ском об­ра­зо­ва­нии» (1996).

2. Объясните, какие проблемы сохранялись в сфере российского образования. Что требовалось для их решения?

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

 

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования.  С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

 

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

 

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

 

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

 

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

 

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

 

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

 

3. Подготовьте сообщения о достижениях российских учёных в различных отраслях науки (по выбору).

Дмитрий Менделеев (родился 27 января 1834 года, Тобольск, Сибирь , Российская Империя - умер 20 января 1907 года, Санкт-Петербург, Россия) - русский химик, который разработал периодическую классификацию элементов. 

Менделеев обнаружил, что когда все известные химические элементы были расположены в порядке возрастания атомного веса, в результирующей таблице отображалась повторяющаяся структура или периодичность свойств внутри групп элементов. В его версии периодической таблицы 1871 года он оставил пробелы в местах, где, как он считал, неизвестные элементы найдут свое место. Он даже предсказал вероятные свойства трех потенциальных элементов. Последующее доказательство многих его предсказаний в течение его жизни принесло Менделееву известность как основоположника периодического закона.

Дмитрий Менделеев разработал периодическую классификацию химических элементов, в которой элементы были расположены в порядке возрастания атомного веса.

Чем он еще занимался?

Во-первых, в области химической науки Менделеев внес различный вклад. В области физической химии, например, на протяжении всей своей карьеры он проводил обширную исследовательскую программу, в которой основное внимание уделялось газам и жидкостям. В 1860 году, работая в Гейдельберге, он определил «абсолютную точку кипения» (точка, в которой газ в контейнере будет конденсироваться в жидкость исключительно под действием давления). В 1864 году он сформулировал теорию (впоследствии опровергнутую), согласно которой растворы представляют собой химические соединения в фиксированных пропорциях. В 1871 году, когда он опубликовал последний том первого издания своих Принципов химии, он исследовал эластичность газов и дал формулу их отклонения от закона Бойля. В 1880-х годах он изучал тепловое расширение жидкостей.

4. Объясните, в чём состояло международное значение сделанных российскими учёными и инженерами открытий и изобретений. Приведите примеры.

Радиоприёмник. А. С. Попов, 1895 г. – 25 апреля (7 мая) 1895 года Александр Степанович Попов продемонстрировал изобретённый им радиоприёмник на заседании физического отделения Русского физико-химического общества.
Самолёт А. Ф. Можайского («Воздухолетательный снаряд») 1876 г. Самолёт, спроектированный и построенный русским морским офицером Александром Фёдоровичем Можайским. Первый в России и один из первых в мире самолётов, построенных в натуральную величину, а также, возможно, первый в мире самолёт, отделившийся от земли с человеком на борту.
Лазер – прототип лазера мазеры были сделаны в 1953—1954 гг. Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым, а также независимо от них американцем Ч. Таунсом и его сотрудниками. В отличие от квантовых генераторов Басова и Прохорова, которые нашли выход в использовании более чем двух энергетических уровней, мазер Таунса не мог работать в постоянном режиме. В 1964 году Басов, Прохоров и Таунс получили Нобелевскую премию по физике «За основополагающую работу в области квантовой электроники, позволившую создать генераторы и усилители, основанные на принципе мазера и лазера».

5. В чём выразилось развитие книгоиздания, периодической печати в России в начале ХХ в.? Какое значение это имело?

6*. Проведите обсуждение вопроса о том, как сочетались в трудах российских учёных философское осмысление мира, теоретические исследования и прикладные разработки. Приведите примеры творчества отдель­ных учёных.

Смотрите также: