ГДЗ по истории 9 класс учебник Соловьев, Шевырев параграф 23









1. Используя карту (с. 180–181), охарактеризуйте национальный и конфессиональный состав населения России в конце XIX в.

К середине XIX в. Российская империя была крупнейшим в мире государством, владения которого располагались в Европе, Азии и Северной Америке (до 1867 г. – Аляска и до 1841 г. – форт Росс). Западными пределами России являлись Польша, Бессарабия, Правобережная Украина, Финляндия. На севере и востоке Россия имела естественные границы – Северный Ледовитый и Тихий океаны соответственно. На юге территорию России ограничивали Закавказье, Северный Казахстан и Китай.

 

Численность населения Российской империи была явно недостаточной для такой огромной страны, однако демографическая динамика имела устойчиво положительный характер. В 1811 г. в России проживало около 43 млн. человек, а в 1851 г. – уже 57 млн. человек (без учета Польши, Финляндии и Закавказья).

 

Первая всеобщая перепись населения в России была проведена только в 1897 г., поэтому данные об этническом составе населения в первой половине XIX в. являются приблизительными.

 

Русские (самый многочисленный народ) к середине столетия составляли уже меньше половины населения – 49%.

 

Украинцев и белорусов было 21% и 8% соответственно.

 

Около 5% населения составляли народы Среднего Поволжья (татары, чуваши, мордва и др.), 3% – степные кочевники (калмыки, ногаи и др.), 2,5 – евреи, по 1% – народы Севера и Сибири.

 

С вхождением Польши и Финляндии в состав России поляки составили 7% населения, а финны – 1,8%.

 

Конфессиональный состав Российской империи также отличался широким многообразием. Здесь были представлены все три мировые религии: христианство, ислам и буддизм, а кроме того, большое число национальных культов.

 

Самой распространенной религией являлось, разумеется, христианство (1815 г. – около 94% населения). Среди христиан доминировали православные. Православие (государственную религию Российской империи) исповедовало около 75% населения. Это подавляющее большинство русских, украинцев, белорусов, грузин, бессарабских румын, корелы, коми, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и якутов.

 

Правительство неоднократно организовывало попытки религиозной ассимиляции старообрядцев (проживали в Поволжье, на Севере, в Сибири), но положительных результатов эти усилия обычно не давали.

2. Что вы отнесёте к общим принципам политики самодержавия в отношении народов империи?

В Российской Империи конца 19 в. , начале 20 в. национальный вопрос стоял достаточно остро. Правительство, можно сказать, спекулировало на этом вопросе. Обостряя его, чтобы отвлечь народ от внутренних проблем государства. Был провозглашен "лозунг" - "Православие, самодержавие, народность", что говорит о нетерпимом отношении к другим конфесим и национальностям

3. В чём выражалось особое положение отдельных народов в Российской империи? Чем оно объяснялось?

Многие народы России сохраняли свой язык и самобытность. Государство часто разрешало населению новых присоединённых территорий жить по тем законам, к которым оно привыкло. Так, в прибалтийских губерниях — Эстляндии, Лифляндии (современные Эстония и Латвия) продолжали действовать нормы шведского права. В дворянских собраниях там говорили преимущественно по-немецки, в начальных школах обучение велось в основном на эстонском и латыш­ском языках. В Царстве Польском нормы уголовного и гражданского права восходили к законодательству Наполеона I, учредившего их ещё для Герцогства Варшавского. На Северном Кавказе уживались нормы исламского права (шариат), обычаи, характерные для местных народов (адат), а также положения российского законодательства. Народы Сибири и Дальнего Востока продолжали платить налоги (ясак) шкурами животных вплоть до начала XX столетия. В Средней Азии Бухарский эмират и Хивинское ханство сохранили определённую самостоятельность. Правительство в большин­стве случаев старалось не нарушать бытовой уклад жизни народов империи. Так переплетались различные традиции и культуры, взаимодействовали народы Российской империи.

4. Раскройте содержание понятия «польский вопрос» применительно ко второй половине XIX в. Охарактеризуйте Польское восстание 1863 г. как попытку поляков решить этот вопрос.

