Страница 269
1. Что из перечисленного (ударение, интонация, пауза, артикуляция, дикция, темп речи) используется вами в процессе чтения стихотворных произведений?
Ударение, интонация пауза и темп речи.
2. Почему до чтения вслух важны подробный анализ и понимание текста? Подготовьте развёрнутый ответ и подкрепите его собственными примерами.
На мой взгляд, понимание текста при чтении вслух очень важно, так как только если человек сам понимает, о чем идет речь, только тогда он сможет подать информацию в нужной интонации, уверенности. По поводу подробного анализа - на него не всегда хватает времени, тем не менее он значительно улучшит понимание, а соответственно и качество изложения/чтения.
Страница 274
Гай Валерий Катулл. «Нет, ни одна среди женщин такой похвалиться не может...»
1. Послушайте внимательно стихотворение Катулла. Как вы думаете, какие чувства вызывают в душе поэта неблагодарность, зло, жестокость, предательство?
2. Какие чувства доминируют в чтении актёра (горечь, сожаление, досада, негодование, возмущение, жажда мести...)?
В чтении актера доминируют горечь, сожаление, досада.
3. Каково ваше отношение к образу лирического героя, созданному актёром?
4. Какие чувства зазвучат в вашем выразительном чтении этого стихотворения?
Стихотворение «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга...» говорит нам о большом разочаровании Катулла в друзьях вообще и в любимой женщине в частности, поэтому звучат чувства жалости, печали, сожаления.
Страница 275
Гай Валерий Катулл. «Нет, не надейся приязнь заслужить и признательность друга»
1. Чтение вслух произведений античной поэзии сложно для современного читателя. Прислушайтесь к тому, как актёр при чтении соблюдает ритм звучания стиха, его своеобразную мелодику.
2. Как бы вы охарактеризовали лирического героя стихотворения, его переживания, силу и глубину его чувств?
3. Как вы считаете, удалось ли актёру передать драматизм любовной ситуации, воспроизведённой в стихотворении? Какими средствами художественного чтения это достигается?
4. Подготовьте выразительное чтение стихотворения, передав ритмические особенности античного стиха.
1. К какой группе поэтов принадлежал Катулл?
Катулл принадлежал к группе римских поэтов-неотериков, которые считали, что латинской поэзии нужны реформы. Неотерики хотели сделать стихи легче, проще, избавить от высокопарности.
2. Кому посвящена лирика Катулла? Что привело к разрыву поэта и Лесбии?
Стихотворения Катулла посвящены различным темам. Здесь и обращения к друзьям, и насмешливые стихотворения, и любовная лирика. Его произведения всегда имеют адресатов и связаны с конкретными событиями личной жизни поэта.
3. Какие художественные приёмы использовал поэт в своих стихотворениях?
Катулл часто пользовался сравнениями, употреблял географические названия, перемещал сюжетный центр в конец стихотворения, что заставляло читателей внимательно следить за развитием сюжета. Поэт употреблял выражения высокие и считавшиеся грубыми, сознательно сочетал архаические выражения и модные греческие заимствования. Эти приёмы в соединении давали эффект эмоциональной напряжённости, держали внимание читателя и слушателя.
4. Какие переводы стихотворений Катулла сделаны Пушкиным и Фетом?
Пушкиным сделаны переводы: "Оставь, о Лезбия, лампаду", "Мальчику","Торжество Вакха".
Фет создал переводы для: "К мальчику-прислужнику", "Тот богоравный был избран","К Лезбии", "Кто это видеть мог".
5. Прочитайте и проанализируйте одно стихотворение Катулла.
Страница 280
Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене»
1. Прослушайте актёрское чтение оды Горация «К Мельпомене». Какими средствами художественного чтения актёр достигает торжественного «одического стиля» в исполнении произведения?
2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» и оды Горация «К Мельпомене». В чём, по вашему мнению, исполнение этих двух поэтических произведений будет совпадать, а в чём различаться? Почему?