Польская проблема была одной из основных во внешней политике России на протяжении всего 18 в. Россия была заинтересована в слабой и послушной Польше, а в перспективе и в возвращении под российский скипетр польских земель, когда-то входивших в состав Киевской Руси. Кризисное состояние польской государственности (выборный, почти лишенный реальной власти король и плохо управляемый сейм, на котором всякий рядовой шляхтич мог наложить вето на любое решение) способствовало достижению этих целей, и уже со времени Петра I Россия фактически диктовала свою волю некогда грозному противнику. В 1763, опираясь на силу русской армии и поддержку Пруссии, с которой ради этого был заключен союзный договор, Екатерина II добилась избрания на польский престол своего ставленника Станислава-Августа Понятовского. С его помощью русское правительство рассчитывало обеспечить в Польше свои интересы и, в частности, решить проблему прав польских православных (диссидентов). Но польский сейм и слышать не желал о каких-либо уступках православным. Правда, в Польше существовала партия влиятельных магнатов Чарторыйских, добивавшихся ограничения прав сеймов и установления наследственной монархии. Чарторыйские обещали России помощь в решении диссидентского вопроса, если та, в свою очередь, поддержит их планы. Но поддержать Чарторыйских значило нарушить условия соглашения с Пруссией, не желавшей укрепления польского государства. 

В Царстве Польском, фактически лишившемся автономии после восстания 1830–1831 гг., давно зрело недовольство её подчинённым положением. К новому выступлению тщательно готовились, и в начале 1863 г. вспыхнуло Польское восстание. Основными требованиями восставших, как и тридцать лет назад, было признание Россией независимости Польши. Кроме того, восставшие требовали возвращения границ Польши ко временам Речи Посполитой, то есть с включением территорий Украины, Белоруссии, Литвы.

5. От чего зависел характер национальной политики самодержавной власти, её либерализация или ужесточение в отдельные периоды? Покажите на примерах.

Российская империя в XIX в. была многонациональной и многоконфессиональной державой. Ее исторической и этнической основой являлся русский народ. Россия была православной монархией, в которой Русская православная церковь занимала ведущие позиции. Показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. Крупнейшими наряду с русскими этносами были во второй половине XIX в. украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др.; россияне исповедовали православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм.

Успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. Дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. Кроме того, относительно либеральная национальная политика Александра II существенно отличалась от национальной политики Александра III, взявшего курс на русификацию.

Максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась Финляндия; в Средней Азии на русском языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. Либеральной в целом была национальная политика в Прибалтике.

Гибкая политика проводилась в отношении народов Поволжья, Закавказья, Алтая, Якутии и др.: приобщая их к русской культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования.

На Украине и в Белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. Принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и белорусском языках учебную литературу, гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. Похожей была ситуация в Польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.

Что касается положения евреев, то после некоторых послаблений 60—70-х гг. (разрешение для отдельных категорий жить вне так называемой черты оседлости и др.) меры против них были в 80—90-е гг. вновь ужесточены (в частности, действовали запреты на занятие государственных должностей, ограничивалась свобода передвижения: жить разрешалось лишь в тех местностях, которые входили в черту оседлости).

России во второй половине XIX в. приходилось решать сложные национальные проблемы, преодолевать острые противоречия между центром и окраинами, народами, ее населявшими. Но в целом страна жила в условиях межнационального мира.

 

6*. Рассмотрите проблему. Как были связаны национальные и социальные мотивы в общественном движении народов Российской империи?

7. Какие пути решения «национальных вопросов» видели представители народов, живших в России? Приведите примеры. Каковы были итоги разных попыток национального самоутверждения?

1. решать вопросы национально-территориального характера  . Менять статус территории, так, чтоб было всем удобно

2. Органы власти должны следить, чтоб не ущемлялись экономические, политические интересы  проживающего ( на этой территории) населения.

3 Решать проблемы языкового и культурного развития народов.

4  Защищать права  населения,которые вынуждены проживать не на своей территории

5 Стараться мирным путем исправлять ошибки в проведении национальной политики,допущенные в прошлом или в настоящем.

6 Уважать культуру , традиции,веру отдельных народов  региона 

7 Уважать традиции и историю других народов по всей стране.

Смотрите также: